Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 N 09АП-44579/2017 ПО ДЕЛУ N А40-60845/17

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. N 09АП-44579/2017

Дело N А40-60845/17

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Замановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А40-60845/17
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой" (ОГРН 1095011000479, адрес: 140304, Московская область, г. Егорьевск, микрорайон 1-й, д. 80, пом. 4Г)
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (ОГРН 1037715046467 адрес: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр. 9);
2) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Марченко О.Г. по доверенности от 27.07.2017,
- от ответчика1: Крюкова О.А. по доверенности от 20.06.2017 N 141/1/7/2569-исх;
- от ответчика2: Скопина П.В. по доверенности от 23.03.2017 N 212/2/497;

- установил:

С учетом уточнения исковых требований, принятых судом к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ, ООО "ЖЭУ Жилстрой" просит арбитражный суд взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с февраля 2016 года по октябрь 2016 года (включительно) задолженность в размере 1.699.892 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2017 по делу N А40-60845/17 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Министерство обороны Российской Федерации обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
МО РФ ссылается на то, что не было извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, также указывает, что не привлекался судом в качестве ответчика по делу.
Определением от 24.10.2017 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А40-60845/17 в Девятом арбитражном суде по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции привлек Министерство обороны Российской Федерации соответчиком по данному делу, учитывая, что в исковом заявлении истцом он также был указан в качестве ответчика.
Как следует из материалов дела, иск предъявлен ООО "ЖЭУ Жилстрой" о взыскании задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период с февраля 2016 года по октябрь 2016 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с государственными контрактами купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2010 г. N 150110/3, от 21 октября 2009 г. N 211009/2, от 26 октября 2009 г. N 261009/1, заключенным между Минобороны России и ООО "Жилстрой", для нужд Минобороны России были приобретены квартиры в г. Егорьевске: 1 микрорайон, д. 8а, ул. Сосновая, д. 8, ул. Сосновая д. 4а, 4 Микрорайон, д. 15а в количестве 61 ед. в соответствии с условиями контракта.
Указанные квартиры были переданы Продавцом Государственному заказчику по актам приема-передачи квартир и включены в государственный жилищный фонд.
Из числа приобретенных жилых помещений по состоянию на 28.03.2017 являлись незаселенными: квартира N 47 дома 8 по ул. Сосновой г. Егорьевска Московской области (1 квартира); квартиры N 1, 13, 130, 138, 17, 20, 29, 45,47, 5,53,59, 77, 8, 80, 97 дома 4а по ул. Сосновой г. Егорьевска Московской области (16 квартир); квартиры N 102, 103, 113, 116, 117,118, 119, 12, 120, 121, 122, 123, 124, 127, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 137, 140, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 30, 37, 41, 43, 45, 46, 82, 86, 93, 99 (41 квартира).
В силу статей 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также, согласно ст. 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти или управомоченные ими лица.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами. Осуществление Минобороны России правомочий собственника в отношении спорных квартир подтверждается заключением подведомственными Минобороны России учреждениями договоров социального найма.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Сторонами не оспаривается, а кроме того, факт закрепления на праве оперативного управления за ФГКЭУ "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России спорных квартир подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ФГКЭУ "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России была реорганизована путем присоединения к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, как универсальному правопреемнику учреждения ФГКЭУ "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России, на праве оперативного управления принадлежат спорные квартиры, находящиеся в многоквартирных домах по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 8; Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 4а; Московская область, город Егорьевск, 4 микрорайон, дом 15а.
Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Собственником имущества ФГКУ "Центральное ТУИО" является Российская Федерация, имущество учреждения является федеральной собственностью, а органом, осуществляющим полномочия в отношении учреждения, и главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета - Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно нормам ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
Таким образом, ФГКУ является государственным учреждением, финансируется Министерством обороны Российской Федерации и использует имущество, закрепленное за ним, на праве оперативного управления.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с февраля 2016 года по октябрь 2016 года (включительно) образовалась задолженность в размере 1.935.446 руб. 98 коп., в том числе: по квартирам в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 8, в размере 35.828 руб. 25 коп.; по квартирам в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 4а, в размере 508.557 руб. 28 коп.; по квартирам в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, 4 микрорайон, дом 15а, в размере 1.391.061 руб. 45 коп.
Направленные в адрес ответчиков ежемесячные платежные документы составлены в форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1161/57.
С 01.02.2016, в соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании договора N 11-РКО на расчетно-кассовое обслуживание, деятельность по формированию платежных документов и сбору платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "ЖЭУ Жилстрой", осуществляет ООО "Егорьевский расчетно-кассовый центр".
В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 для выполнения функций регионального оператора на Территории Московской области учреждена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".
ООО "Егорьевский расчетно-кассовый центр" включило взнос на капитальный ремонт, предусмотренный пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, в платежные документы, направляемые в адрес ответчиков.
Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год установлен в размере 8 руб. 30 коп.
Взнос на капитальный ремонт не является платежом, предназначенным для ООО "ЖЭУ Жилстрой".
Таким образом, задолженность ответчика перед истцом по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с февраля 2016 года по октябрь 2016 года (включительно) составляет 1.699.892 руб. 98 коп.
Поскольку доказательств оплаты имеющейся задолженности не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что с ответчиков в пользу истца следует взыскать задолженность в заявленном размере.
Ответчики надлежащих и достоверных доказательств не исполнения истцом обязанности по содержанию и управлению домом в материалы дела не представили, документов, подтверждающих предъявление ответчиками истцу претензий относительно качества и объема услуг, не приобщено.
Фактическое оказание услуг по управлению многоквартирными домами подтверждается договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями и подрядными организациями, документами, подтверждающими оплату по данными договорам, в том числе ежемесячными актами, подтверждающими объем потребления коммунальных услуг по каждому дому.
Кроме того, информация, связанная с управлением и подлежащая раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, размещена на официальном сайте ООО "ЖЭУ Жилстрой" в сети Интернет.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы ответчика, как собственника не совпадают, Управляющая компания, не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к ответчику, в связи с чем, ответчики обязаны нести расходы по содержанию общего имущества.
Исходя из установленной законом обязанности собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы по содержанию общего имущества дома пропорционально своей доле, суд правомерно определил, что истец имеет право требования соответствующей оплаты от ответчиков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что иск подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине возлагаются на ответчиков в порядке ст. 110 АПК РФ.
В соответствии со статьями 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2017 по делу N А40-60845/17 отменить по безусловному основанию.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой" (ОГРН 1095011000479) задолженность в размере 1.699.892 рубля 98 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 30.000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой" (ОГРН 1095011000479) из федерального бюджета РФ излишне уплаченную госпошлину в размере 2.354 рубля.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.В.ЮРКОВА

Судьи
А.М.ЕЛОЕВ
Л.А.ЯРЕМЧУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)