Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Везико И.А., доверенность от 01.01.2017
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12954/2017) ООО "Север" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2017 по делу N А26-1566/2017 (судья Васильева Л.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Север" задолженности по оплате электрической энергии, потребленной сверх норматива на общедомовые нужды в декабре 2016 года, в размере 325 352 руб. 25 коп.
21 апреля 2017 года решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Карелия удовлетворены исковые требования акционерного общества "ТНС энерго Карелия" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Север" задолженности по оплате электрической энергии, потребленной сверх норматива на общедомовые нужды в декабре 2016 года, в размере 325 352 руб. 25 коп., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 9 463 руб. 32 коп.
ООО "Север" обжаловало решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
По мнению ответчика, задолженность по оплате электроэнергии на ОДН не может быть взыскана в размере, превышающем норматив потребления, так как обслуживаемые ответчиком дома являются аварийными.
Кроме того, по мнению ответчика, суд должен был рассмотреть дело по общим правилам искового производства.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом, своего представителя не направил; дело рассмотрено в его отсутствие согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец против удовлетворения жалобы возражал по изложенным в отзыве на жалобу основаниям.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции должен был рассмотреть настоящее дело по общим правилам искового производства, поскольку необходимо исследовать дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства предусмотрены в п. 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае такие основания отсутствуют.
Как следует из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия", являясь гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия, осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Север".
Договор энергоснабжения между истцом и ответчиком в письменной форме не заключен. При этом факт поставки АО "ТНС энерго Карелия" электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, свидетельствует о том, что между сторонами фактически сложились договорные отношения по поставке электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на то, что у ответчика имеется задолженность по объему электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх норматива в декабре 2016 г.
Как следует из представленных истцом доказательств, плата за электрическую энергию на общедомовые нужды аварийных домов рассчитана исходя из объема электрической энергии, определенного по общедомовому прибору учета, за декабрь 2016 года, превышает плату исходя из объема электрической энергии, определенного по нормативу.
В соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды возмещает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, то есть в данном случае - ответчик.
Истец представил расчет по ОДН за спорный период, который проверен судом и признан правильным, соответствующим нормам законодательства.
Поскольку услугами по электроснабжению в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункты 44, 48 Правил N 354). При этом используемый в формуле 10 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется по формуле 12 исходя из показаний такого прибора учета (пункт 13 Приложения N 2), а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - по формуле 15 исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги (пункт 17 Приложения N 2).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ указано, что требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах. Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Ответчиком представлены в материалы дела постановления администрации МО "Беломорский муниципальный район", подтверждающие, что многоквартирные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу. (л.д. 45-50), а именно Постановления от 30.12.2014 N 2001, от 31.12.2014 N 2054, от 31.12.214 N 2057, от 31.12.2015 N 1816, от 28.06.2016 N 636, от 21.09.2046 N 945 по адресам: г. Беломорск, ул. Пашкова д. 13, 15, ул. Строительная д. 5, 14, ул. Щуркина д. 1, 19, ул. Банковская д. 50, ул. Восточная д. 3, ул. Каменная д. 12, 13, 14, ул. Совхозная, д. 13, 15, ул. Порт-шассе д. 11, 13, ул. Центральная д. 3.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит изменению, из общей суммы задолженности должны быть исключены суммы за сверхнормативное потребление электроэнергии в аварийных домах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2017 по делу N А26-1566/2017 изменить.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Север" (ОГРН: 1141032000010, ИНН: 1011009952) в пользу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) 313 791 руб. 65 коп. задолженности по оплате электрической энергии, сверхнормативно потребленной на общедомовые нужды, за декабрь 2016 года, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 275 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 14 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2017 N 13АП-12954/2017 ПО ДЕЛУ N А26-1566/2017
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2017 г. N 13АП-12954/2017
Дело N А26-1566/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Везико И.А., доверенность от 01.01.2017
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12954/2017) ООО "Север" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2017 по делу N А26-1566/2017 (судья Васильева Л.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Север" задолженности по оплате электрической энергии, потребленной сверх норматива на общедомовые нужды в декабре 2016 года, в размере 325 352 руб. 25 коп.
21 апреля 2017 года решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Карелия удовлетворены исковые требования акционерного общества "ТНС энерго Карелия" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Север" задолженности по оплате электрической энергии, потребленной сверх норматива на общедомовые нужды в декабре 2016 года, в размере 325 352 руб. 25 коп., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 9 463 руб. 32 коп.
ООО "Север" обжаловало решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
По мнению ответчика, задолженность по оплате электроэнергии на ОДН не может быть взыскана в размере, превышающем норматив потребления, так как обслуживаемые ответчиком дома являются аварийными.
Кроме того, по мнению ответчика, суд должен был рассмотреть дело по общим правилам искового производства.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом, своего представителя не направил; дело рассмотрено в его отсутствие согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец против удовлетворения жалобы возражал по изложенным в отзыве на жалобу основаниям.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции должен был рассмотреть настоящее дело по общим правилам искового производства, поскольку необходимо исследовать дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства предусмотрены в п. 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае такие основания отсутствуют.
Как следует из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия", являясь гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия, осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Север".
Договор энергоснабжения между истцом и ответчиком в письменной форме не заключен. При этом факт поставки АО "ТНС энерго Карелия" электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, свидетельствует о том, что между сторонами фактически сложились договорные отношения по поставке электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на то, что у ответчика имеется задолженность по объему электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх норматива в декабре 2016 г.
Как следует из представленных истцом доказательств, плата за электрическую энергию на общедомовые нужды аварийных домов рассчитана исходя из объема электрической энергии, определенного по общедомовому прибору учета, за декабрь 2016 года, превышает плату исходя из объема электрической энергии, определенного по нормативу.
В соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды возмещает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, то есть в данном случае - ответчик.
Истец представил расчет по ОДН за спорный период, который проверен судом и признан правильным, соответствующим нормам законодательства.
Поскольку услугами по электроснабжению в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункты 44, 48 Правил N 354). При этом используемый в формуле 10 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется по формуле 12 исходя из показаний такого прибора учета (пункт 13 Приложения N 2), а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - по формуле 15 исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги (пункт 17 Приложения N 2).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ указано, что требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах. Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Ответчиком представлены в материалы дела постановления администрации МО "Беломорский муниципальный район", подтверждающие, что многоквартирные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу. (л.д. 45-50), а именно Постановления от 30.12.2014 N 2001, от 31.12.2014 N 2054, от 31.12.214 N 2057, от 31.12.2015 N 1816, от 28.06.2016 N 636, от 21.09.2046 N 945 по адресам: г. Беломорск, ул. Пашкова д. 13, 15, ул. Строительная д. 5, 14, ул. Щуркина д. 1, 19, ул. Банковская д. 50, ул. Восточная д. 3, ул. Каменная д. 12, 13, 14, ул. Совхозная, д. 13, 15, ул. Порт-шассе д. 11, 13, ул. Центральная д. 3.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит изменению, из общей суммы задолженности должны быть исключены суммы за сверхнормативное потребление электроэнергии в аварийных домах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2017 по делу N А26-1566/2017 изменить.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Север" (ОГРН: 1141032000010, ИНН: 1011009952) в пользу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) 313 791 руб. 65 коп. задолженности по оплате электрической энергии, сверхнормативно потребленной на общедомовые нужды, за декабрь 2016 года, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 275 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 14 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Я.Г.СМИРНОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)