Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
помощника Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллина И.Р. - не явился, извещен,
Исполнительного комитета городского поселения муниципального образования город Буинск Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Буинское предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года по делу N А65-26268/2015 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Буинское предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1061672030970), город Буинск Республики Татарстан,
к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
Помощника Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллина И.Р., город Буинск Республики Татарстан,
Исполнительного комитета городского поселения муниципального образования город Буинск Республики Татарстан, город Буинск Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Закрытое акционерное общество "Буинское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - ответчик, инспекция), с привлечением третьих лиц помощника Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллина И.Р., Исполнительного комитета городского поселения муниципального образования город Буинск Республики Татарстан, о признании незаконным и отмене постановления N БН-16632 от 15 октября 2015 года о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 22.01.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд изменил постановление N БН-16632 от 15.10.2015 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде размера штрафа, и назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.10.2015 г. городской прокуратурой с участием генерального директора ООО "Управляющая компания Буинского района и города Буинска", главного инженера общества Гиззатова Р.М. по обращениям жителей многоквартирных домов на отсутствие тепла в домах, проведена проверка соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в ходе которой установлено, что инженерные коммуникации, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов (тепла) многоквартирных домов, по адресу: РТ, г. Буинск, ул. Гагарина, д. 21, ул. Гагарина, д. 28, ул. Космовского, д. 52/50, ул. Красноармейская, д. 47, ул. Шафранова, д. 22, ул. Молодежная, д. 13, ул. Р. Люксембург, д. 151, ул. Ефремова, д. 133, ул. Арефьева, д. ЗА, ул. Арефьева, д. 7, ул. Некрасова, д. 33, ул. Гагарина, д. 11, Р. Люксембург, д. 128, ул. Ефремова, д. 142, ул. Ефремова, д. 146, ул. Космовского, д. 81 подключены к центральным сетям ресурсоснабжающей организации ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей", при этом на момент проверки 06.10.2015 г. подача тепловой энергии в указанные многоквартирные жилые дома после летнего сезона не начата, тепло не поставляется, температура воздуха в помещениях квартир не соответствовала установленным нормам, а именно ниже + 18 °C, в связи с чем составлен акт от 06.10.2015 г., на основании которого прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.10.2015 г., по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и указанное постановление для рассмотрения по существу направлено в инспекцию, которой 15.10.2015 г. вынесено постановление N БН-16632 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. п. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором.
В пп. "а" п. 33 Правил представления коммунальных услуг установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу положений п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 град. °C. или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 град. °C.
Согласно пп. "е" п. 4 Правил потребителю предоставляются коммунальные услуги с температурой воздуха в жилом помещении, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с Приложением N 1 к Правилам обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно производиться не ниже +18 град. °C. (в угловых комнатах - +20 град. °C); в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. °C. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 час.) - не более 3 град. °C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 час.) не допускается.
В соответствии с п. 31 Правил, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Буинского муниципального района N 451-п от 09.09.2015 г. начало отопительного сезона для жилищного фонда, установлено с 15.09.2015 г., указанное постановление для заявителя является обязательным для исполнения.
Согласно п. 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из содержания данной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации); а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров, а поэтому суд правомерно посчитал, что в данном случае субъектом правонарушения является заявитель.
Как следует из материалов дела, 6.10.2015 г. городской прокуратурой с участием генерального директора ООО "Управляющая компания Буинского района и города Буинска", главного инженера общества Гиззатова Р.М. по обращениям жителей многоквартирных домов на отсутствие тепла в домах, проведена проверка соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в ходе которой установлено, что обществом нарушены нормативы обеспечения жителей многоквартирных домов, по адресу: РТ. г. Буинск, ул. Гагарина, д. 21, ул. Гагарина, д. 28, ул. Космовского, д. 52/50, ул. Красноармейская, д. 47, ул. Шафранова, д. 22, ул. Молодежная, д. 13, ул. Р. Люксембург, д. 151, ул. Ефремова, д. 133, ул. Арефьева, д. ЗА, ул. Арефьева, д. 7, ул. Некрасова, д. 33, ул. Гагарина, д. 11, Р. Люксембург, д. 128, ул. Ефремова, д. 142, ул. Ефремова, д. 146, ул. Космовского, д. 81, коммунальной услугой по отоплению, а именно, температура внутреннего воздуха в жилых комнатах ниже санитарной нормы +18 град. °C.
17.12.2015 г. судом был направлен запрос в ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" с целью выяснения о среднесуточных температурах воздуха за период 10.09.2015 г. - 06.10.2015 г. по данным наблюдений поста метеорологической станции в г. Буинске, в ответ на который ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" сообщило, что агрометеорологический пост Буинск проводит наблюдения за температурой воздуха только по максимальному и минимальному термометрам, поэтому информация предоставляется о максимальной (Тmax, °C) и минимальной температурах воздуха (Tmin, °C) за период 10.09 по 06.10.2015 г.
Судом установлено, что по общей методике среднесуточная температура воздуха определяется путем сложения минимального и максимального значений и деления на 2.
Кроме того, помощник Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллин И.Р. пояснил в судебном заседании, что 6.10.2015 г. он лично проводил проверку соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также представил на обозрения суда термометр контактный цифровой ТК-5.06 с зондами ЭВЛ 150 N 845266, ЗВ.150 N 855653 078961841 заводской N 837890, дата поверки 10.09.2015 г., которым производились замеры (документация приобщена к делу).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг отопления, обслуживающей указанные жилые дома не приняло всех зависящих от него мер по выполнению возложенных на него функций, допустило понижение температуры внутреннего воздуха в жилых комнатах жителей многоквартирных домов, по адресу: РТ. г. Буинск, ул. Гагарина, д. 21, ул. Гагарина, д. 28, ул. Космовского, д. 52/50, ул. Красноармейская, д. 47, ул. Шафранова, д. 22, ул. Молодежная, д. 13, ул. Р. Люксембург, д. 151, ул. Ефремова, д. 133, ул. Арефьева, д. 3А, ул. Арефьева, д. 7, ул. Некрасова, д. 33, ул. Гагарина, д. 11, Р. Люксембург, д. 128, ул. Ефремова, д. 142, ул. Ефремова, д. 146, ул. Космовского, д. 81, что образует в его действиях (бездействии) объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно посчитал, что общество правомерно привлечено к административной ответственности за неисполнение обязательного для него постановления руководителя исполнительного комитета Буинского муниципального района о начале отопительного сезона для жилищного фонда, установлено с 15.09.2015 г., и пришел к правильному выводу о том, что вина общества, а также факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ материалами дела доказаны, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина общества в данном случае выражается в том, что оно при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей должно было предпринять своевременные меры по недопущению нарушений жилищного законодательства, но не сделало этого.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего жилищного законодательства, в материалах дела не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для предприятия препятствиями.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что факт правонарушения, совершенного обществом, доказан материалами административного дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества присутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, отсутствие сведений об отягчающих вину обстоятельствах, а также то, что правонарушение совершено впервые, правомерно изменил размер административного штрафа с максимального - 10 000 руб. и назначил наказание в виде минимального размера штрафа предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, а именно в размере 5 000 руб.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года по делу N А65-26268/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2016 N 11АП-2209/2016 ПО ДЕЛУ N А65-26268/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу N А65-26268/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
помощника Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллина И.Р. - не явился, извещен,
Исполнительного комитета городского поселения муниципального образования город Буинск Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Буинское предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года по делу N А65-26268/2015 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Буинское предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1061672030970), город Буинск Республики Татарстан,
к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
Помощника Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллина И.Р., город Буинск Республики Татарстан,
Исполнительного комитета городского поселения муниципального образования город Буинск Республики Татарстан, город Буинск Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Закрытое акционерное общество "Буинское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - ответчик, инспекция), с привлечением третьих лиц помощника Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллина И.Р., Исполнительного комитета городского поселения муниципального образования город Буинск Республики Татарстан, о признании незаконным и отмене постановления N БН-16632 от 15 октября 2015 года о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 22.01.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд изменил постановление N БН-16632 от 15.10.2015 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде размера штрафа, и назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.10.2015 г. городской прокуратурой с участием генерального директора ООО "Управляющая компания Буинского района и города Буинска", главного инженера общества Гиззатова Р.М. по обращениям жителей многоквартирных домов на отсутствие тепла в домах, проведена проверка соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в ходе которой установлено, что инженерные коммуникации, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов (тепла) многоквартирных домов, по адресу: РТ, г. Буинск, ул. Гагарина, д. 21, ул. Гагарина, д. 28, ул. Космовского, д. 52/50, ул. Красноармейская, д. 47, ул. Шафранова, д. 22, ул. Молодежная, д. 13, ул. Р. Люксембург, д. 151, ул. Ефремова, д. 133, ул. Арефьева, д. ЗА, ул. Арефьева, д. 7, ул. Некрасова, д. 33, ул. Гагарина, д. 11, Р. Люксембург, д. 128, ул. Ефремова, д. 142, ул. Ефремова, д. 146, ул. Космовского, д. 81 подключены к центральным сетям ресурсоснабжающей организации ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей", при этом на момент проверки 06.10.2015 г. подача тепловой энергии в указанные многоквартирные жилые дома после летнего сезона не начата, тепло не поставляется, температура воздуха в помещениях квартир не соответствовала установленным нормам, а именно ниже + 18 °C, в связи с чем составлен акт от 06.10.2015 г., на основании которого прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.10.2015 г., по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и указанное постановление для рассмотрения по существу направлено в инспекцию, которой 15.10.2015 г. вынесено постановление N БН-16632 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. п. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором.
В пп. "а" п. 33 Правил представления коммунальных услуг установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу положений п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 град. °C. или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 град. °C.
Согласно пп. "е" п. 4 Правил потребителю предоставляются коммунальные услуги с температурой воздуха в жилом помещении, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с Приложением N 1 к Правилам обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно производиться не ниже +18 град. °C. (в угловых комнатах - +20 град. °C); в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. °C. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 час.) - не более 3 град. °C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 час.) не допускается.
В соответствии с п. 31 Правил, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Буинского муниципального района N 451-п от 09.09.2015 г. начало отопительного сезона для жилищного фонда, установлено с 15.09.2015 г., указанное постановление для заявителя является обязательным для исполнения.
Согласно п. 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из содержания данной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации); а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров, а поэтому суд правомерно посчитал, что в данном случае субъектом правонарушения является заявитель.
Как следует из материалов дела, 6.10.2015 г. городской прокуратурой с участием генерального директора ООО "Управляющая компания Буинского района и города Буинска", главного инженера общества Гиззатова Р.М. по обращениям жителей многоквартирных домов на отсутствие тепла в домах, проведена проверка соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в ходе которой установлено, что обществом нарушены нормативы обеспечения жителей многоквартирных домов, по адресу: РТ. г. Буинск, ул. Гагарина, д. 21, ул. Гагарина, д. 28, ул. Космовского, д. 52/50, ул. Красноармейская, д. 47, ул. Шафранова, д. 22, ул. Молодежная, д. 13, ул. Р. Люксембург, д. 151, ул. Ефремова, д. 133, ул. Арефьева, д. ЗА, ул. Арефьева, д. 7, ул. Некрасова, д. 33, ул. Гагарина, д. 11, Р. Люксембург, д. 128, ул. Ефремова, д. 142, ул. Ефремова, д. 146, ул. Космовского, д. 81, коммунальной услугой по отоплению, а именно, температура внутреннего воздуха в жилых комнатах ниже санитарной нормы +18 град. °C.
17.12.2015 г. судом был направлен запрос в ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" с целью выяснения о среднесуточных температурах воздуха за период 10.09.2015 г. - 06.10.2015 г. по данным наблюдений поста метеорологической станции в г. Буинске, в ответ на который ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" сообщило, что агрометеорологический пост Буинск проводит наблюдения за температурой воздуха только по максимальному и минимальному термометрам, поэтому информация предоставляется о максимальной (Тmax, °C) и минимальной температурах воздуха (Tmin, °C) за период 10.09 по 06.10.2015 г.
Судом установлено, что по общей методике среднесуточная температура воздуха определяется путем сложения минимального и максимального значений и деления на 2.
Кроме того, помощник Буинского городского прокурора Буинской городской прокуратуры Хайбуллин И.Р. пояснил в судебном заседании, что 6.10.2015 г. он лично проводил проверку соблюдения обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также представил на обозрения суда термометр контактный цифровой ТК-5.06 с зондами ЭВЛ 150 N 845266, ЗВ.150 N 855653 078961841 заводской N 837890, дата поверки 10.09.2015 г., которым производились замеры (документация приобщена к делу).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг отопления, обслуживающей указанные жилые дома не приняло всех зависящих от него мер по выполнению возложенных на него функций, допустило понижение температуры внутреннего воздуха в жилых комнатах жителей многоквартирных домов, по адресу: РТ. г. Буинск, ул. Гагарина, д. 21, ул. Гагарина, д. 28, ул. Космовского, д. 52/50, ул. Красноармейская, д. 47, ул. Шафранова, д. 22, ул. Молодежная, д. 13, ул. Р. Люксембург, д. 151, ул. Ефремова, д. 133, ул. Арефьева, д. 3А, ул. Арефьева, д. 7, ул. Некрасова, д. 33, ул. Гагарина, д. 11, Р. Люксембург, д. 128, ул. Ефремова, д. 142, ул. Ефремова, д. 146, ул. Космовского, д. 81, что образует в его действиях (бездействии) объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно посчитал, что общество правомерно привлечено к административной ответственности за неисполнение обязательного для него постановления руководителя исполнительного комитета Буинского муниципального района о начале отопительного сезона для жилищного фонда, установлено с 15.09.2015 г., и пришел к правильному выводу о том, что вина общества, а также факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ материалами дела доказаны, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина общества в данном случае выражается в том, что оно при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей должно было предпринять своевременные меры по недопущению нарушений жилищного законодательства, но не сделало этого.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего жилищного законодательства, в материалах дела не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для предприятия препятствиями.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что факт правонарушения, совершенного обществом, доказан материалами административного дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества присутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, отсутствие сведений об отягчающих вину обстоятельствах, а также то, что правонарушение совершено впервые, правомерно изменил размер административного штрафа с максимального - 10 000 руб. и назначил наказание в виде минимального размера штрафа предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, а именно в размере 5 000 руб.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года по делу N А65-26268/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)