Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2017 N 06АП-3608/2017 ПО ДЕЛУ N А73-5298/2017

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. N 06АП-3608/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Волковой М.О.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от Дальневосточного управления Ростехнадзора: Архипенко С.А.;
- от ЖСК N 57: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 57
на решение от 08.06.2017
по делу N А73-5298/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Жилищно-строительному кооперативу N 57
о привлечении к административной ответственности

установил:

Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Жилищно-строительного кооператива N 57 (ОГРН 1022701291205, ИНН 2724023817; далее - кооператив) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение суда от 08.06.2017 заявленное требование удовлетворено, и кооператив привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, кооперативом подана в суд апелляционной инстанции жалоба, в которой приведены доводы о грубом нарушении проведения административным органом проверки. Кроме того, заявитель просит рассмотреть вопрос о возможности заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение либо снизить размер штрафа ниже низшего предела.
Представитель кооператива в судебном заседании второй инстанции участия не принимал.
Представитель управления указал, что в проверка проведена на основании обращения жильцов; наличие в действиях кооператива состава вменяемого правонарушения доказано представленными в материалы дела доказательствами; относительно изменения размера штрафной санкции не возражал ввиду того, что меры реагирования со стороны кооператива уже приняты.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.03.2017 N Р-А71-307 управлением проведена внеплановая документарная проверка кооператива, в ходе которой установлено, что эксплуатация лифтового оборудования осуществляется с нарушением обязательных требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, а именно:
- - ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов не обучен и не назначен приказом, НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012;
- - отсутствует должностная инструкция в ЖСК N 57 по выполнению обязанности ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов, НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012;
- - на лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска, отсутствуют средства, снижающие падение персонала с крыши кабины лифтов (отсутствует ограждение на кабинах лифтов), НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 1.24 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 5.4.4.3.3 ГОСТ Р 53780;
- - на лифтах и основной посадочной площадке дома N 4 по улице Молодежная г. Хабаровска отсутствует информация, нанесенная любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления, правила пользования лифтом, НАРУШЕНЫ: п. 4 ст. 3, ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. А ст. 10.4 ГОСТ Р 55964-2014;
- - во всех лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска отсутствуют средства для аварийного освещения кабин, предназначенных для перевозки людей, в том числе при перебоях в электроснабжении, НАРУШЕНЫ: п. 1 ст. 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 1.27 Приложения 1 Технического регламента таможенного союза, утвержденный решением комиссии таможенного союза от 18.10.2011;
- - в приямках лифтов дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска электрические устройства безопасности не соответствуют нормативным требованиям безопасности (требуется установить дополнительную кнопку "СТОП" в приямке лифта), НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/20Н "Безопасность лифтов", п. 5.2.11.6 ГОСТ Р 53780;
- - в шахтах лифтов дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска, не обеспечено наличие средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (отсутствует освещение в шахтах лифтов), НАРУШЕНЫ: п. 1 ст. 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 1.28 Приложения 1 ТР ТС 011/2011;
- - на лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска, на ограничителе скорости не указано направление вращения на ограничителе скорости, НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" п. 5.4.7.6 ГОСТ Р 53780;
- - на лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска, не обеспечены средства для создания обследованном лифте уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (не освещены площадки перед входом в машинное помещение), НАРУШЕНЫ: п. 1.28 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов";
- - в лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска, не обеспечены средства для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (отсутствует освещение в машинном помещение), НАРУШЕНЫ: п. 1 ст. 4, п. 1.28 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов";
- - на лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска зазор между обвязкой дверного проема и створками дверей шахты более 8 мм, НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" п. 5.4.1.11 ГОСТ Р 53780;
- - на лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска зазор между обвязкой дверного проема и створками дверей кабины более 8 мм, НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" п. 5.4.1.11 ГОСТ Р 53780;
- - на лифтах дома 4 по улице Молодежной г. Хабаровска зазоры между сомкнутыми створками, а также между створками и порогом более 8 мм, НАРУШЕНЫ: ст. 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" п. 5.4.1.11 ГОСТ Р 53780.
14.04.2017 управлением составлен акт проверки N А-Р-А71-306-02-01 и выдано предписание П-Р-А71-306-02-01 об устранении нарушений.
18.04.2017 управление составило протокол об административном правонарушении N 022-02-01 и в соответствии с положениями статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЖСК N 57 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно Примечанию к статье 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1. 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона).
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 его действие распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза.
Действие этого Технического регламента распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Регламента настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 011/2011, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны отвечать требованиям безопасности в течение всего назначенного изготовителем срока службы, при условии использования лифта, устройств безопасности по назначению, выполнении требований сопроводительной документации изготовителя в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Технического регламента.
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1. Класс энергетической эффективности указывается в технической документации на лифт и его маркировке.
Материалами дела подтвержден факт нарушения кооперативом обязательных требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, а именно актом проверки от 14.04.2017, протоколом от 18.04.2017, оцененными в порядке главы 7 АПК РФ.
Кроме того, сам факт нарушений заявителем жалобы не оспаривается.
Таким образом, в действиях кооператива имеется объективная сторона нарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению требований действующего законодательства в области эксплуатации лифтов в материалы дела апеллянтом не представлены.
Таким образом, в действиях кооператива установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции на законных основаниях привлек заявителя жалобы к административной ответственности.
Указание заявителя жалобы на нарушение управлением проведения проверки, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку проверка проведена на основании обращения жильцов спорного дома и распоряжения управления от 27.03.2017 N Р-А71-306, что соответствует положениям Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ссылка заявителя жалобы на необходимость применения к спорным отношениям положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отклоняется судебной коллегией.
Статьей 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ, коллегией не усматривается оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц при эксплуатации лифтов.
Следовательно, оснований для замены штрафной санкции на предупреждения судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем, суд второй инстанции считает возможным назначить кооперативу административное наказание ниже низшего предела размера санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Рассмотрев вопрос о возможности снижения размера примененного к кооперативу штрафа, апелляционный суд с учетом мнения управления принимает во внимание то, что со стороны правления нарушителя приняты меры по устранению выявленных нарушений в ходе эксплуатации лифтов, а также то, что размер присужденного штрафа в 100 000 руб. не будет отвечать целям административного наказания, и считает, что наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2017 по делу N А73-5298/ изменить.
Привлечь Жилищно-строительного кооператива N 57 (ИНН 2724023817, ОГРН 1022701291205) к административно ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
М.О.ВОЛКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)