Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.12.2015 ПО ДЕЛУ N А60-53732/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2015 г. по делу N А60-53732/2015


Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Закрытого акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания N 29-11-06-68 от 14.10.2015 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кузнецова Ю.В., представитель по доверенности от 17.07.2015 г., паспорт,
от заинтересованного лица - Хитрина Ю.С., представитель по доверенности N 29-04-19-27 от 15.06.2015 г., удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Закрытое акционерное общество "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания N 29-11-06-68 от 14.10.2015 г.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

На основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N 29-11-04-79 от 02.09.2015 и обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76, кв. 52 (вх. N 29-01-01-4955/1 от 21.08.2015), Департаментом в период с 17.09.2015 г. по 14.10.2015 г. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" (адрес местонахождения: 620067 г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 82), лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.04.2015 N 101, лицензионное дело N 081, осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт ЖИЛОГО дома и (или) предоставление потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76.
По результатам проверки установлены нарушения:
- - в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге, предусмотренный пп. "б" п. 21. а также пп. 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, в части неприменения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий 2013 год при начислении платы за коммунальную услугу "отопление";
- - ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу отопление, собственников жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76. предусмотренный п.п. "б" п. 21 Правил N 307. а также п.п. 3 п. 2 приложения 2 к Правилам N 307, в части непроведения корректировки платы за услугу отопление, предоставленную в 2013 году и 2014 году, соответственно.
Результаты проверки оформлены актом проверки органом государственного надзора юридического лица N 29-11-05-84 от 14.10.2015 г.
14 октября 2015 г. Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес Закрытого акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-06-68, на основании которого заявителю предписывалось:
1. В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 76 по ул. Уральская в г, Екатеринбурге, предусмотренный подпунктом "б" п. 21, а также подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, в части не применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий 2013 год при начислении платы за коммунальную услугу "отопление".
Мероприятие по устранению нарушения: отменить перерасчет (в платежном документе за январь 2015 года указанный как перерасчет по указанной услуге за период с 01.02.2014 по 31.05.2015) за коммунальную услугу "отопление" и обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 76, по ул. Уральская в г. Екатеринбурге исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Срок выполнения - до 14.01.2016 г.
2. ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу отопление, собственникам жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76, предусмотренный подпунктом "б" п. 21 Правил N 307, а также подпункт 3 пункта 2 приложения 2 к Правилам N 307, в части непроведения корректировки платы за услугу отопление, предоставленную в 2013 г. и 2014 г. соответственно.
Мероприятие по устранению нарушения: Провести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" предоставленную в 2013 и 2014 г.г. собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76.
Срок выполнения - до 14.01.2016 г.
О выполнении настоящего предписания (пунктов) предписания уведомить Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, приложив подтверждающие документы, в срок:
- - пункт N 1 до "14" января 2016 г.;
- - пункт N 2 до "14" января 2016 г.
Не согласившись с вынесенным предписанием Закрытое акционерное общество "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге и производит начисление платы за коммунальную услугу отопление.
На территории Свердловской области до 1 июля 2016 года размер платы за услугу "отопление" и порядок начисления платы регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок начисления платы за отопление на территории Свердловской области до 01 января 2015 г. регулируется "Правилами оказания коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Согласно п.п. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м.);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м.);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем, п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м.);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Довод заявителя о неисполнимости предписания в связи отсутствием суммы, на которую необходимо провести корректировку, судом исследован и отклонен.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из результатов проверки, проведенной в соответствии с этим Законом, является прилагаемое к акту проверки предписание об устранении выявленных нарушений.
Такие предписания могут быть оспорены в качестве ненормативного акта в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию. Как указал ВАС РФ, предписание административного органа должно отвечать условию законности.
Исполнимость предписания, по мнению ВАС РФ, является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Из положений ст. 198. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен выяснить:
- имеются ли полномочия на его принятие у государственного органа:
- - нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - соответствует ли закону (иному нормативному акту) оспариваемый ненормативный правовой акт.
В свою очередь, "исполнимость" следует считать самостоятельной категорией, характеризующей содержание предписания, и "неисполнимость" предписания должна доказываться лицом, оспаривающим предписание в совокупности с иными обстоятельствами, свидетельствующими о том. что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- предписание N 29-11-06-88 от 14.10.2015 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (далее - Предписание) выдано ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", то есть именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые указаны в предписание.
- предписание вменяет в обязанность совершение только тех действий, совершение которых предусмотрено законом, и не возлагает обязательств, приводящих к нарушению закона.
- предписание содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены.
- предписание возлагает на лицо, которому оно выдано, обязанность исполнять мероприятия с конкретным сроком исполнения, при этом срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в предписании действия реально позволять выполнить все в нем указанное.
- исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить.
Более того, согласно разделу XVII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления, коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" признано утратившим силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 у указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.
Из вышеуказанного следует, что соблюдение обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги не может являться предметом проверок органами муниципального жилищного контроля.
Общество полагает, что поскольку срок проведения корректировки платы за отопление не предусмотрен Правилами N 307, корректировка за 2014 год может быть произведена исполнителем в течение всего 2015 года, то у заинтересованного лица не имелось оснований для принятия предписания в данной части.
Отклоняя данный довод суд исходит из того, что по смыслу Правил N 307 корректировка производится при наличии у исполнителя всех необходимых данных для осуществления корректировки платы за отопление. Все необходимые сведения для проведения корректировки у общества имеются, препятствий для проведения корректировки, а также законных оснований, позволяющих управляющей организации удерживать излишне уплаченные гражданами в течение года денежные средства за коммунальную услугу, не имеется. Иного заявителем не доказано.
В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 14.01.2016, то есть три месяца с даты выдачи предписания.
Оспариваемое предписание суд признает его исполнимым, содержащим ясно сформулированное требование о необходимости отменить перерасчет за период с 01.02.2014 г. по 31.05.2015 г. и провести корректировку платы за отопление за 2013 и 2014 годы; в предписании указан адрес проверяемого дома; каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суд считает, что оснований для признания недействительным оспариваемого предписания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)