Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2016 N 18АП-4197/2016 ПО ДЕЛУ N А47-7160/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. N 18АП-4197/2016

Дело N А47-7160/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2016 по делу N А47-7160/2015 (судья Федорова С.Г.).
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" - Свиридова В.Г. (паспорт, решение участника N 5 от 23.03.2012, приказ от 23.03.2012).
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Общество с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" (далее - заявитель, общество, ООО "ГАРАНТ-СВ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган, ГЖИ) о признании недействительным предписания N ПР- 1491/2/1 от 23.04.2015.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2016 (резолютивная часть объявлена 15.02.2016) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о незаконности предписания; обращает внимание суда на то, что многоквартирный жилой дом N 8, расположенный в п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области, на основании решения N 5 общего собрания собственников помещений от 29.09.2014 оснащен за счет средств собственников помещений общедомовым (коллективным) прибором учета отопления.
До 10.09.2013 в соответствии с постановлением Правительства РФ N 857, если в многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовом) прибором учета, по решению государственных органов субъектов РФ начисление платы за коммунальную услугу по отоплению могло осуществляться в каждом расчетном периоде календарного года равными долями, с корректировкой размера платы 1 раз в год.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 внесены изменения в Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в связи с которыми государственные органы субъектов РФ не могут принимать решение об определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению отличном, чем в Постановлении Правительства N 354 (подпункт "б" пункта 1 утратил силу). Пункт 22 постановления Правительства N 307 также подтверждает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Следовательно, по мнению апеллянта, с 10.09.2013 Правила N 307 распространяют свое действие на определение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению только в тех многоквартирных домах, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета.
Исходя из вышеизложенного, основным нормативным документом, действующим на данный момент в отношении начисления размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовым (коллективным) приборов учета отопления, является постановление Правительства РФ N 354.
На этом основании апеллянт утверждает, что управляющая организация не нарушала обязательных требований к порядку начисления размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме N 8 п.Энергетик, установленных действующим законодательством.
Апеллянт полагает, что вывод надзорного органа о нарушении управляющей организацией прав потребителей является необоснованным, так как факты нарушения прав им не доказаны. Напротив, в соответствии с расчетом начисления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении N 12 МКД N 8 начисления на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета на 46 процентов меньше, чем начисления по нормативу потребления.
Поскольку фактический объем потребления отопления на 46 процентов меньше нормативного, проведенная корректировка позволит жителям в течение 5 месяцев следующего календарного года не оплачивать услугу по отоплению. Отсутствие денежных средств собственников, а именно из этих средств производится оплата за ресурсы, приведет к невозможности оплаты управляющей организации по договору ресурсоснабжения за отпущенный коммунальный ресурс, что ведет к банкротству управляющей организации.
До судебного заседания от ГЖИ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция не согласилась с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте; в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГЖИ на основании распоряжения N 1491 от 07.04.2015 по обращению собственника помещения в многоквартирном доме N 8 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области в период с 08.04.2015 по 23.04.2015 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Гарант-СВ" в части соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги - отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, в том числе, потребленные на общедомовые нужды по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, д. 8.
В результате проверки инспекцией установлено, что при выставлении платы за коммунальную услугу - отопление собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома N 8, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, управляющая компания ООО "ГАРАНТ-СВ" нарушает порядок определения размера платы за оказанную коммунальную услугу (подп. "б" п. 21 Правил N 307), а именно производит расчет платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а не по нормативу с последующей корректировкой.
По результатам проверки составлен акт проверки N А-1491/2 от 23.04.2015, обществу выдано предписание N ПР-1491/2/1 от 23.04.2015, согласно которому предписывалось в срок до 23.05.2015 устранить нарушения под. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а именно: начисление размера платы за отопление производить равными долями в течение года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год плату начислять по нормативам, действовавшим по состоянию на 30.06.2012, при этом 1 раз в год производить корректировку размера платы за отопление исходя из фактического объема потребления тепловой энергии многоквартирным домом, с января 2015 года начислять плату за отопление жителям многоквартирного дома N 8 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области равными долями в течение года.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, установлено, что инспекция является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения закрепляют содержание подлежащих реализации Правительством Российской Федерации полномочий на основании собственного решения и выражаются в том числе в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
Во исполнение указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, (постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354) и установило в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) право органов власти субъектов Российской Федерации принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, в связи с чем в Правила N 354 внесены соответствующие изменения.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
При этом пунктом 1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из особенностей, в числе которых право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Следовательно, в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 15.09.2012 решения в порядке подпункта "а" пункта 1 или подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению определяется соответственно на основании Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах или на основании Правил N 307.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" принято постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2012 N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области", согласно которому решено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Таким образом, при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области с 13.09.2012 подлежали применению Правила N 307 (в соответствии с п. 3 данный документ вступил в силу с даты официального опубликования (текст постановления опубликован в газете "Оренбуржье" от 13.09.2012 N 149).
Осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и в частности п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 1017-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2012 года N 766-п" с 01.01.2015 начисление платы за коммунальную услугу - отопление производится в порядке, установленном Правилами N 307.
Установленный названными Правилами порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги в жилых помещениях зависит от наличия либо отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (п. п. 19, 21, 23).
Многоквартирный дом N 8, расположенный в п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, который с 15.01.2015 введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) у потребителя, при этом квартиры в данном многоквартирном доме не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
На основании подп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам (формула 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 прил. N 2 к Правилам (формула 8).
Таким образом, начисление платы за отопление за конкретный месяц непосредственно не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии, что вызывает расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги, независимо от того, рассчитана оплата по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды. Расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие с платой за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом.
Кроме того, п. 21 и 22 Правил N 307 не освобождают исполнителя от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае неисправности прибора учета в отдельные месяцы.
В соответствии с пунктом 27 Правил величина, полученная в результате корректировки, учитывается при начислении гражданам платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
Поскольку при рассмотрении спора установлено, что ООО "ГАРАНТ-СВ" в соответствии с договором управления многоквартирным домом осуществляет расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в нарушение подп. "б" п. 21 Правил N 307, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого предписания.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, были рассмотрены и отклонены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания для признания недействительным предписания отсутствуют.
Оспариваемое предписание апелляционный суд признает исполнимым, содержащим четко сформулированное требование. В предписании имеется ссылка на номер и дату составления акта, предписание и акт были вручены представителю общества.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в деле доказательств апелляционный суд не усматривает.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По изложенным мотивам апелляционный суд оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2016 по делу N А47-7160/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СВ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА

Судьи
Н.А.ИВАНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)