Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткалич М.А.,
- при участии (до перерыва): от истца - Жуков П.А. по доверенности от 23.12.2016;
- от ответчика - Статова К.В. по доверенности от 26.10.2016;
- от третьего лица - Статова К.В. по доверенности от 12.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Солнечный город"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.03.2017 по делу N А32-41455/2016 (судья О.А. Журавский)
по иску жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солнечный город"
к ответчику федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю"
при участии третьего лица: Службы в городе Сочи Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю о понуждении заключить контракт,
ООО "УК "Солнечный город", г. Сочи, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю", г. Краснодар, при участии третьего лица Службы в городе Сочи Пограничного управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, г. Сочи, о понуждении заключить дополнительное соглашение к контракту N КЭГ40/2015 от 16.10.2015 на управление многоквартирными домами по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4) на соответствующих условиях (уточненные требования).
Решением суда от 14.03.2017 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить ссылаясь на неприменение судом закона, подлежащего применению.
В судебном заседании истец жалобу поддержал, ответчик возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между Службой в городе Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, действующей по доверенности от ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю", от лица Российской Федерации и ООО "Управляющая компания "Солнечный Город" на основании протокола N ОК/УМК/06/2015 от 02.10.2015. открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д был заключен контракт N КЭГ40/2015 от 16.10.2015 на управление многоквартирным домом по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4).
На момент проведения открытого конкурса и заключения спорного контракта все помещения в многоквартирном доме (состоящем на тот момент из корпусов литер А, Б, Д, в которых располагаются квартиры N 1-322) принадлежали одному собственнику - Российской Федерации и были переданы ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" в оперативное управление.
На основании ч. 7 ст. 46 ЖК РФ учреждением, как представителем единственного собственника всех помещений в многоквартирном доме - Российской Федерации, было принято решение о выборе такого способа управления многоквартирным домом как управление управляющей организацией и проведен открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Открытый конкурс проводился в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
25.12.2015 были введены в эксплуатацию корпуса В и Е указанного многоквартирного дома. Все корпуса многоквартирного дома стоят на одном земельном участке, имеют общие неделимые инженерные сети и элементы благоустройства. В данных корпусах располагаются квартиры N 322-535.
Данные квартиры также принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" в оперативное управление.
Письмом исх. N 21/302/6/3/7681 от 04.10.2016 Служба просила ООО "УК "Солнечный Город" в целях поддержания в работоспособном состоянии второй очереди спорного многоквартирного дома (корпусов 5 и 6 - соответственно литеров В и Е) произвести работы по включению теплоснабжения, запуска инженерных систем, текущего ремонта насосного оборудования, холодного водоснабжения, а также ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета.
Управляющая компания исполнила поручение и по настоящее время фактически осуществляет надлежащую эксплуатацию всех корпусов многоквартирного дома, что сторонами не оспаривается.
Письмом исх. N 89 от 12.10.2016 истец направил в адрес Службы оферту на заключение контракта управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, в отношении квартир N 322-535, находящихся в корпусах В и Е указанного многоквартирного дома, с приложением проекта контракта.
Письмом исх. N 21/302/40/31/8470 от 17.10.2016 Служба проинформировала общество о невозможности подписания такого контракта управления, т. к., по мнению Службы, заключение договора управления многоквартирным домом только на часть жилого дома противоречит действующему законодательству. Кроме того, в данном письме Служба указывает, что порядок действий, связанных с проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом при поэтапном вводе такого дома в эксплуатацию, законодательством РФ не определен. Проведение процедуры конкурса по отбору управляющей организации для управления корпусами В и Е Служба считает невозможным, противоречащим действующему законодательству, поскольку в соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может обслуживаться только одной управляющей организацией.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о понуждении ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю", г. Краснодар заключить контракт управления многоквартирным домом с ООО "УК "Солнечный город".
В ходе рассмотрения спора стороны пришли к выводу о том, что поскольку между ними уже имеется заключенный контракт на управление многоквартирным домом, в него лишь требуется внести изменения и дополнения.
Исходя из этого, истец изменил предмет иска и просил обязать ответчика заключить с обществом дополнительное соглашение к контракту N КЭГ40/2015 от 16.10.2015 на управление многоквартирными домами по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4) на соответствующих условиях.
Суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2.3 названной статьи предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 данной статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов и т.д.
Предметом спорного контракта в соответствии с его пунктом 2.1 является в частности оказание услуг управляющей компанией в целях управления тремя многоквартирными жилыми домами на 321 квартиры, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4).
Из вышеизложенного следует, что изменение пунктов контракта, устанавливающих количество корпусов и квартир, является изменением существенных условий данного контракта.
Судом первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае обстоятельства, указанные в части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и допускающие изменение существенных условий государственного (муниципального контракта) отсутствуют и обращение истца в арбитражный суд с требованием о понуждении ответчика внести изменения в государственный контракт на условиях иных по отношению к указанным в конкурсной документации, противоречит вышеназванным положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и нормам гражданского законодательства.
Вместе с тем, апелляционный суд учитывает следующие обстоятельства.
Стороны подтвердили, что объекты расположенные по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27 в составе корпусов А, Б, В, Д, Е, ввод которых в эксплуатацию был осуществлен поэтапно, отвечают признакам многоквартирного жилого дома, установленным п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и имеют общие инженерные сети.
Истец в исковом заявлении в частности указал, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27 литеры А, Б, В, Д, Е (Протокол N 1/2016 от 14.11.2016) ООО УК "Солнечный город" наделено полномочиями по управлению данным многоквартирным домом в составе корпусов литеры А, Б, В, Д, Е.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в частности, в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.
Аналогичное решение было закреплено и в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии с подпунктом 29 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в частности, в случае, если осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.
Суд первой инстанции исходил из того, что квартиры во введенных в эксплуатацию корпусах В, Е также принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" в оперативное управление.
Вместе с тем, из представленных истцом документов следует (свидетельства о праве собственности), что часть помещений спорного многоквартирного дома находится в частной собственности физических лиц. Данное право собственности возникло (зарегистрировано), по части помещений, до принятия вышеуказанного решения общего собрания собственников помещений МКД и до вынесения решения суда.
Таким образом в данном случае подпункт 22 пункта 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ применим к спорной ситуации.
Суд учитывает, что подпунктом 22 пункта 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрена именно закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а не внесение изменений в действующий контракт.
Вместе с тем, порядок действий связанных с выбором управляющей организации для управления многоквартирным домом при поэтапном вводе такого дома в эксплуатацию, применительно к рассматриваемому случаю законодательством не определен.
Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Кроме того, суд учитывает, что обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества не ставится в зависимость от заключения или не заключения собственником соответствующего договора и фактического пользования общим имуществом в связи с тем, что такая обязанность предусмотрена законом.
В случае отсутствия договоров на управление многоквартирными жилыми домами собственник помещений не освобождается от обязанности по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества дома, поскольку указанная обязанность возникает в силу закона, а не договора. В случаях отсутствия договора спорные правоотношения представляют собой обязательства из неосновательного обогащения, выразившегося в неосновательном сбережении собственником жилых помещений расходов на содержание жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома и платы за коммунальные услуги.
При этом в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение, у арендатора муниципального помещения с момента заключения договора аренды. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Данные нормы применяются судами по аналогии закона (статья 6 ГК РФ, статья 7 ЖК РФ, статья 13 п. 6 АПК РФ) и к собственникам нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
С учетом изложенного суд полагает обоснованными требования истца в части внесения изменений в предмет договора.
При этом суд не усматривает оснований отражения в резолютивной части судебного акта предложенной истцом редакции дополнительного соглашения в части технических характеристик спорного объекта (корпусов литер В, Е), поскольку относительно данных технических характеристик спор между сторонами отсутствует.
Судебные расходы по делу истец просил отнести на него.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 по делу N А32-41455/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Обязать ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю", г. Краснодар (ИНН 1052604100768, ОГРН 2312119460) заключить в течение 30 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления с ООО "УК "Солнечный город", г. Сочи (ИНН 7724888143, ОГРН 1137746780522) дополнительное соглашение к контракту N КЭГ40/2015 от 16 октября 2015 г. на управление многоквартирным домом по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4) с включением следующих условий:
Изложить пункт 1.3 контракта в следующей редакции: "Многоквартирный дом - расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27, единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельные участки в установленных границах и расположенные на нем корпуса литер А, Б, В, Д, Е (корпуса 1, 2, 3, 4, 5) многоквартирного дома, в которых отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения) находятся в собственности более двух лиц, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности собственников.
Пункт 2.1 Контракта изложить в следующей редакции: 2.1. Предметом настоящего контракта является оказание услуг Управляющей компанией в целях управления пятью корпусами литер А, Б, В, Д, Е (корпуса 1, 2, 3, 4, 5) многоквартирного жилого дома на 535 квартир, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27, (далее - Дом), выступать посредником между ресурсоснабжающими организациями и нанимателями жилых помещений, с участием в расчетах при предоставлении коммунальных услуг, а также осуществлять иную деятельность для достижения целей настоящего контракта.
Приложение "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах объекта "Жилой квартал", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, Литер А, Б, Д" к Контракту переименовать в "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах объекта "Жилой квартал", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27 (в корпусах литер А, Б, В, Д, Е).
Приложение "Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, корпус 1, 2, 4" к Контракту переименовать в "Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27 (в корпусах А, Б, В, Д, Е).
Дополнить Контракт пунктом 4.15. следующего содержания: "4.15. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у Собственника помещений в корпусах литер В, Е многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27 с момента возникновения права собственности на такие помещения и/или передачи ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю" таких помещений на праве оперативного управления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2017 N 15АП-6891/2017 ПО ДЕЛУ N А32-41455/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2017 г. N 15АП-6891/2017
Дело N А32-41455/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткалич М.А.,
- при участии (до перерыва): от истца - Жуков П.А. по доверенности от 23.12.2016;
- от ответчика - Статова К.В. по доверенности от 26.10.2016;
- от третьего лица - Статова К.В. по доверенности от 12.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Солнечный город"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.03.2017 по делу N А32-41455/2016 (судья О.А. Журавский)
по иску жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солнечный город"
к ответчику федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю"
при участии третьего лица: Службы в городе Сочи Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю о понуждении заключить контракт,
установил:
ООО "УК "Солнечный город", г. Сочи, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю", г. Краснодар, при участии третьего лица Службы в городе Сочи Пограничного управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, г. Сочи, о понуждении заключить дополнительное соглашение к контракту N КЭГ40/2015 от 16.10.2015 на управление многоквартирными домами по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4) на соответствующих условиях (уточненные требования).
Решением суда от 14.03.2017 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить ссылаясь на неприменение судом закона, подлежащего применению.
В судебном заседании истец жалобу поддержал, ответчик возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между Службой в городе Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, действующей по доверенности от ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю", от лица Российской Федерации и ООО "Управляющая компания "Солнечный Город" на основании протокола N ОК/УМК/06/2015 от 02.10.2015. открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д был заключен контракт N КЭГ40/2015 от 16.10.2015 на управление многоквартирным домом по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4).
На момент проведения открытого конкурса и заключения спорного контракта все помещения в многоквартирном доме (состоящем на тот момент из корпусов литер А, Б, Д, в которых располагаются квартиры N 1-322) принадлежали одному собственнику - Российской Федерации и были переданы ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" в оперативное управление.
На основании ч. 7 ст. 46 ЖК РФ учреждением, как представителем единственного собственника всех помещений в многоквартирном доме - Российской Федерации, было принято решение о выборе такого способа управления многоквартирным домом как управление управляющей организацией и проведен открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Открытый конкурс проводился в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
25.12.2015 были введены в эксплуатацию корпуса В и Е указанного многоквартирного дома. Все корпуса многоквартирного дома стоят на одном земельном участке, имеют общие неделимые инженерные сети и элементы благоустройства. В данных корпусах располагаются квартиры N 322-535.
Данные квартиры также принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" в оперативное управление.
Письмом исх. N 21/302/6/3/7681 от 04.10.2016 Служба просила ООО "УК "Солнечный Город" в целях поддержания в работоспособном состоянии второй очереди спорного многоквартирного дома (корпусов 5 и 6 - соответственно литеров В и Е) произвести работы по включению теплоснабжения, запуска инженерных систем, текущего ремонта насосного оборудования, холодного водоснабжения, а также ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета.
Управляющая компания исполнила поручение и по настоящее время фактически осуществляет надлежащую эксплуатацию всех корпусов многоквартирного дома, что сторонами не оспаривается.
Письмом исх. N 89 от 12.10.2016 истец направил в адрес Службы оферту на заключение контракта управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, в отношении квартир N 322-535, находящихся в корпусах В и Е указанного многоквартирного дома, с приложением проекта контракта.
Письмом исх. N 21/302/40/31/8470 от 17.10.2016 Служба проинформировала общество о невозможности подписания такого контракта управления, т. к., по мнению Службы, заключение договора управления многоквартирным домом только на часть жилого дома противоречит действующему законодательству. Кроме того, в данном письме Служба указывает, что порядок действий, связанных с проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом при поэтапном вводе такого дома в эксплуатацию, законодательством РФ не определен. Проведение процедуры конкурса по отбору управляющей организации для управления корпусами В и Е Служба считает невозможным, противоречащим действующему законодательству, поскольку в соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может обслуживаться только одной управляющей организацией.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о понуждении ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю", г. Краснодар заключить контракт управления многоквартирным домом с ООО "УК "Солнечный город".
В ходе рассмотрения спора стороны пришли к выводу о том, что поскольку между ними уже имеется заключенный контракт на управление многоквартирным домом, в него лишь требуется внести изменения и дополнения.
Исходя из этого, истец изменил предмет иска и просил обязать ответчика заключить с обществом дополнительное соглашение к контракту N КЭГ40/2015 от 16.10.2015 на управление многоквартирными домами по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4) на соответствующих условиях.
Суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2.3 названной статьи предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 данной статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов и т.д.
Предметом спорного контракта в соответствии с его пунктом 2.1 является в частности оказание услуг управляющей компанией в целях управления тремя многоквартирными жилыми домами на 321 квартиры, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4).
Из вышеизложенного следует, что изменение пунктов контракта, устанавливающих количество корпусов и квартир, является изменением существенных условий данного контракта.
Судом первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае обстоятельства, указанные в части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и допускающие изменение существенных условий государственного (муниципального контракта) отсутствуют и обращение истца в арбитражный суд с требованием о понуждении ответчика внести изменения в государственный контракт на условиях иных по отношению к указанным в конкурсной документации, противоречит вышеназванным положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и нормам гражданского законодательства.
Вместе с тем, апелляционный суд учитывает следующие обстоятельства.
Стороны подтвердили, что объекты расположенные по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27 в составе корпусов А, Б, В, Д, Е, ввод которых в эксплуатацию был осуществлен поэтапно, отвечают признакам многоквартирного жилого дома, установленным п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и имеют общие инженерные сети.
Истец в исковом заявлении в частности указал, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27 литеры А, Б, В, Д, Е (Протокол N 1/2016 от 14.11.2016) ООО УК "Солнечный город" наделено полномочиями по управлению данным многоквартирным домом в составе корпусов литеры А, Б, В, Д, Е.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в частности, в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.
Аналогичное решение было закреплено и в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии с подпунктом 29 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в частности, в случае, если осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.
Суд первой инстанции исходил из того, что квартиры во введенных в эксплуатацию корпусах В, Е также принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" в оперативное управление.
Вместе с тем, из представленных истцом документов следует (свидетельства о праве собственности), что часть помещений спорного многоквартирного дома находится в частной собственности физических лиц. Данное право собственности возникло (зарегистрировано), по части помещений, до принятия вышеуказанного решения общего собрания собственников помещений МКД и до вынесения решения суда.
Таким образом в данном случае подпункт 22 пункта 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ применим к спорной ситуации.
Суд учитывает, что подпунктом 22 пункта 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрена именно закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а не внесение изменений в действующий контракт.
Вместе с тем, порядок действий связанных с выбором управляющей организации для управления многоквартирным домом при поэтапном вводе такого дома в эксплуатацию, применительно к рассматриваемому случаю законодательством не определен.
Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Кроме того, суд учитывает, что обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества не ставится в зависимость от заключения или не заключения собственником соответствующего договора и фактического пользования общим имуществом в связи с тем, что такая обязанность предусмотрена законом.
В случае отсутствия договоров на управление многоквартирными жилыми домами собственник помещений не освобождается от обязанности по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества дома, поскольку указанная обязанность возникает в силу закона, а не договора. В случаях отсутствия договора спорные правоотношения представляют собой обязательства из неосновательного обогащения, выразившегося в неосновательном сбережении собственником жилых помещений расходов на содержание жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома и платы за коммунальные услуги.
При этом в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение, у арендатора муниципального помещения с момента заключения договора аренды. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Данные нормы применяются судами по аналогии закона (статья 6 ГК РФ, статья 7 ЖК РФ, статья 13 п. 6 АПК РФ) и к собственникам нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
С учетом изложенного суд полагает обоснованными требования истца в части внесения изменений в предмет договора.
При этом суд не усматривает оснований отражения в резолютивной части судебного акта предложенной истцом редакции дополнительного соглашения в части технических характеристик спорного объекта (корпусов литер В, Е), поскольку относительно данных технических характеристик спор между сторонами отсутствует.
Судебные расходы по делу истец просил отнести на него.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 по делу N А32-41455/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Обязать ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю", г. Краснодар (ИНН 1052604100768, ОГРН 2312119460) заключить в течение 30 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления с ООО "УК "Солнечный город", г. Сочи (ИНН 7724888143, ОГРН 1137746780522) дополнительное соглашение к контракту N КЭГ40/2015 от 16 октября 2015 г. на управление многоквартирным домом по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, литер А, Б, Д (корпус 1, 2, 4) с включением следующих условий:
Изложить пункт 1.3 контракта в следующей редакции: "Многоквартирный дом - расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27, единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельные участки в установленных границах и расположенные на нем корпуса литер А, Б, В, Д, Е (корпуса 1, 2, 3, 4, 5) многоквартирного дома, в которых отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения) находятся в собственности более двух лиц, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности собственников.
Пункт 2.1 Контракта изложить в следующей редакции: 2.1. Предметом настоящего контракта является оказание услуг Управляющей компанией в целях управления пятью корпусами литер А, Б, В, Д, Е (корпуса 1, 2, 3, 4, 5) многоквартирного жилого дома на 535 квартир, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27, (далее - Дом), выступать посредником между ресурсоснабжающими организациями и нанимателями жилых помещений, с участием в расчетах при предоставлении коммунальных услуг, а также осуществлять иную деятельность для достижения целей настоящего контракта.
Приложение "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах объекта "Жилой квартал", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, Литер А, Б, Д" к Контракту переименовать в "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах объекта "Жилой квартал", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27 (в корпусах литер А, Б, В, Д, Е).
Приложение "Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 27, корпус 1, 2, 4" к Контракту переименовать в "Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27 (в корпусах А, Б, В, Д, Е).
Дополнить Контракт пунктом 4.15. следующего содержания: "4.15. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у Собственника помещений в корпусах литер В, Е многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Гастелло, 27 с момента возникновения права собственности на такие помещения и/или передачи ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю" таких помещений на праве оперативного управления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
М.В.ИЛЬИНА
И.Н.ГЛАЗУНОВА
М.В.ИЛЬИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)