Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Прокурор указал, что ответчик, осуществляя управление многоквартирными домами, не заключил договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах со специализированной организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гуляева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Кулакова А.В., Кустова А.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 16 ноября 2017 года по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе председателя правления ТСЖ "Никольское" Р. на решение Калининского районного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Калининского района, направленные на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья "Никольское" (ТСЖ "Никольское") заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах N, расположенных по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ТСЖ "Никольское" государственную пошлину в размере 300 руб. в доход бюджета муниципального образования Тверской области "Калининский район".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ "Никольское", в котором просит обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Газпром газораспределение Тверь", ГУ "Государственная жилищная инспекция" Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области Иванов А.В. поддержал заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика председатель правления ТСЖ "Никольское" Р. возражала против иска прокурора, указав, что стороной по договору на техническое обслуживание и ремонт внутридомового оборудования должны являться собственники квартир или организация, оказывающая услуги газоснабжения, а не ТСЖ. По смыслу п. 17 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 г. N 410 ТСЖ, не являясь исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, не может являться заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования. Ссылалась на разъяснения по этому вопросу в Письме Минстроя России от 30.12.2016 г. N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг". Исходя из которых, исполнителем коммунальных услуг и обязанной стороной в отношениях по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования должно выступать ООО "Газпром межрегионгаз Тверь". Не оспаривала, что предлагалось со стороны специализированной организации заключить указанный договор, но он не был подписан со стороны ТСЖ. Кроме того полагает, что заключение договора повлечет денежные затраты собственников жилых помещений.
Представитель третьего лица ГУ "Государственная жилищная инспекция" уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Возражений и отзыва на исковое заявление суду не представил.
Представитель третьего лица ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица АО "Газпром газораспределение Тверь" С. в судебном заседании полагал требования обоснованными по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель правления ТСЖ "Никольское" Р. просила отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение суд первой инстанции обосновал ссылкой на ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, которая регулирует отношения при управлении многоквартирного дома управляющей организацией, в то время как в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные отношения регулируются другой нормой, предусмотренной ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ.
Также полагает необоснованной ссылку на п. 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства от 14.05.2013 N 410, согласно которому заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома выступают управляющая организация, товарищество или кооператив, по только в случае, если они являются исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.
В своем решение суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. В ходе рассмотрения дела необходимо было установить наличие либо отсутствие договора ресурсоснабжения, заключенного между РСО и товариществом, а также наличие либо отсутствии договоров между РСО и собственниками квартир в МКД. В ходе рассмотрения дела были даны пояснения о том, что между собственниками квартир и ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" как ресурсоснабжающей организацией заключены прямые договоры по поставке газа, что не было отражено в решении.
В жалобе указано на то, что судом не учтено то обстоятельство, что отсутствует акт передачи внутридомовых инженерных сетей газоснабжения от прежнего владельца собственникам помещений в МКД.
В заседании суда апелляционной инстанции председатель правления ТСЖ "Никольское" Р. и представитель Д. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Розов С.А. полагал решение суда первой инстанции постановленным с правильным применением норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительных причинах отсутствия не представили, об отложении рассмотрения дела не просили. В связи с этим, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Судом установлено, что ТСЖ "Никольское", осуществляя управление восемью многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, не заключило договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах со специализированной организацией.
Разрешая спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.2 приведенной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Довод жалобы об ошибочной ссылке суда на п. 2.3 статьи 161 ЖК РФ, регламентирующей ответственность управляющей организации основанием к изменению и отмене решения суда в апелляционном порядке не является, поскольку данное обстоятельство по повлияло на правильность принятого по существу решения суда.
Объем работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
Исходя из положений подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в частности, относится: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению (раздел II Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (раздел V Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования), организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Согласно положениям Порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 указанных Правил, взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил).
Пунктом 16 Правил закреплено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 приведенных Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В силу приведенных норм заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным.
Материалами дела подтверждено, что предусмотренные приведенными правовыми нормами требования о заключении договора Товариществом собственников жилья не выполнялись.
Анализ приведенных положений нормативных актов позволяет согласиться с выводом суда о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении товарищества.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключение товариществом со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования приведет к увеличению расходов собственников на содержание жилых помещений, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку заключение данного договора является обязательным.
Ссылка в жалобе на то, что ресурсоснабжающей организацией на баланс Товарищества не передано внутридомовое газовое оборудование и не указан его состав, судебной коллегией отклоняется, поскольку в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017).
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм закона, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя правления ТСЖ "Никольское" Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4952/2017
Требование: Об обязании заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах.Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Прокурор указал, что ответчик, осуществляя управление многоквартирными домами, не заключил договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах со специализированной организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. по делу N 33-4952
Судья: Гуляева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Кулакова А.В., Кустова А.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 16 ноября 2017 года по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе председателя правления ТСЖ "Никольское" Р. на решение Калининского районного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Калининского района, направленные на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья "Никольское" (ТСЖ "Никольское") заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах N, расположенных по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ТСЖ "Никольское" государственную пошлину в размере 300 руб. в доход бюджета муниципального образования Тверской области "Калининский район".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ "Никольское", в котором просит обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Газпром газораспределение Тверь", ГУ "Государственная жилищная инспекция" Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области Иванов А.В. поддержал заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика председатель правления ТСЖ "Никольское" Р. возражала против иска прокурора, указав, что стороной по договору на техническое обслуживание и ремонт внутридомового оборудования должны являться собственники квартир или организация, оказывающая услуги газоснабжения, а не ТСЖ. По смыслу п. 17 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 г. N 410 ТСЖ, не являясь исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, не может являться заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования. Ссылалась на разъяснения по этому вопросу в Письме Минстроя России от 30.12.2016 г. N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг". Исходя из которых, исполнителем коммунальных услуг и обязанной стороной в отношениях по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования должно выступать ООО "Газпром межрегионгаз Тверь". Не оспаривала, что предлагалось со стороны специализированной организации заключить указанный договор, но он не был подписан со стороны ТСЖ. Кроме того полагает, что заключение договора повлечет денежные затраты собственников жилых помещений.
Представитель третьего лица ГУ "Государственная жилищная инспекция" уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Возражений и отзыва на исковое заявление суду не представил.
Представитель третьего лица ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица АО "Газпром газораспределение Тверь" С. в судебном заседании полагал требования обоснованными по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель правления ТСЖ "Никольское" Р. просила отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение суд первой инстанции обосновал ссылкой на ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, которая регулирует отношения при управлении многоквартирного дома управляющей организацией, в то время как в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные отношения регулируются другой нормой, предусмотренной ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ.
Также полагает необоснованной ссылку на п. 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства от 14.05.2013 N 410, согласно которому заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома выступают управляющая организация, товарищество или кооператив, по только в случае, если они являются исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.
В своем решение суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. В ходе рассмотрения дела необходимо было установить наличие либо отсутствие договора ресурсоснабжения, заключенного между РСО и товариществом, а также наличие либо отсутствии договоров между РСО и собственниками квартир в МКД. В ходе рассмотрения дела были даны пояснения о том, что между собственниками квартир и ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" как ресурсоснабжающей организацией заключены прямые договоры по поставке газа, что не было отражено в решении.
В жалобе указано на то, что судом не учтено то обстоятельство, что отсутствует акт передачи внутридомовых инженерных сетей газоснабжения от прежнего владельца собственникам помещений в МКД.
В заседании суда апелляционной инстанции председатель правления ТСЖ "Никольское" Р. и представитель Д. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Розов С.А. полагал решение суда первой инстанции постановленным с правильным применением норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительных причинах отсутствия не представили, об отложении рассмотрения дела не просили. В связи с этим, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Судом установлено, что ТСЖ "Никольское", осуществляя управление восемью многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, не заключило договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах со специализированной организацией.
Разрешая спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.2 приведенной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Довод жалобы об ошибочной ссылке суда на п. 2.3 статьи 161 ЖК РФ, регламентирующей ответственность управляющей организации основанием к изменению и отмене решения суда в апелляционном порядке не является, поскольку данное обстоятельство по повлияло на правильность принятого по существу решения суда.
Объем работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
Исходя из положений подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в частности, относится: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению (раздел II Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (раздел V Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования), организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Согласно положениям Порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 указанных Правил, взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил).
Пунктом 16 Правил закреплено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 приведенных Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В силу приведенных норм заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным.
Материалами дела подтверждено, что предусмотренные приведенными правовыми нормами требования о заключении договора Товариществом собственников жилья не выполнялись.
Анализ приведенных положений нормативных актов позволяет согласиться с выводом суда о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении товарищества.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключение товариществом со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования приведет к увеличению расходов собственников на содержание жилых помещений, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку заключение данного договора является обязательным.
Ссылка в жалобе на то, что ресурсоснабжающей организацией на баланс Товарищества не передано внутридомовое газовое оборудование и не указан его состав, судебной коллегией отклоняется, поскольку в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017).
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм закона, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя правления ТСЖ "Никольское" Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.КОЗЛОВА
Судьи
А.В.КУЛАКОВ
А.В.КУСТОВ
Е.В.КОЗЛОВА
Судьи
А.В.КУЛАКОВ
А.В.КУСТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)