Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2016 N 16АП-2516/2016 ПО ДЕЛУ N А63-11886/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу N А63-11886/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Георгиевского муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2016 года по делу N А63-11886/2015 (судья Филатов В.Е.)
по заявлению Георгиевского муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" (г. Георгиевск)
к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, (г. Ставрополь)
о признании недействительными предписаний,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил:

георгиевское муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительными предписаний N 1477 от 19.06.2015 и N 1474 от 25.06.2015 в части обязания произвести перерасчет.
Решением от 25.04.2015 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не обосновано, каким образом требования предписаний в оспариваемой части нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, при том, что оказание некачественной коммунальной услуги доказано, а Правила N 354 прямо предусматривают проведение в таких случаях перерасчета платы.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в случае обязания произвести перерасчет, будет выражаться в недополучении средств за фактически отпущенный ресурс.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании обращений собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Георгиевске по ул. Калинина, 11 и ул. Черняховского, 73, управлением изданы распоряжения от 03.06.2015 N 1588 и N 1590 о проведении внеплановых документарных проверок в отношении предприятия с целью осуществления государственного надзора (контроля) за порядком расчета размера платы, а также предоставления коммунальной услуги (горячее водоснабжение) в указанных выше многоквартирных домах.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции от 16.04.2013 N 344) (далее - Правила N 354), а также п. 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
По результатам проверки составлены акты N 1588-29/01 от 19.06.2015, N 1590-29/01 от 25.06.2015 и выданы предписания N 1477 от 19.06.2015 и N 1474 от 25.06.2015 об устранении в срок до 30.09.2015 нарушений Правил N 354 и Правил N 1034, а также произвести перерасчет по всем жилым и нежилым помещениям в МКД N 11 по ул. Калинина и в МКД N 73 по ул. Черняховского г. Георгиевска.
Считая незаконными указанные предписания, предприятие обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором.
Статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами N 354.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды должна быть не меньше 60 градусов и не выше 75 градусов, независимо от применяемой системы теплоснабжения.
Указанные выше санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В соответствии с п. 4 Правил N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется, в том числе, и в целях контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя. Соответственно, потребителям в многоквартирном доме при наличии водоподогревателя поставляется коммунальный ресурс соответствующего качества, которое должно позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 354. Именно в такой концепции определен порядок установления качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям в многоквартирных домах.
Согласно п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В п. 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Указание допустимого отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора в соответствии с п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, неправомерно по следующим основаниям.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в соответствии с п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 не предусматривает технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя, связанных с процессом производства горячей воды на оборудовании, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с подпунктами "е", "н" п. 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: требования к качеству коммунальной услуге (коммунальных услуг); порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе, в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Определение нормативных технологических потерь тепловой энергии, обусловленных потерями теплоносителя необходимо осуществлять в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденном приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 110.
При этом среднегодовые значения температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах рассчитываются как средневзвешенные по среднемесячным значениям температуры теплоносителя в соответствующем трубопроводе с учетом числа часов работы в каждом месяце. Среднемесячные значения температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах определяются по эксплуатационному температурному графику отпуска тепловой энергии в соответствии с ожидаемыми среднемесячными значениями температуры наружного воздуха.
Согласно п. 7.6 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 N 110, при центральном качественно - количественном регулировании отпуска теплоты для подогрева воды в системах горячего водоснабжения потребителей температура воды в подающем трубопроводе должна быть: для закрытых систем теплоснабжения - не менее 70 °C; для открытых систем теплоснабжения - не менее 60 °C.
При центральном качественно-количественном регулировании по совместной нагрузке отопления, вентиляции и горячего водоснабжения точка излома графика температур воды в подающем и обратном трубопроводах должна применяться при температуре наружного воздуха, соответствующей точке излома графика регулирования по нагрузке отопления.
Согласно материалам дела, общедомовые приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных домах N 11 по ул. Калинина и N 73 по ул. Черняховского в г. Георгиевске и применяемый при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, учитывают фактическое потребление объема тепловой энергии, потребленной в данных многоквартирных домах, без учета качества приготовления горячей воды.
В проверяемый период температура теплоносителя в подающем трубопроводе МКД N 11 по ул. Калинина составила от +25,20 до + 60,47 градусов, в подающем трубопроводе МКД N 73 по ул. Черняховского составила от +47,29 до +57,78 градусов.
Многоквартирные дома N 11 по ул. Калинина и N 73 по ул. Черняховского в г. Георгиевске оборудованы водоподогревателями (бойлерами) и общедомовые приборы учета тепловой энергии настроены на работу в закрытой системе теплоснабжения, с использованием следующей формулы: Qo = M1 (h1-h2), где: Qo - отпущенная тепловая энергия Гкал (ГДж); М1 - массовый расход теплоносителя в подающем трубопроводе (т/ч); h1 и h2 - энтальпия (удельное содержание) теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (кДж/кг).
Согласно отчету суточных параметров объем тепловой энергии, потребленный в многоквартирном доме N 11 по ул. Калинина в г. Георгиевск и учтенный общедомовым прибором учета 15.04.2015 составил: (52,42 °C - 44,91 °C) х (381,639 т / 1000) = 2,866 Гкал, где: 52,42 °C - среднесуточная температура теплоносителя на подающем трубопроводе; 44,91 °C - среднесуточная температура теплоносителя на обратном трубопроводе; (381,639 т / 1000) - количество поданного теплоносителя в литрах.
В соответствии с отчетом суточных параметров вычислителя ВКТ-7 объем тепловой энергии, потребленный в многоквартирном доме N 73 по ул. Черняховского в г. Георгиевск и учтенный общедомовым прибором учета 15.04.2015 составил: (57,73 °C - 50,59 °C) х (454,00 т / 1000) = 3,242 Гкал, где: 57,73 °C - среднесуточная температура теплоносителя на подающем трубопроводе; 50,59 °C - среднесуточная температура теплоносителя на обратном трубопроводе; (454,00 т / 1000) - количество поданного теплоносителя в литрах.
Однако, поданный объем тепловой энергии в данных многоквартирных домах, учтенный общедомовым прибором учета указанным выше способом, не мог быть использован рационально, так как температура горячей воды, поданная потребителям в точке разбора, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 - 60 °C.
Потребителям предъявлена плата за коммунальный ресурс, необходимый для приготовления горячей воды, в то время как качество такого коммунального ресурса не позволяет использовать его по назначению. При этом оплата такого коммунального ресурса взимается в полном объеме.
Факт несоответствия на дату проведения проверки температуры горячей воды в многоквартирных домах N 11 по ул. Калинина и N 73 по ул. Черняховского в г. Георгиевске санитарным нормам и правилам подтвержден материалами дела: актами проверок, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения и заявителем не оспаривается.
В ходе анализа отклонений температур с пропорциональным процентным уменьшением объемов тепловой энергии управлением установлено нарушение п. 107 Правил N 1034.
В нарушение Правил N 1034 и Правил N 354 в договорах ресурсоснабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2012 N 500-78 и N 500-95, заключенных между предприятием, а также собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме N 73 по ул. Черняховского и в многоквартирном доме N 11 по ул. Калинина в г. Георгиевске, отсутствуют графики качественного регулирования температуры воды при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха, а также отсутствуют указания допустимых отклонений в температуре теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе.
Графики качественного регулирования температуры воды при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха теплоносителей по указанным выше адресам в материалах дела не представлены.
При определении количества тепловой энергии должны применяться параметры температуры теплоносителя как на подающем трубопроводе, так и на обратном трубопроводе. Соответственно повышение температуры на подающем трубопроводе повлияет и на повышение температуры на обратном трубопроводе, что в итоге приведет к такому же количеству тепловой энергии, поданной в многоквартирным дом, но при этом температура горячей воды, полученной потребителем в точке разбора, будет соответствовать нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предписания в части проведении перерасчета в связи с оказанием некачественной коммунальной услуги соответствуют требованиям Правил N 354 и обоснованно выданы заявителю как исполнителю коммунальной услуги.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы, в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2016 года по делу N А63-11886/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)