Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
секретаря судебного заседания Никитиной Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1"): Толмачева Д.А., представителя по доверенности от 02.02.2014,
от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Иванькиной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" апреля 2014 года по делу N А33-23515/2013, принятое судьей Раздобреевой И.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1", ИНН 2465228298, ОГРН 1092468046736 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, ответчик) о признании недействительным предписания от 20.12.2013 N 5550-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, полагая, что оспариваемым предписанием на него незаконно возложена обязанность произвести перерасчет платы по коммунальным услугам (холодному и горячему водоснабжению и водоотведению) собственнику помещения N 18 многоквартирного дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске.
Из апелляционной жалобы следует, что показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии подтверждается использование квартиры для проживания, в связи с чем обоснованным является начисление собственнику указанного помещения платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления коммунальных услуг.
Служба в представленном отзыве не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 27.11.2013 N 5550-ж должностным лицом службы в связи с поступившим обращением собственника жилого помещения в многоквартирном доме N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске Потехиной Л.Н., с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора за соблюдением порядка определения, перерасчета, изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые в вышеуказанном доме, проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
В ходе проверки ответчиком установлено, что общество начисляет плату за коммунальные услуги собственнику жилого помещения N 18 дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске с декабря 2010 года по настоящее время, несмотря на то, что в указанном жилом помещении никто не прописан и не проживает. При этом собственник жилого помещения N 18 представил обществу заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги и справку, выданную обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Управляющая компания "Красжилсервис", о том, что Потехина Л.Н. зарегистрирована по адресу: г. Красноярск, ул. С.Лазо, д. 34, кв. 28, с 20.12.1988 по настоящее время и производит оплату за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.12.2013 N 5550-ж и выдано предписание от 20.12.2013 N 5550-ж, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 31.01.2014 принять меры по устранению выявленных нарушений, произвести перерасчет собственнику помещения N 18 платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение и водоотведение).
Заявитель оспорил в судебном порядке указанное предписание, полагая, что основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали, поскольку им правомерно начислена плата за указанные коммунальные услуги в связи с установленным фактом использования помещения для проживания.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.3 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, оспариваемое предписание вынесено службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности возложения оспариваемым предписанием на общество обязанности произвести перерасчет собственнику помещения N 18 платы за коммунальные услуги. Суд указал, что в силу пункта 58 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), основанием для определения количества временно проживающих потребителей в жилом помещении могло являться заявление собственника или постоянно проживающего потребителя. В нарушение подпункта "е(1)" пункта 32, пунктов 56(1), 57, 58 Правил N 354 плата за коммунальные услуги начислялась собственнику квартиры с декабря 2010 года по декабрь 2013 года без установления факта проживания и количества проживающих граждан. Акт от 06.12.2013 о количестве проживающих в квартире N 18 лиц, составленный комиссией из представителя управляющей компании, участкового и жильцов дома, не принят судом в качестве доказательства проживания в помещении лиц в период с 2010 года и по дату составления акта. Суд поддержал довод службы о том, что сведения о показаниях прибора учета электроэнергии не являются доказательством потребления холодной, горячей воды и услуг по водоотведению, и основанием для начисления платы за данные виды коммунальных услуг. Приняв во внимание, что Потехина Л.Н. зарегистрирована по другому месту жительства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления платы за коммунальные услуги собственнику жилого помещения N 18 и обоснованности выдачи обществу оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Потехина Л.Н. является собственником жилого помещения N 18 в доме 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2013 N 24 ЕЛ 008164, выданным на основании договора участия в долевом строительстве от 27.04.2010 N 68, зарегистрированного 12.05.2010 за N 24-245-01/108/2010-073.
Указанная квартира передана обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (застройщиком) в собственность участнику долевого строительства Потехиной Л.Н. по акту передачи жилого помещения от 20.08.2010.
Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске, в том числе, собственником помещения N 18 Потехиной Л.Н., заключен договор управления многоквартирным домом от 20.08.2010.
В соответствии с пунктом 3.1.13 указанного договора собственники помещений обязаны своевременно и полностью вносить на расчетный счет или в кассу управляющей организации на основании выставленных счетов-квитанций плату за коммунальные ресурсы, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Согласно пункту 5.13 договора начало периода возникновения бремени содержания жилого помещения устанавливается решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. С начала периода возникновения бремени содержания жилого помещения, установленного общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, до момента фактического заселения жилых помещений, собственники помещений вносят плату за жилое помещение, центральное отопление и электроэнергию. До момента регистрации собственников помещений по месту жительства и (или) месту пребывания, начисление платы за холодное и горячее водоснабжение, канализацию установить с момента начала периода, в котором зафиксированы показания индивидуального прибора учета по указанным коммунальным ресурсам. В случае если собственник помещения, либо иные лица, используют жилое помещение, что подтверждается показаниями любого прибора учета коммунальных услуг, в том числе прибора учета электроэнергии, начисление платы за холодное и горячее водоснабжение, канализацию установить с первого числа месяца, в котором зафиксированы показания прибора учета электроэнергии, по утвержденным органами местного самоуправления тарифам и нормам из расчета на одного человека или по показаниям индивидуальных приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, введенных в эксплуатацию надлежащим образом.
Подписав договор управления многоквартирным домом от 20.08.2010, Потехина Л.Н. согласилась с предусмотренными им условиями начисления платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, в период с декабря 2010 года и по декабрь 2013 года начисление за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение и водоотведение) в квартире N 18 многоквартирного жилого дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске производилось заявителем по нормативам потребления коммунальных услуг из расчета на одного проживающего человека.
Собственник жилого помещения N 18 Потехина Л.Н. обратилась к обществу с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги за период с 2010 года по 2013 год, указав, что она не зарегистрирована и не проживает по указанному адресу, в подтверждение чего представила справку ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" о регистрации Потехиной Л.Н. по месту жительства в квартире N 28 по ул. С.Лазо, 34 в г. Красноярске с 20.12.1988 по настоящее время и внесении ею платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме.
Вместе с тем, показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии в квартире N 18 по ул. Дмитрия Мартынова, 19 в г. Красноярске подтверждается фактическое использование в период с декабря 2010 года по декабрь 2013 года указанного помещения для проживания.
Ссылка суда первой инстанции на подпункт "е(1)" пункта 32, пункты 56(1), 57, 58 Правил N 354 является ошибочной, поскольку данные нормы касаются установления количества лиц, проживающих в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и расчета платы за потребляемые этими лицами коммунальные услуги, тогда как квартира N 18 оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, поэтому вышеуказанные нормы не применимы к рассматриваемым правоотношениям. На этом основании необоснованным является вывод суда первой инстанции о нарушении обществом указанных норм при начислении платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60 Правил N 354 установлено, что по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Собственником квартиры N 18, иным лицом, пользующимся помещением и потребляющим коммунальные ресурсы, информация о показаниях индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения не была представлена управляющей компании более трех расчетных периодов подряд.
Установив по показаниям прибора учета электроэнергии факт использования жилого помещения, общество начисляло собственнику помещения N 18 Потехиной Л.Н. плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), рассчитывая ее размер исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и проживания в помещении одного человека, что соответствует положениям части 2 статьи 153, частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 60 Правил N 354 и пункта 5.13 договора управления многоквартирным домом.
Довод службы и суда первой инстанции о том, что сведения о показаниях прибора учета электроэнергии в квартире N 18 не являются доказательством потребления иных коммунальных ресурсов, и основанием для начисления платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение в указанной квартире, не принимаются судом, поскольку основанием для начисления платы является подтвержденный показаниями прибора учета электроэнергии факт использования жилого помещения для проживания.
Факт регистрации Потехиной Л.Н. по другому месту жительства не исключает возможность использования ею либо иными лицами помещения N 18 по ул. Дмитрия Мартынова, 19 в г. Красноярске для проживания.
Ссылка в оспариваемом предписании на нарушение обществом пунктов 86, 87 Правил N 354 является несостоятельной, поскольку данными нормами предусмотрен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, тогда как в рассматриваемом случае установлен факт проживания потребителей в помещении в период с декабря 2010 года по декабрь 2013 года.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета собственнику помещения N 18 платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), и, следовательно, оснований для выдачи оспариваемого предписания.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции следует отменить на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового судебного акта о признании недействительным предписания службы от 20.12.2013 N 5550-ж.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации со службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края следует взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент 1" 3000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" апреля 2014 года по делу N А33-23515/2013 отменить. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Признать недействительным предписание от 20.12.2013 N 5550-ж Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Взыскать со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1" 3000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А33-23515/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А33-23515/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
секретаря судебного заседания Никитиной Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1"): Толмачева Д.А., представителя по доверенности от 02.02.2014,
от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Иванькиной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" апреля 2014 года по делу N А33-23515/2013, принятое судьей Раздобреевой И.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1", ИНН 2465228298, ОГРН 1092468046736 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, ответчик) о признании недействительным предписания от 20.12.2013 N 5550-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, полагая, что оспариваемым предписанием на него незаконно возложена обязанность произвести перерасчет платы по коммунальным услугам (холодному и горячему водоснабжению и водоотведению) собственнику помещения N 18 многоквартирного дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске.
Из апелляционной жалобы следует, что показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии подтверждается использование квартиры для проживания, в связи с чем обоснованным является начисление собственнику указанного помещения платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления коммунальных услуг.
Служба в представленном отзыве не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 27.11.2013 N 5550-ж должностным лицом службы в связи с поступившим обращением собственника жилого помещения в многоквартирном доме N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске Потехиной Л.Н., с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора за соблюдением порядка определения, перерасчета, изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые в вышеуказанном доме, проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
В ходе проверки ответчиком установлено, что общество начисляет плату за коммунальные услуги собственнику жилого помещения N 18 дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске с декабря 2010 года по настоящее время, несмотря на то, что в указанном жилом помещении никто не прописан и не проживает. При этом собственник жилого помещения N 18 представил обществу заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги и справку, выданную обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Управляющая компания "Красжилсервис", о том, что Потехина Л.Н. зарегистрирована по адресу: г. Красноярск, ул. С.Лазо, д. 34, кв. 28, с 20.12.1988 по настоящее время и производит оплату за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.12.2013 N 5550-ж и выдано предписание от 20.12.2013 N 5550-ж, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 31.01.2014 принять меры по устранению выявленных нарушений, произвести перерасчет собственнику помещения N 18 платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение и водоотведение).
Заявитель оспорил в судебном порядке указанное предписание, полагая, что основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали, поскольку им правомерно начислена плата за указанные коммунальные услуги в связи с установленным фактом использования помещения для проживания.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.3 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, оспариваемое предписание вынесено службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности возложения оспариваемым предписанием на общество обязанности произвести перерасчет собственнику помещения N 18 платы за коммунальные услуги. Суд указал, что в силу пункта 58 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), основанием для определения количества временно проживающих потребителей в жилом помещении могло являться заявление собственника или постоянно проживающего потребителя. В нарушение подпункта "е(1)" пункта 32, пунктов 56(1), 57, 58 Правил N 354 плата за коммунальные услуги начислялась собственнику квартиры с декабря 2010 года по декабрь 2013 года без установления факта проживания и количества проживающих граждан. Акт от 06.12.2013 о количестве проживающих в квартире N 18 лиц, составленный комиссией из представителя управляющей компании, участкового и жильцов дома, не принят судом в качестве доказательства проживания в помещении лиц в период с 2010 года и по дату составления акта. Суд поддержал довод службы о том, что сведения о показаниях прибора учета электроэнергии не являются доказательством потребления холодной, горячей воды и услуг по водоотведению, и основанием для начисления платы за данные виды коммунальных услуг. Приняв во внимание, что Потехина Л.Н. зарегистрирована по другому месту жительства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления платы за коммунальные услуги собственнику жилого помещения N 18 и обоснованности выдачи обществу оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Потехина Л.Н. является собственником жилого помещения N 18 в доме 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2013 N 24 ЕЛ 008164, выданным на основании договора участия в долевом строительстве от 27.04.2010 N 68, зарегистрированного 12.05.2010 за N 24-245-01/108/2010-073.
Указанная квартира передана обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (застройщиком) в собственность участнику долевого строительства Потехиной Л.Н. по акту передачи жилого помещения от 20.08.2010.
Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске, в том числе, собственником помещения N 18 Потехиной Л.Н., заключен договор управления многоквартирным домом от 20.08.2010.
В соответствии с пунктом 3.1.13 указанного договора собственники помещений обязаны своевременно и полностью вносить на расчетный счет или в кассу управляющей организации на основании выставленных счетов-квитанций плату за коммунальные ресурсы, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Согласно пункту 5.13 договора начало периода возникновения бремени содержания жилого помещения устанавливается решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. С начала периода возникновения бремени содержания жилого помещения, установленного общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, до момента фактического заселения жилых помещений, собственники помещений вносят плату за жилое помещение, центральное отопление и электроэнергию. До момента регистрации собственников помещений по месту жительства и (или) месту пребывания, начисление платы за холодное и горячее водоснабжение, канализацию установить с момента начала периода, в котором зафиксированы показания индивидуального прибора учета по указанным коммунальным ресурсам. В случае если собственник помещения, либо иные лица, используют жилое помещение, что подтверждается показаниями любого прибора учета коммунальных услуг, в том числе прибора учета электроэнергии, начисление платы за холодное и горячее водоснабжение, канализацию установить с первого числа месяца, в котором зафиксированы показания прибора учета электроэнергии, по утвержденным органами местного самоуправления тарифам и нормам из расчета на одного человека или по показаниям индивидуальных приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, введенных в эксплуатацию надлежащим образом.
Подписав договор управления многоквартирным домом от 20.08.2010, Потехина Л.Н. согласилась с предусмотренными им условиями начисления платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, в период с декабря 2010 года и по декабрь 2013 года начисление за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение и водоотведение) в квартире N 18 многоквартирного жилого дома N 19 по ул. Дмитрия Мартынова в г. Красноярске производилось заявителем по нормативам потребления коммунальных услуг из расчета на одного проживающего человека.
Собственник жилого помещения N 18 Потехина Л.Н. обратилась к обществу с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги за период с 2010 года по 2013 год, указав, что она не зарегистрирована и не проживает по указанному адресу, в подтверждение чего представила справку ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" о регистрации Потехиной Л.Н. по месту жительства в квартире N 28 по ул. С.Лазо, 34 в г. Красноярске с 20.12.1988 по настоящее время и внесении ею платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме.
Вместе с тем, показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии в квартире N 18 по ул. Дмитрия Мартынова, 19 в г. Красноярске подтверждается фактическое использование в период с декабря 2010 года по декабрь 2013 года указанного помещения для проживания.
Ссылка суда первой инстанции на подпункт "е(1)" пункта 32, пункты 56(1), 57, 58 Правил N 354 является ошибочной, поскольку данные нормы касаются установления количества лиц, проживающих в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и расчета платы за потребляемые этими лицами коммунальные услуги, тогда как квартира N 18 оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, поэтому вышеуказанные нормы не применимы к рассматриваемым правоотношениям. На этом основании необоснованным является вывод суда первой инстанции о нарушении обществом указанных норм при начислении платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60 Правил N 354 установлено, что по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Собственником квартиры N 18, иным лицом, пользующимся помещением и потребляющим коммунальные ресурсы, информация о показаниях индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения не была представлена управляющей компании более трех расчетных периодов подряд.
Установив по показаниям прибора учета электроэнергии факт использования жилого помещения, общество начисляло собственнику помещения N 18 Потехиной Л.Н. плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), рассчитывая ее размер исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и проживания в помещении одного человека, что соответствует положениям части 2 статьи 153, частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 60 Правил N 354 и пункта 5.13 договора управления многоквартирным домом.
Довод службы и суда первой инстанции о том, что сведения о показаниях прибора учета электроэнергии в квартире N 18 не являются доказательством потребления иных коммунальных ресурсов, и основанием для начисления платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение в указанной квартире, не принимаются судом, поскольку основанием для начисления платы является подтвержденный показаниями прибора учета электроэнергии факт использования жилого помещения для проживания.
Факт регистрации Потехиной Л.Н. по другому месту жительства не исключает возможность использования ею либо иными лицами помещения N 18 по ул. Дмитрия Мартынова, 19 в г. Красноярске для проживания.
Ссылка в оспариваемом предписании на нарушение обществом пунктов 86, 87 Правил N 354 является несостоятельной, поскольку данными нормами предусмотрен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, тогда как в рассматриваемом случае установлен факт проживания потребителей в помещении в период с декабря 2010 года по декабрь 2013 года.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета собственнику помещения N 18 платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), и, следовательно, оснований для выдачи оспариваемого предписания.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции следует отменить на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового судебного акта о признании недействительным предписания службы от 20.12.2013 N 5550-ж.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации со службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края следует взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент 1" 3000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" апреля 2014 года по делу N А33-23515/2013 отменить. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Признать недействительным предписание от 20.12.2013 N 5550-ж Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Взыскать со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент 1" 3000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)