Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца
ООО "Энерговид" Торощина Э.К. - дов. от 01.12.2014, Милютин Е.А. - дов. от 01.12.2014
от ответчика
ОАО "УК Железнодорожного района" Евстратова Е.В. - дов. от 19.06.2014, Хлоповских Л.М. - дов. от 01.07.2014
от третьего лица
ОАО "Информационно-расчетный центр" не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "УК Железнодорожного района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А14-11395/2013,
установил:
ООО "Энерговид" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" взыскании 1 028 888 руб. 82 коп., из которых 463 182 руб. 72 коп. - задолженность по оплате за отопление за период с 01.03.2013 по 30.09.2013 и 565 706 руб. 10 коп. и задолженность по оплате за горячее водоснабжение за период с 01.03.2013 по 30.09.2013. (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части взыскания в части взыскания с него 338 854 руб. 04 коп. задолженности за горячее водоснабжение, ОАО "УК Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в названной части отменить.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По мнению ОАО "УК Железнодорожного района", истцом нарушен порядок определения объема ГВС, предусмотренный Правилами N 124.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что истцом не представлено доказательств недостоверности показаний индивидуальных приборов учета, на основании которых управляющей компанией производятся расчеты за потребленную гражданами - собственниками помещений спорных многоквартирных домов горячую воду.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с принятием на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Энерговид" (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "УК Железнодорожного района" 14.01.2013 г. заключили договор N 1 на отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, в соответствии с п. 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности исполнителя тепловую энергию в виде горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, указанных в приложении N 1, а исполнитель обязуется принимать через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме водяной системы теплоснабжения и своевременно оплачивать тепловую энергию на условиях договора, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов учета и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Пунктом 3.1 договора установлено, что платежи исполнителя подлежат перечислению ресурсоснабжающей организации не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
На основании п. 3.2 договора оплату фактически потребленных ресурсов, поданных исполнителю для оказания коммунальных услуг населению, исполнитель производит за счет и в размере платежей населения за отопление и горячее водоснабжение в следующем порядке: - за тепловую энергию для целей отопления - за счет платежей населения не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата производится в течение отопительного периода по фактической отпущенной тепловой энергии; - за горячую воду - за счет платежей населения не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата производится ежемесячно, в течение календарного года.
За расчетный период платежа принимается один календарный месяц. Оплата за фактически потребленную тепловую энергию по договору производится исполнителем до 25 числа месяца, следующего за расчетным денежными средствами, поступившими от собственников и других законных пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, за отопление и горячее водоснабжение (п. 3.1.2 договора).
В силу п. 3.1.8 договора датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
ООО "Энерговид" в период с марта 2013 г. по сентябрь 2013 г. осуществляло поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Калининградская, д. 102, д. 108, ул. Электровозная, д. 4, д. 8.
Вышеназванные жилые дома находятся на обслуживании ОАО "УК Железнодорожного района".
Задолженность по оплате за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, поставленную в период с 01.03.2013 по 30.09.2013, составила 1 028 888 руб. 82 коп., в том числе 463 182 руб. 72 коп. задолженности по оплате теплоэнергии на отопление и 565 706 руб. 10 коп. задолженности по оплате теплоэнергии на горячее водоснабжение.
Полагая, что обязанность по оплате коммунального ресурса должно нести ОАО "УК Железнодорожного района", на обслуживании которой находятся указанные жилые дома, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности, при этом размер задолженности определен истцом из объема потребленной теплоэнергии по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 2 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу Правил расчет размера платы за приобретенный у ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии) осуществляется исходя из показаний общедомовых приборов учета. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативам потребления.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в отношении учета показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, в отношении которых управляющей компанией не было представлено в адрес истца доказательств их ввода в эксплуатацию по двум жилым домам, расположенным по адресам: ул. Электровозная, дома 4, 8.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку данная информация у истца отсутствовала, расчет обязательств по оплате в этой части жилого фонда правомерно произведен истцом по нормативу потребления.
Однако суд кассационной инстанции считает, что данный вывод основан на неверном понимании и применении арбитражным судом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан представить ресурсоснабжающей организации, определен п. п. 6, 7 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В них акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не указаны.
Кроме того, пунктом 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя представления документов, не предусмотренных Правилами.
Соответственно, требования истца о предоставлении ответчиком отсутствующей у него части актов ввода индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, введенных и опломбированных предшествующей управляющей компанией, не основаны на нормах действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15259/13 от 25.02.2014.
В соответствии с п. 1. ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п. 2. ст. ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В разделе VII Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) подробно урегулирован порядок допуска ИПУ к использованию. К использованию допускаются приборы учета только утвержденного типа и введенные в эксплуатацию.
Согласно п. 1 названных Правил они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Объем потребления горячей воды, зафиксированный индивидуальными приборами учета, подтверждается отчетами ИВЦ по объемам коммунального ресурса - "горячее водоснабжение" за спорный период, представленным ответчиком в материалы дела (т. 7, л.д. 27 - 65), которые истцом не оспорены.
В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств того, что показания приборов учета по спорным жилым помещениям, по которым с гражданами производятся расчеты, недостоверны, истцом в материалы дела представлено не было.
В материалах дела нет доказательств того, что показания индивидуальных приборов учета, по которым граждане производили расчеты за коммунальные услуги, недостоверны вследствие того, что приборы учета вышли из строя либо не поверены.
Таким образом, учитывая обоснованное использование управляющей компанией в соответствии с требованиями Правил N 354 в расчетах с потребителями показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии доказательств их непригодности для расчетов, исковые требования в обжалуемой части удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, арбитражным судом неправомерно не принят во внимание расчет ответчика, основанный на показаниях индивидуальных приборов учета; неправильно распределено бремя доказывания обстоятельств, связанных с возможностью использования показаний таких приборов учета.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона арбитражным судом соблюдены не были.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Поскольку в рассматриваемом споре судами неверно применены нормы материального и процессуального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а заявленные требования в указанной части - оставлению без удовлетворения.
В связи с частичной отменой обжалуемых судебных актов и частичным удовлетворением требований истца, государственная пошлина подлежит перераспределению.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по иску составляет 23288,9 руб.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований на ответчика относится государственная пошлина по иску в размере - 15617,5 руб., а на истца - 7671,4 руб.
При подаче иска ООО "Энерговид" в доход федерального бюджета была уплачена государственная пошлина в размере 9 200 руб., следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 1528,6 руб. (9 200 руб. - 7671,4 руб.) в качестве возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета 14 088,89 руб. государственной пошлины по иску обжалуемые судебные акты соответствуют требованиям закона.
Согласно ч. 5 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований расходы ответчика по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб подлежат взысканию с истца в порядке возмещения судебных расходов в пользу ответчика в сумме 1320 руб.
Таким образом, с учетом зачета (1528,6 руб. - 1320 руб.) с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 208,6 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А14-11395/2013 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении иска ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) в части взыскания с открытого акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" (ОГРН 1123668009607, ИНН 3661055928) 338 854,04 руб. задолженности за горячее водоснабжение отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" (ОГРН 1123668009607, ИНН 3661055928) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) 208,6 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2014 ПО ДЕЛУ N А14-11395/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А14-11395/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца
ООО "Энерговид" Торощина Э.К. - дов. от 01.12.2014, Милютин Е.А. - дов. от 01.12.2014
от ответчика
ОАО "УК Железнодорожного района" Евстратова Е.В. - дов. от 19.06.2014, Хлоповских Л.М. - дов. от 01.07.2014
от третьего лица
ОАО "Информационно-расчетный центр" не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "УК Железнодорожного района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А14-11395/2013,
установил:
ООО "Энерговид" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" взыскании 1 028 888 руб. 82 коп., из которых 463 182 руб. 72 коп. - задолженность по оплате за отопление за период с 01.03.2013 по 30.09.2013 и 565 706 руб. 10 коп. и задолженность по оплате за горячее водоснабжение за период с 01.03.2013 по 30.09.2013. (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части взыскания в части взыскания с него 338 854 руб. 04 коп. задолженности за горячее водоснабжение, ОАО "УК Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в названной части отменить.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По мнению ОАО "УК Железнодорожного района", истцом нарушен порядок определения объема ГВС, предусмотренный Правилами N 124.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что истцом не представлено доказательств недостоверности показаний индивидуальных приборов учета, на основании которых управляющей компанией производятся расчеты за потребленную гражданами - собственниками помещений спорных многоквартирных домов горячую воду.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с принятием на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Энерговид" (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "УК Железнодорожного района" 14.01.2013 г. заключили договор N 1 на отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, в соответствии с п. 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности исполнителя тепловую энергию в виде горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, указанных в приложении N 1, а исполнитель обязуется принимать через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме водяной системы теплоснабжения и своевременно оплачивать тепловую энергию на условиях договора, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов учета и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Пунктом 3.1 договора установлено, что платежи исполнителя подлежат перечислению ресурсоснабжающей организации не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
На основании п. 3.2 договора оплату фактически потребленных ресурсов, поданных исполнителю для оказания коммунальных услуг населению, исполнитель производит за счет и в размере платежей населения за отопление и горячее водоснабжение в следующем порядке: - за тепловую энергию для целей отопления - за счет платежей населения не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата производится в течение отопительного периода по фактической отпущенной тепловой энергии; - за горячую воду - за счет платежей населения не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата производится ежемесячно, в течение календарного года.
За расчетный период платежа принимается один календарный месяц. Оплата за фактически потребленную тепловую энергию по договору производится исполнителем до 25 числа месяца, следующего за расчетным денежными средствами, поступившими от собственников и других законных пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, за отопление и горячее водоснабжение (п. 3.1.2 договора).
В силу п. 3.1.8 договора датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
ООО "Энерговид" в период с марта 2013 г. по сентябрь 2013 г. осуществляло поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Калининградская, д. 102, д. 108, ул. Электровозная, д. 4, д. 8.
Вышеназванные жилые дома находятся на обслуживании ОАО "УК Железнодорожного района".
Задолженность по оплате за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, поставленную в период с 01.03.2013 по 30.09.2013, составила 1 028 888 руб. 82 коп., в том числе 463 182 руб. 72 коп. задолженности по оплате теплоэнергии на отопление и 565 706 руб. 10 коп. задолженности по оплате теплоэнергии на горячее водоснабжение.
Полагая, что обязанность по оплате коммунального ресурса должно нести ОАО "УК Железнодорожного района", на обслуживании которой находятся указанные жилые дома, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности, при этом размер задолженности определен истцом из объема потребленной теплоэнергии по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 2 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу Правил расчет размера платы за приобретенный у ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии) осуществляется исходя из показаний общедомовых приборов учета. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативам потребления.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в отношении учета показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, в отношении которых управляющей компанией не было представлено в адрес истца доказательств их ввода в эксплуатацию по двум жилым домам, расположенным по адресам: ул. Электровозная, дома 4, 8.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку данная информация у истца отсутствовала, расчет обязательств по оплате в этой части жилого фонда правомерно произведен истцом по нормативу потребления.
Однако суд кассационной инстанции считает, что данный вывод основан на неверном понимании и применении арбитражным судом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан представить ресурсоснабжающей организации, определен п. п. 6, 7 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В них акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не указаны.
Кроме того, пунктом 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя представления документов, не предусмотренных Правилами.
Соответственно, требования истца о предоставлении ответчиком отсутствующей у него части актов ввода индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, введенных и опломбированных предшествующей управляющей компанией, не основаны на нормах действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15259/13 от 25.02.2014.
В соответствии с п. 1. ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п. 2. ст. ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В разделе VII Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) подробно урегулирован порядок допуска ИПУ к использованию. К использованию допускаются приборы учета только утвержденного типа и введенные в эксплуатацию.
Согласно п. 1 названных Правил они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Объем потребления горячей воды, зафиксированный индивидуальными приборами учета, подтверждается отчетами ИВЦ по объемам коммунального ресурса - "горячее водоснабжение" за спорный период, представленным ответчиком в материалы дела (т. 7, л.д. 27 - 65), которые истцом не оспорены.
В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств того, что показания приборов учета по спорным жилым помещениям, по которым с гражданами производятся расчеты, недостоверны, истцом в материалы дела представлено не было.
В материалах дела нет доказательств того, что показания индивидуальных приборов учета, по которым граждане производили расчеты за коммунальные услуги, недостоверны вследствие того, что приборы учета вышли из строя либо не поверены.
Таким образом, учитывая обоснованное использование управляющей компанией в соответствии с требованиями Правил N 354 в расчетах с потребителями показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии доказательств их непригодности для расчетов, исковые требования в обжалуемой части удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, арбитражным судом неправомерно не принят во внимание расчет ответчика, основанный на показаниях индивидуальных приборов учета; неправильно распределено бремя доказывания обстоятельств, связанных с возможностью использования показаний таких приборов учета.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона арбитражным судом соблюдены не были.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Поскольку в рассматриваемом споре судами неверно применены нормы материального и процессуального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а заявленные требования в указанной части - оставлению без удовлетворения.
В связи с частичной отменой обжалуемых судебных актов и частичным удовлетворением требований истца, государственная пошлина подлежит перераспределению.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по иску составляет 23288,9 руб.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований на ответчика относится государственная пошлина по иску в размере - 15617,5 руб., а на истца - 7671,4 руб.
При подаче иска ООО "Энерговид" в доход федерального бюджета была уплачена государственная пошлина в размере 9 200 руб., следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 1528,6 руб. (9 200 руб. - 7671,4 руб.) в качестве возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета 14 088,89 руб. государственной пошлины по иску обжалуемые судебные акты соответствуют требованиям закона.
Согласно ч. 5 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований расходы ответчика по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб подлежат взысканию с истца в порядке возмещения судебных расходов в пользу ответчика в сумме 1320 руб.
Таким образом, с учетом зачета (1528,6 руб. - 1320 руб.) с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 208,6 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А14-11395/2013 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении иска ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) в части взыскания с открытого акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" (ОГРН 1123668009607, ИНН 3661055928) 338 854,04 руб. задолженности за горячее водоснабжение отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" (ОГРН 1123668009607, ИНН 3661055928) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН 1033600057325, ИНН 3661016326) 208,6 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)