Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 07АП-8417/2015 ПО ДЕЛУ N А27-7935/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А27-7935/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А., судьи: Н.В. Марченко, А.Л. Полосин
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.В.
с использованием средств аудиозаписи
- от заявителя: Пушенко Н.В. по доверенности от 04.12.2014, выданной в порядке передоверия по доверенности от 22.07.2013;
- от заинтересованного лица: Дузенко А.С. по доверенности от 21.08.2013;
- от третьего лица: Дуванова С.Н. по доверенности от 09.10.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июля 2015 года
по делу N А27-7935/2015 (судья И.В. Конкина)
по заявлению открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ", г. Кемерово (ОГРН 1122224002295, ИНН 4205243178)
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789)
третье лицо - Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействительными предписаний N N 68-227 от 17.03.2015, 67-236 от 17.03.2015, 63-236 от 16.03.2015, 72-217 от 20.03.2015, 64-217 от 20.03.2015; 95 от 10.04.2015; 91-236 от 10.04.2015; 24-217 от 13.02.2015,

Открытое акционерное общество "Кузнецкая ТЭЦ" (далее - ОАО "Кузнецкая ТЭЦ", общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - ГЖИ Кемеровской области, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительными предписаний N N 68-227 от 17.03.2015; 67-236 от 17.03.2015; 63-236 от 16.03.2015; 72-217 от 20.03.2015; 64-217 от 20.03.2015; 95 от 10.04.2015; 91-236 от 10.04.2015; 24-217 от 13.02.2015.
Требования мотивированы тем, что Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области вынесены Предписания об устранении нарушений, выразившихся в неправомерном начислении платы по коммунальной услуге теплоснабжение с учетом "повышающего коэффициента с 1 января 2015 года".
Позиция Инспекции мотивирована тем, что в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 предусматривается применение нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов, однако, в отсутствие на территории Кемеровской области в январе - феврале 2015 года нормативно-правовых актов уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг с учетом данных повышающих коэффициентов, начисление сумм оплаты по коммунальной услуге теплоснабжения с учетом повышающего коэффициента в размере 1,1 является необоснованным, следовательно, оспариваемые предписания в адрес ОАО "Кузнецкая ТЭЦ", по мнению контролирующего органа, выданы правомерно.
Третье лицо - Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее - Департамент) поддержало позицию Инспекции, не согласившись с доводами заявителя, указав на то, что из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.07.2015 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что суд первой инстанции при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными полностью, не выяснил всех обстоятельств дела, имеющих значение для дела; неверно применил действующие нормы материального права, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает следующее.
1. Суд не дал надлежащую оценку доводу заявителя о том, что постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" устанавливает императивные нормы, предписывающие применение повышающего коэффициента к потребителям в отсутствие приборов учета, ссылаясь на Письмо Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг", согласно которому применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем, по своей правовой природе повышающий коэффициент не является элементом определения количественного показателя объема потребления коммунального ресурса, а является множителем, подлежащим применению в зависимости от конкретных обстоятельств - в данном случае - отсутствия приборов учета тепловой энергии при наличии технической возможности их установки и не изменяется в зависимости от субъекта РФ.
Следовательно, Правила N 306 прямо не предусматривают право государственного органа субъекта РФ, уполномоченного на установление нормативов потребления, в части определения данного коэффициента, не предусматривают возможности его изменения или приостановления, что не учтено судом.
2. В Кемеровской области уполномоченным органом принят Приказ Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области N 14 от 18.03.2015 (далее - Приказ N 14 от 18.03.2015), в котором указано, что применение нормативов осуществляется с 01.01.2015 с повышающим коэффициентом в размере - 1,1.
Суд в решении указал, что Приказ N 14 от 18.03.2015, вступил в законную силу и мог применяться только после официального опубликования, а не с 01.01.2015.
Согласно части 1 статьи 4 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе правоотношения, возникающие в сфере предоставления коммунальных услуг (пункт 10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11).
Пункт 2 статьи 6 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) допускает, что действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Учитывая, что в Приказе N 14 от 18.03.2015 определенно и недвусмысленно предусмотрена возможность применения нормативов с учетом повышающего коэффициента именно с 01.01.2015, а также то, что Постановление Правительства N 1380 от 17.12.2014 о внесении изменений в Правила N 306... в части установления повышающих коэффициентов вступило в силу 30.12.2014, ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" обоснованно и законно применило повышающий коэффициент, начиная с 1 января 2015 г., на услуги отопления для потребителей при отсутствии общедомовых приборов учета.
В связи с вышеизложенным, апеллянт полагает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция и Департамент в представленных в порядке статьи 262 АПК РФ отзывах, возражают против доводов апеллянта, считают решение суда законным и обоснованным.
Определением от 18.09,2015 рассмотрение дела откладывалось до 15.10.2015 Инспекция и Департаменту предлагалось обосновать свои позиции, указав:
- - ссылки на запрет ресурсоснабжающей организации, каковой является ОАО "Кузнецкая ТЭЦ", напрямую применять положения Постановления N 306, касающиеся повышающих коэффициентов, с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - свою позицию о возможности применения повышенных коэффициентов, только после принятия соответствующих повышенных нормативов и каким образом, сфера полномочий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по установлению соответствующих нормативов, стала охватывать, в том числе, сферу полномочий федеральных органов власти, которыми, устанавливаются и установлены соответствующие коэффициенты, т.е. разграничить компетенцию соответствующих уполномоченных органов;
- - по каким причинам/основаниям не допускается применения повышающих коэффициентов, утвержденных Постановлением от 23.05.2006 N 306 (с изменениями и дополнениями, принятыми Постановлениями Правительства РФ N 344 от 16.04.2013 и N 1380 от 17.12.2014) в том порядке, в котором они применены обществом.
До назначенной даты судебного заседания от Инспекции и Департамента представлены соответствующие пояснения по делу.
Инспекцией в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу указывается на то, что постановление Правительства N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" не содержит императивных предписаний о применении повышающего коэффициента к потребителям в отсутствие прибора учета, в указанной части позиция заявителя не основана на нормах права.
Статья 157 ЖК РФ установила, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации порядок утверждения нормативов разработан и действует в виде Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 306, они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. При этом "нормативом потребления коммунальных услуг" является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, а "единицей измерения" - показатель норматива потребления коммунальных услуг (пункт 2 Правил N 306).
Пункт 9 Правил N 306 устанавливает порядок изменение нормативов по инициативе ресурсоснабжающих и управляющих организаций следующим образом: в случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом 2 и более управляющие организации вправе обратиться в уполномоченный орган с совместным заявлением в случаях, когда объем жилищного фонда, в отношении которого осуществляется деятельность по предоставлению коммунальных услуг, каждой из таких организаций недостаточен для соблюдения условий представительности выборки для применения метода аналогов. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Ресурсоснабжающие организации не обращались с соответствующем заявлением, следовательно, если нормативы на текущий год еще не утверждены, то ресурсоснабжающие организации обязаны использовать ранее утвержденные нормативы, либо инициировать их изменение в установленном законодателем порядке.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31 декабря 2016.
Согласно Закону Кемеровской области от 28.06.2010 N 70-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере жилищно-коммунального комплекса" исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, проводящий государственную политику в сфере жилищно-коммунального комплекса (Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области) устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг (за исключением электроснабжения и газоснабжения) в соответствии с действующим законодательством.
Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области действуя в рамках своих полномочий, принял соответствующий приказ N 14 от 18.03.2015, при этом, действующее законодательство не наделяет правом ресурсоснабжающие организации на самостоятельное установление нормативов потребления коммунальных услуг населением.
Департамент в представленных дополнениях к отзыву указывает, что не имеется доказательств признания не соответствующим полностью или в части нормам действующего законодательства РФ письма Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04, в настоящее время данный правовой акт не отменен и является действующим, подлежит применению, при этом названным документом не отменяются нормы, предписывающие применение повышающего коэффициента, а лишь представлены разъяснения по порядку его применения; исходя из комплексного толкования нормативных правовых актов в сфере жилищного законодательства следует, что компетенция органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области жилищных отношений применительно к коммунальным услугам разграничивается следующим образом: Правительство РФ определяет порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, а непосредственно нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, поскольку это относится к их исключительной компетенции; применение повышающего коэффициента при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению осуществляется только после принятия такого решения Уполномоченным органом (Департаментом), поскольку органы государственной власти РФ не вправе утверждать нормативы потребления коммунальных услуг на территории субъекта РФ.
Приказом Департамента N 120 от 23.12.2014 на территории Новокузнецкого городского округа установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для граждан, проживающих в многоквартирных домах или жилых домах при отсутствии приборов учета:
- для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом менее 5000 кубических метров - 0,0327 Гкал на 1 кв. м
- для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 5000 кубических метров до 10000 кубических метров - 0,0272 Гкал на 1 кв. м
- для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 10000 кубических метров - 0,0235 Гкал на 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 4 приказа Департамента N 120 от 23.12.2014 указанный документ вступает в силу 01.01.2015.
Как следует из пункта 1 приказа Департамента N 120 от 23.12.2014 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определен с применением метода аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0,85, с учетом технических параметров и климатических условий согласно приложению к настоящему приказу.
Из приказа Департамента N 120 от 23.12.2014 не следует, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новокузнецкого городского округа применяется с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации не вправе при начислении платы за коммунальные услуги самостоятельно производить расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и использовать величину норматива, отличную от размера, установленного Департаментом, в том числе использовать при расчете повышающий коэффициент.
Приказом Департамента N 14 от 18.03.2015 по инициативе Уполномоченного органа (Департамента) были внесены изменения и дополнения в ряд приказов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Кемеровской области, в частности, указанным документом внесены изменения и дополнения в приказ Департамента N 120 от 23.12.2014 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новокузнецкого городского округа". Пунктом 26.1 приказа Департамента N 14 от 18.03.2015 было установлено, что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента.
Согласно пункту 17 Правил решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением N 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Приказ Департамента N 14 от 18.03.2015 был опубликован на официальном сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 24.03.2015. Поскольку в приказе Департамента N 14 от 18.03.2015 не предусмотрено, что данный акт имеет обратную силу, следовательно, его действие распространяется только на жилищные отношения, возникшие после введения его в действие, т.е. после официального опубликования, следовательно, до вступления в силу приказа Департамента N 14 от 18.03.2015 ресурсоснабжающей организации следовало применять норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный приказом Департамента N 120 от 23.12.2014 без применения повышающего коэффициента.
Доводы заявителя о том, что в Приказе N 14 от 18.03.2015 определенно и недвусмысленно предусмотрена возможность применения нормативов с учетом повышающего коэффициента именно с 01.01.2015 основаны на неверном толковании указанного документа.
Так, пунктом 26.1 Приказа Департамента N 14 от 18.03.2015 установлено: "Дополнить приказ пунктом 3 следующего содержания: "3. Применение нормативов осуществляется в соответствии с пунктом 3 (1) Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, устанавливающим, что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего...... Таким образом, пункт 26.1 Приказа Департамента N 14 от 18.03.2015 фактически приводит положения пункта 3 (1) Приложения к Правилам, а не предусматривает возможность его применения с 01.01.2015. В противном случае, если бы данный приказ Департамента имел обратную силу, и распространял свое действие на отношения сторон с 01.01.2015, он бы существенно ухудшал положение одного из участников жилищных отношений, а именно собственников и иных пользователей помещений в многоквартирных домах, поскольку в таком случае ресурсоснабжающие организации обязаны были бы произвести им доначисление платы за коммунальные услуги по отоплению за истекший период, т.е. с 01.01.2015 по 23.03.2015.
В назначенное время рассмотрение дела продолжено, представитель заявителя остался на позиции, изложенной в апелляционной жалобе, представители Инспекции и Департамента поддержали доводы, изложенные в отзывах с учетом дополнений.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу с учетом дополнений, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Инспекцией с 03.03.2015 по 17.03.2015 в отношении ОАО "Кузнецкая ТЭЦ" проведены внеплановые документарные проверки. В ходе проверок выявлено нарушение обществом пункта 3 Правил N 306, т. к. по мнению проверяющих, обществом необоснованно с 01.01.2015 применены нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов, а подлежали применению нормативы потребления коммунальных услуг без учета этих коэффициентов.
По результатам проверок составлены акты и выданы предписания об устранении выявленных нарушений: произвести возврат неправомерно начисленных сумм за январь. Февраль 2015 года по коммунальной услуге теплоснабжения по строке повышающий коэффициент отопления.
Не согласившись с предписаниями Инспекции, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что общество было не вправе начислять по услуге отопление суммы платежей с учетом повышающих коэффициентов до тех пор, пока Департаментом не будет установлен соответствующий "повышающий норматив", включающий в себя повышающий коэффициент в размере 1,1, что такой норматив установлен Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области N 14 от 18.03.2015, приказ вступил в силу 23.03.2015, и соответственно до этой даты применение спорного коэффициента в размере 1,1 является неправомерным.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, соглашаясь с выводами суда о том, что применение Приказа Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области N 14 от 18.03.2015 является правомерным только после вступления его в силу, а датой вступления является 23.03.2015, суд апелляционной инстанции считает доводы апеллянта обоснованными, полагая ошибочными выводы суда о законности вынесенных предписаний Инспекции, поскольку в рассматриваемом случае, к компетенции Департамента не относится введение в действие с 01.01.2015 спорного коэффициента в размере 1,1, т. к. названный коэффициент не является составным элементом норматива потребления коммунальной услуги, при этом только утверждение норматива является прерогативой Департамента, утверждение коэффициентов и формул, является компетенцией Правительства РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
- В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. Положения о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235, Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление) и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта; целевому расходованию денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечению сохранности этих средств; применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; соблюдению ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, предупреждению и пресечению выявленных нарушений.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.20 названного Положения Инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Инспекция является органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение проверок по вопросам правильности определения размера и внесения платы за коммунальный услуги.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые предписания вынесены Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), при проведении внеплановых документарных проверок судом апелляционной инстанции не установлено.
Оценивая соответствие содержания оспариваемых предписаний требованиям законодательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций).
Указанное предписание должно содержать указание на конкретные обязанности (действия), которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание в целях устранения выявленного нарушения. Предписание об устранении нарушений не может носить абстрактный характер, предписание должно быть исполнимым и содержать четкие и конкретные требования. Выполнение тех или иных действий не должно оставляться на усмотрение лица, получившего предписание, поскольку предписание является властно-распорядительным документом государственного органа, неисполнение которого влечет негативные юридические последствия в виде привлечения к административной ответственности.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего соответствующий государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Как следует из материалов дела Инспекцией в оспариваемых предписаниях указано, что общество с 01.01.2015 вправе применять только нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные без учета повышающего коэффициента, а не производить их умножение на коэффициент 1,1, который установлен для органа, утверждающего нормативы, т.е. для Департамента, в связи с чем, общество обязано устранить выявленные нарушения до 01.06.2015, произвести возврат начисленных сумм по коммунальной услуге теплоснабжения по строке "повышающий коэффициент отопления" за январь, февраль 2015 года в адрес Гурского С.Л., Репиной Н.Н, по домам - г. Новокузнецк, ул. Луначарского, 12; ул. Петракова, 46; пр. Ермакова, 5, Макаренко Д.А., ул. Батюшкова, 4а; Серопян М.С., Простак О.Г., Варламовой В.К., Романенко И.Ф., Таборовой Н.Г., Заречневой Н.Г., Зеленцовой Т.И., Хромовой З.П. - л.д. 12-19 т. 1, 21-24 т. 2.
Апелляционная коллегия полагает, что оспариваемые предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества на основании следующего.
Как установлено апелляционным судом, Инспекцией не выявлено в ходе проверки нарушений обществом в применении действующих на 01.01.2015 и принятых при начислении оплаты за январь, февраль 2015 года нормативов потребления по коммунальной услуге отопление, фактически обществу вменяется не применение установленного норматива с каким-либо нарушением, а применение в январе, феврале 2015 года к установленному нормативу повышающего коэффициента в размере 1,1, установленного пунктом 3 (1) Приложения к Правилам N 306.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157).
В Правилах N 306 используются следующие основные понятия:
- "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" как показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);
- "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" как качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования (абзацы третий и девятый пункта 2);
- "нормативы потребления коммунальных услуг" утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (пункт 3); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (подпункт "а" пункта 4); установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата (пункт 9); нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования (пункт 10); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 12); срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 306 (пункт 14); изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в том числе в случае изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (подпункт "а" пункта 16); метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21); расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22); определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах (пункт 31); представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях. В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета (пункт 33); количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к Правилам N 306 (пункт 34); для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (абзац первый пункта 35); после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета (пункт 36); показания приборов учета снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (подпункт "а" пункта 37); при снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; число проживающих жителей; количество квартир; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; дата и время снятия показаний приборов учета (подпункты "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38); при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40).
Таким образом, согласно пункту 2 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг - это количественные показатели объема потребления коммунального ресурса), которые применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившего в законную силу 30.06.2015).
Учитывая, что в части услуги по отоплению как до внесения вышеназванных изменений, так и после установление повышающих коэффициентов к компетенции уполномоченных органов субъектов Российской Федерации не относилось, суд апелляционной инстанции отмечает, что на основании приведенной нормы закона соответствующие полномочия по установлению коэффициентов, их размера, периода действия и порядка применения реализованы Правительством Российской Федерации - Правила N 306, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" дополнены новыми пунктами 3 (1), 5 (1), 7 (1), 8 (1) и 9 (1) Приложения N 1.
Так в силу пункта 3 (1) этого приложения, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016 - 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Таким образом, вопреки позиции Инспекции и Департамента, исходя из пределов своей компетенции Правительством РФ установлено, для случаев, когда имеется техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях установило порядок применения повышающих коэффициентов, определяется по формуле N 5 Приложения N 1 Правил N 306,


Nо = {\uc1\u9472-{\uc1\u9472-{\uc1\u9472-{\uc1\u9472-{\uc1\u9472-{\uc1\u9472-{\uc1\u9472-{\uc1\u9472-
Sоб х nот

с учетом повышающих коэффициентов, в размере 1,1 с 01.01.2015.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество как ресурсоснабжающая организация было вправе при начислении платы за коммунальные услуг начиная с 01.01.2015 самостоятельно производить начисление оплаты с применением повышающего коэффициента, с учетом установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; доказательств того, что им использовалась величина норматива, отличная от размера, установленного Департаментом, Инспекцией в ходе проверки не установлено, т. к., в рассматриваемом случае, Правительство РФ уже установило формулу и порядок применения повышающих коэффициентов, принятия уполномоченным органом субъекта РФ дополнительных нормативных актов для "ввода" в действие повышающего коэффициента, установленного Правительством РФ, как уполномоченным федеральным органом не требовалось, начисление платы по формуле N 5 Приложения N 1 Правил N 306 с момента вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", т.е. применительно к пункту 3 (1) Приложения N 1 Правил N 306 с 01.01.2015, автоматически стало обязательным к применению для всех участников отношений по получению и предоставлению соответствующих коммунальных ресурсов.
Доводы Инспекции о том, что исходя из комплексного толкования нормативных правовых актов в сфере жилищного законодательства компетенция органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области жилищных отношений применительно к коммунальным услугам разграничивается следующим образом: Правительство РФ определяет порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, а непосредственно нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, поскольку это относится к их исключительной компетенции; применение повышающего коэффициента при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению осуществляется только после принятия такого решения Уполномоченным органом (Департаментом), поскольку органы государственной власти РФ не вправе утверждать нормативы потребления коммунальных услуг на территории субъекта РФ являются правомерными, но в рассматриваемом случае, как следует из буквального содержания части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 3 (1) Приложения N 1 Правил N 306, повышающие коэффициенты не являются элементом норматива, а являются лишь элементом формулы по начислению платы, с учетом норматива, установленного соответствующим уполномоченным органом, следовательно, утверждение Инспекции о необходимости принятия так называемых "повышенных нормативов", т.е. нормативов с учетом повышающего коэффициента не требуется.
Отклоняя Доводы Департамента и Инспекции, а также признавая выводы суда в указанной части ошибочными, апелляционная коллегия исходит из того, что выводы суда базируются на письме Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04, однако, во-первых, содержание указанного письма не согласуется с содержанием части 1 статьи 157 ЖК РФ, разграничивающей компетенцию органов федерального уровня и органов субъектов Российской Федерации и определившей полномочия по установлению повышающих коэффициентов к компетенции Правительства Российской Федерации; Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым внесены соответствующие изменения в Правила N 306; во-вторых, названное письмо не является законом или подзаконным актом, обязательным к применению и носит рекомендательный характер; в-третьих, письмо датировано 18.03.2015, а плата начислена обществом за январь и февраль 2015 года, т.е. общество в любом случае не могло руководствоваться разъяснениями данными в этом письме, как таковое нарушение толкований, изложенных в этом письме обществу и не вменялось.
Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что приказом Департамента N 120 от 23.12.2014 на территории Новокузнецкого городского округа установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для граждан, проживающих в многоквартирных домах или жилых домах при отсутствии приборов учета:
- для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом менее 5000 кубических метров - 0,0327 Гкал на 1 кв. м
- для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 5000 кубических метров до 10000 кубических метров - 0,0272 Гкал на 1 кв. м
- для многоквартирных домов, в том числе общежитий квартирного, секционного и коридорного типа, жилых домов строительным объемом от 10000 кубических метров - 0,0235 Гкал на 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 4 приказа Департамента N 120 от 23.12.2014 указанный документ вступает в силу 01.01.2015.
В силу пункта 1 приказа Департамента N 120 от 23.12.2014 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определен с применением метода аналогов при заданной вероятности объема выборки, равной 0,85, с учетом технических параметров и климатических условий согласно приложению к настоящему приказу.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета (приложение N 1); формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета (приложение N 2).
Согласно пункту 2 "а" приложения N 1 техническая возможность установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета отсутствует, если установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Как следует из актов проверки, обществу не вменялось применение несуществующих или неверных нормативов по услуге отопление, а вменялось необоснованное применение повышающих коэффициентов к ним, обстоятельства нарушений каких-либо условий для применения повышающих коэффициентов Инспекцией в ходе проверок не установлены и обществу не вменялись, выводы о выявленном в ходе проверок нарушении обществом пункта 3 Правил N 306, выразившемся в неправомерном, по мнению Инспекции, применении повышающих коэффициентов, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Порядок применения повышающих коэффициентов к установленным уполномоченным органом нормативам урегулирован не письмом Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04, а Правилами N 306 в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которыми в соответствующих пунктах 3 (1), 5 (1), 7 (1), 8 (1) и 9 (1) Приложения N 1 установлены размеры коэффициентов, период их применения и указана формула к которой они применяются, что означает, что для всех субъектов Российской Федерации условия применения повышающих коэффициентов являются одинаковыми, так же как период их применения.
В указанной части позиция Инспекции и Департамента о необходимости принятия в каждом субъекте Российской Федерации нормативных актов о вводе в действие повышающих (с учетом повышающих коэффициентов) и базовых нормативов (без их учета) противоречат статье 157 ЖК РФ, Правилам N 306, не основаны со ссылками на конкретные нормы права, в силу чего подлежат отклонению как ошибочные.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, что Инспекцией не представлено доказательств несоответствия закону оспариваемых предписаний по тем основаниям, которые в них указаны, предписания незаконно возлагают на общество обязанность произвести возврат начисленных сумм по строке "повышающий коэффициент", в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае имеются предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания таких ненормативных правовых актов Инспекции недействительным.
Таким образом, рассматриваемое в настоящем случае требование общества должно быть удовлетворено.
При этом, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права (неверное истолкование закона), решение суда в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления общества о признании недействительными оспариваемых предписаний Государственной жилищной инспекции Кемеровской области N N 68-227 от 17.03.2015; 67-236 от 17.03.2015; 63-236 от 16.03.2015; 72-217 от 20.03.2015; 64-217 от 20.03.2015; 95 от 10.04.2015; 91-236 от 10.04.2015; 24-217 от 13.02.2015, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отнесения на Инспекцию судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 24 000 руб. по первой инстанции и 1 500 руб. по апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июля 2015 года по делу N А27-7935/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные открытым акционерным обществом "Кузнецкая ТЭЦ" требования удовлетворить.
Признать недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области N N 68-227 от 17.03.2015; 67-236 от 17.03.2015; 63-236 от 16.03.2015; 72-217 от 20.03.2015; 64-217 от 20.03.2015; 95 от 10.04.2015; 91-236 от 10.04.2015; 24-217 от 13.02.2015.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) в пользу открытого акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ", г. Кемерово (ОГРН 1122224002295, ИНН 4205243178) в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 24 000 руб. по первой инстанции, 1 500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.В.МАРЧЕНКО
А.Л.ПОЛОСИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)