Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Жилкомплекс" - Чурсиной В.В. (представителя по доверенности от 09.01.2014 N 03-юр);
- от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Князевой И.А. (представителя по доверенности от 04.04.2014 N 603-р-исх),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56042/13, принятое судьей Денисовым А.Э.,
установил:
открытое акционерное общество "Жилкомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) от 16.09.2013 N 1-15-08595-20-2013.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
По результатам проверки 01.08.2013 соблюдения обществом обязательных требований или требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, правил предоставления коммунальных услуг в жилом доме N 38, расположенном по адресу: Московская область, город Королев, проспект Космонавтов, дом 38, управлением обществу выдано предписание от 16.09.2013 N 1-15-08595-20-2013, в котором отражено следующее:
1) размер платы за водоснабжение в жилом и нежилом помещении, оборудованном или необорудованном индивидуальным прибором учета (далее - ИПУ), должен был рассчитываться с июля 2011 года по август 2012 года только по формуле N 9 в соответствии с требованиями приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), корректировка в данном случае не предусмотрена;
2) расчет размера платы за водоснабжение, предоставленного потребителю в жилом и нежилом помещении, оборудованном ИПУ, производится по формуле 1 и необорудованном ИПУ по формуле 4 согласно приложению N 2 к Правилам N 354, и расчет размера платы за водоснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН) рассчитывается по формулам N 11, 12 и указывается в платежном документе отдельной строкой с 01.09.2012 в соответствии с приложением N 2 к Правилам 354 (пункт 2 предписания).
Исходя из этого управление данным предписанием обязало общество произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение (далее - ХВС) жителям дома N 38, расположенного по названному адресу, с июля 2011 года по август 2012 года и с сентября 2012 года по декабрь 2012 года по формулам 11, 12 согласно приложению N 2 к Правилам N 354.
Срок выполнения данного предписания установлен управлением до 01.11.2013. Обществу также предложено сообщить в управление о выполнении предписания в письменной форме.
Не согласившись с управлением, общество 15.10.2013 оспорило данное предписание от 16.09.2013 в судебном порядке.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
При этом, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ, применяются положения ЖК РФ.
Как следует из части 1, пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3 Правил N 307 под потребителем понимается - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил N 307).
В силу пунктов 8, 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг является в данном случае общество.
Следовательно, общество обязано соблюдать установленные пунктами 8, 15, 49 требования Правил N 307.
Управляющей компанией потребителю к оплате выставлялись счета за оказание услуг, в том числе услуги: холодное водоснабжение, водоотведение.
Согласно пункту 3 Правил N 307 "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту N 6 Правил N 307
- - холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
- - водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Согласно пункту 4 правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
- - холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
- - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Из анализа счета-квитанции за спорный период усматривается, что общество при определении размера платы за услугу ХВС за период с июля 2011 года по август 2012 года правомерно руководствовалось формулой N 9 приложения N 2 Правил N 307.
Согласно подпункту "а" пункта 23 Правил N 307 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам.
Данным подпунктом, предписывается рассчитывать размер платы по приведенной в нем формуле 9.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленного за расчетный период (календарный месяц), определяемого с учетом данных коллективных (общедомовых) приборов учета, по показаниям индивидуальных приборов учета, а в не оборудованных прибором учета жилых или нежилых помещениях - исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.
Приведенный порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении, и приходящегося на его долю объема коммунального ресурса, потребленного на ОДН и подлежащего оплате собственниками помещений в силу статей 30, 36 ЖК РФ.
Доводы управления по существу сводятся к несогласию с действиями общества по расчету размера платы за ХВС, в частности расчет по формуле с применением тарифов на коммунальные ресурсы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для ХВС и водоотведения, по его мнению, заявитель не правомерно произвел расчет платы за водоотведение.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По смыслу норм закона, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157).
Из приведенных положений ЖК РФ следует, что управляющая организация вправе взимать размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за водоотведение, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, при расчете общество правомерно применяло тарифы, утвержденные постановлением администрации главы города Королева Московской области от 29.12.2010 N 2075 "Об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги".
Исходя из того, что общество фактически оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению в спорный период в жилом многоквартирном доме, которым оно управляет, суд первой инстанции обоснованно признал правильной примененную обществом методику расчета платы за ХВС, водоотведение, и установил достоверность размеров примененных в расчете величин.
В рассматриваемом случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оспаривая указание управления, касающееся неправомерности корректировки, общество пояснило, что корректировало сумму выставляемой жильцам платы, исходя из общих счетов, выставляемых ресурсоснабжающей организацией по приборам учета на жилой фонд, в которых такая плата определялась исходя из объема потребления воды, с том числе с учетом потребления для общих целей содержания общего имущества дома, его территории. Изначально общество выставляло жильцам счета за потребление воды в квартирах без учета указанного водопотребления (для общих целей содержания общего имущества дома, его территории), поскольку счета от ресурсоснабжающей организации получало позднее, в связи с чем при поступлении последних корректировало выставленные жильцам дома суммы.
Апелляционным судом признается обоснованным довод общества о том, что оно не должно оплачивать за жильцов водопотребление при содержании общего имущества дома.
Приведенные обществом обстоятельства, доводы не опровергнуты управлением, в связи с чем содержащееся в ее предписании указание на незаконность корректировки платы суд признает неправомерным.
Указывая в пункте 1 оспариваемого предписания на необходимость применения формулы N 9 приложения к Правилам N 354 по расчетам за оказание услуг по холодному водоснабжению с июля 2011 года по август 2012 года, управление не учло, что Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которым Правила N 307 признаны утратившими силу (за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) вступило в силу с 01.09.2012, тем самым Правила N 354 не подлежали применению к периоду с июля 2011 года по август 2012 года.
Кроме того, согласно пункту 9 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, оборудованной общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, в случае если все комнаты в такой коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или между потребителями в коммунальной квартире имеется соглашение, предусмотренное пунктом 50 Правил, согласно указанному пункту определяется по формуле 9.
В связи с этим формула N 9 приложения N 2 к Правилам N 354 не могла быть применена к услугам по ХВС, водоотведению которые оказывало общество.
Второй пункт предписания управления об использовании формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам N 354 основан на том, что общество допустило нарушение при выставлении счетов за водоснабжение за период с 01.09.2012. Вместе с тем, по доводам общества, оно использовало именно эти формулы, начиная с 01.09.2012, доказательства обратного в деле отсутствуют.
Из доводов апелляционной жалобы, выступления представителя управления в судебном заседании, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56042/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А41-56042/13
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А41-56042/13
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Жилкомплекс" - Чурсиной В.В. (представителя по доверенности от 09.01.2014 N 03-юр);
- от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Князевой И.А. (представителя по доверенности от 04.04.2014 N 603-р-исх),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56042/13, принятое судьей Денисовым А.Э.,
установил:
открытое акционерное общество "Жилкомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) от 16.09.2013 N 1-15-08595-20-2013.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
По результатам проверки 01.08.2013 соблюдения обществом обязательных требований или требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, правил предоставления коммунальных услуг в жилом доме N 38, расположенном по адресу: Московская область, город Королев, проспект Космонавтов, дом 38, управлением обществу выдано предписание от 16.09.2013 N 1-15-08595-20-2013, в котором отражено следующее:
1) размер платы за водоснабжение в жилом и нежилом помещении, оборудованном или необорудованном индивидуальным прибором учета (далее - ИПУ), должен был рассчитываться с июля 2011 года по август 2012 года только по формуле N 9 в соответствии с требованиями приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), корректировка в данном случае не предусмотрена;
2) расчет размера платы за водоснабжение, предоставленного потребителю в жилом и нежилом помещении, оборудованном ИПУ, производится по формуле 1 и необорудованном ИПУ по формуле 4 согласно приложению N 2 к Правилам N 354, и расчет размера платы за водоснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН) рассчитывается по формулам N 11, 12 и указывается в платежном документе отдельной строкой с 01.09.2012 в соответствии с приложением N 2 к Правилам 354 (пункт 2 предписания).
Исходя из этого управление данным предписанием обязало общество произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение (далее - ХВС) жителям дома N 38, расположенного по названному адресу, с июля 2011 года по август 2012 года и с сентября 2012 года по декабрь 2012 года по формулам 11, 12 согласно приложению N 2 к Правилам N 354.
Срок выполнения данного предписания установлен управлением до 01.11.2013. Обществу также предложено сообщить в управление о выполнении предписания в письменной форме.
Не согласившись с управлением, общество 15.10.2013 оспорило данное предписание от 16.09.2013 в судебном порядке.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
При этом, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ, применяются положения ЖК РФ.
Как следует из части 1, пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3 Правил N 307 под потребителем понимается - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил N 307).
В силу пунктов 8, 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг является в данном случае общество.
Следовательно, общество обязано соблюдать установленные пунктами 8, 15, 49 требования Правил N 307.
Управляющей компанией потребителю к оплате выставлялись счета за оказание услуг, в том числе услуги: холодное водоснабжение, водоотведение.
Согласно пункту 3 Правил N 307 "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту N 6 Правил N 307
- - холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
- - водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Согласно пункту 4 правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
- - холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
- - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Из анализа счета-квитанции за спорный период усматривается, что общество при определении размера платы за услугу ХВС за период с июля 2011 года по август 2012 года правомерно руководствовалось формулой N 9 приложения N 2 Правил N 307.
Согласно подпункту "а" пункта 23 Правил N 307 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам.
Данным подпунктом, предписывается рассчитывать размер платы по приведенной в нем формуле 9.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленного за расчетный период (календарный месяц), определяемого с учетом данных коллективных (общедомовых) приборов учета, по показаниям индивидуальных приборов учета, а в не оборудованных прибором учета жилых или нежилых помещениях - исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.
Приведенный порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении, и приходящегося на его долю объема коммунального ресурса, потребленного на ОДН и подлежащего оплате собственниками помещений в силу статей 30, 36 ЖК РФ.
Доводы управления по существу сводятся к несогласию с действиями общества по расчету размера платы за ХВС, в частности расчет по формуле с применением тарифов на коммунальные ресурсы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для ХВС и водоотведения, по его мнению, заявитель не правомерно произвел расчет платы за водоотведение.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По смыслу норм закона, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157).
Из приведенных положений ЖК РФ следует, что управляющая организация вправе взимать размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за водоотведение, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, при расчете общество правомерно применяло тарифы, утвержденные постановлением администрации главы города Королева Московской области от 29.12.2010 N 2075 "Об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги".
Исходя из того, что общество фактически оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению в спорный период в жилом многоквартирном доме, которым оно управляет, суд первой инстанции обоснованно признал правильной примененную обществом методику расчета платы за ХВС, водоотведение, и установил достоверность размеров примененных в расчете величин.
В рассматриваемом случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оспаривая указание управления, касающееся неправомерности корректировки, общество пояснило, что корректировало сумму выставляемой жильцам платы, исходя из общих счетов, выставляемых ресурсоснабжающей организацией по приборам учета на жилой фонд, в которых такая плата определялась исходя из объема потребления воды, с том числе с учетом потребления для общих целей содержания общего имущества дома, его территории. Изначально общество выставляло жильцам счета за потребление воды в квартирах без учета указанного водопотребления (для общих целей содержания общего имущества дома, его территории), поскольку счета от ресурсоснабжающей организации получало позднее, в связи с чем при поступлении последних корректировало выставленные жильцам дома суммы.
Апелляционным судом признается обоснованным довод общества о том, что оно не должно оплачивать за жильцов водопотребление при содержании общего имущества дома.
Приведенные обществом обстоятельства, доводы не опровергнуты управлением, в связи с чем содержащееся в ее предписании указание на незаконность корректировки платы суд признает неправомерным.
Указывая в пункте 1 оспариваемого предписания на необходимость применения формулы N 9 приложения к Правилам N 354 по расчетам за оказание услуг по холодному водоснабжению с июля 2011 года по август 2012 года, управление не учло, что Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которым Правила N 307 признаны утратившими силу (за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) вступило в силу с 01.09.2012, тем самым Правила N 354 не подлежали применению к периоду с июля 2011 года по август 2012 года.
Кроме того, согласно пункту 9 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, оборудованной общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, в случае если все комнаты в такой коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или между потребителями в коммунальной квартире имеется соглашение, предусмотренное пунктом 50 Правил, согласно указанному пункту определяется по формуле 9.
В связи с этим формула N 9 приложения N 2 к Правилам N 354 не могла быть применена к услугам по ХВС, водоотведению которые оказывало общество.
Второй пункт предписания управления об использовании формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам N 354 основан на том, что общество допустило нарушение при выставлении счетов за водоснабжение за период с 01.09.2012. Вместе с тем, по доводам общества, оно использовало именно эти формулы, начиная с 01.09.2012, доказательства обратного в деле отсутствуют.
Из доводов апелляционной жалобы, выступления представителя управления в судебном заседании, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56042/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)