Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2014 ПО ДЕЛУ N А15-1744/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу N А15-1744/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Луч" (ОГРН 1020502131440, ИНН 0545012251), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1020502130516, ИНН 0545016009), третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан, администрации г. Каспийска, казенного предприятия Республики Дагестан (далее - КП РД) "Спецбытстройсервис" и потребительского жилищно-строительного кооператива (далее - ПЖСК) "Салют", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 (судья Гаджимагомедов И.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А15-1744/2013, установил следующее.
ООО "Производственное объединение "Луч" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к МУП "Водоканал" (далее - водоканал) о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение и возложении обязанности их выдать.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан, администрация г. Каспийска, КП РД "Спецбытстройсервис" и ПЖСК "Салют".
Решением суда от 28.01.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.05.2014, исковые требования общества удовлетворены. Суды признали незаконным отказ водоканала в выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение и обязали водоканал выдать обществу технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения жилых домов, расположенных по адресу: г. Каспийск, микрорайон N 7, позиции 13 А, 13Б, 13В.
Судебные акты мотивированы тем, что у водоканала не было оснований для отказа в выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения жилых домов.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- - водоочистные сооружения г. Каспийска не рассчитаны на подачу заявленного объема питьевой воды, что подтверждается предоставленным техническим паспортом на водоочистные сооружения г. Каспийска;
- - компания не представила доказательств, подтверждающих факт выдачи технических условий от 16.04.2007 N 18 на водоснабжение и водоотведение многоэтажных жилых домов в микрорайоне N 7;
- - общество не доказало наличие технической возможности и резервов для выдачи технических условий;
- - материалы дела не подтверждают факт законного владения обществом сетями водоснабжения и водоотведения в МКР N 7;
- - администрация не представила доказательства, подтверждающие право собственности, ввод в эксплуатацию и принятие на баланс инженерных коммуникаций, расположенных в МКР N 7;
- - водоканал не может выдать разрешение на подключение к сетям третьих лиц;
- - суды не учли нехватку питьевой воды для населения города, что подтверждается графиком подачи питьевой воды в город (3 раза в день), утвержденным администрацией города;
- - водоканал не может увеличить подачу воды, поскольку инженерные сети только строятся, работы не завершены, в материалах дела отсутствуют такие схемы водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является застройщиком трех многоквартирных жилых домов на территории микрорайона N 7 в г. Каспийске.
Судами установлено, что общество получило положительные заключения государственной экспертизы от 20.05.2008 N 05-1-4-0091-08 и от 07.10.2009 N 05-1-4-0204-09 на три многоквартирных дома, расположенных по позициям 13А, 13Б, 13В согласно генплану застройки.
Согласно материалам дела и указанным заключениям водоканал выдавал обществу технические условия от 16.04.2007 N 18 на водоснабжение и водоотведения трех многоквартирных домов (т. 1, л.д. 42).
В связи с истечением срока действия технических условий от 16.04.2007 N 18 общество обратилось к водоканалу с требованием продлить названные технические условия или выдать новые. Водоканал письмом от 28.12.2012 N 556 отказал в выдаче технических условий в связи с отсутствием на момент запроса резервов по водоснабжению микрорайона N 7 в г. Каспийске.
Суды установили, что водоканал включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83).
Правила N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Согласно пункту 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2007 N 360, по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Пунктом 6 Правил N 83 предусмотрено, что в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также, если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
В силу пункта 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса (запрос о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 Правил (пункт 11 Правил N 83).
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил N 83, если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 13 Правил N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса и при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Таким образом, приведенные нормы права свидетельствуют о возможности выдачи технических условий при отсутствии на момент запроса потребителя резервов пропускной способности сетей и мощности и (или) пропускной способности сети с указанием в них мероприятий по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, выполнение которых необходимо для реализации подключения объектов заказчика.
Пунктом 12 Правил N 83 установлено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия: на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа; с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суды первой и апелляционной инстанций оценили представленные доказательства и пришли к правомерному выводу о необоснованности отказа в повторной выдаче технических условий на подключение многоквартирных домов.
Судами установлено наличие инвестиционных программ развития сетей водоснабжения, в том числе в постановлении Правительства Республики Дагестан от 11.06.2009 N 179 "О республиканской инвестиционной программе на 2009 год и государственной поддержке дорожного хозяйства Республики Дагестан в 2009 году" (приложение N 4 "Мероприятия по обеспечению населения Республики Дагестан качественной питьевой водой и развитию сетей канализации на 2009 год"). Выделены средства на развитие сетей водоснабжения и канализации новых микрорайонов г. Каспийска на основании закона Республики Дагестан "О Республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (приложение N 12 к таблице N 4 "Республиканская адресная инвестиционная программа на 2012 год", раздел "Перечень строек и объектов для Республиканских государственных нужд на 2012 год" - "коммунальное хозяйство"). Строительство новых сетей водоснабжения в микрорайоне N 7 г. Каспийска в соответствии с Генпланом города подтверждено письмами администрации городского округа "Город Каспийск" N 4049 от 20.09.2013, от 30.12.2013 N 1-805а. Выдача разрешений на строительство выдается с учетом прокладки дополнительных коммунальных сетей по генплану. С учетом изложенного, вывод судов о возможности выдачи технических условий обоснован.
Доводы заявителя жалобы о том, что возможности (мощности) водоочистных сооружений на сегодняшний день не рассчитаны на обеспечение многоквартирных домов, подлежат отклонению, так как одновременно с застройкой микрорайона администрация г. Каспийска с участием застройщиков производит создание коммунальной инфраструктуры, что свидетельствует о наличии резервов и возможности подключения многоквартирных домов в будущем. Кроме того, выдача технических условий обществу будет способствовать созданию коммунальной инфраструктуры сетей водоснабжения на арендованном земельном участке.
Указания заявителя жалобы на то, что компания не представила доказательств, подтверждающих факт выдачи технических условий от 16.04.2007 N 18 на водоснабжение и водоотведение многоэтажных жилых домов в микрорайоне N 7, подлежат отклонению. В материалы дела представлена копия технических условий от 16.04.2007 N 18, кроме того, выдача указанных условий подтверждается заключениями государственной экспертизы.
Доводы заявителя жалобы о том, что материалы дела не подтверждают факт законного владения обществом сетями водоснабжения и водоотведения в микрорайоне N 7, надлежит отклонить. Поскольку все сети, принадлежащие администрации, находятся на праве хозяйственного ведения у водоканала, и с учетом их целевого создания для оказания услуг по водоснабжению, именно водоканал будет обслуживать вновь созданные сети.
Ссылка заявителя жалобы на то, что администрация не представила доказательства, подтверждающие право собственности, ввод в эксплуатацию и принятие на баланс инженерных коммуникаций, расположенных в микрорайоне N 7, отклоняется, поскольку администрация заявляет об их создании, что свидетельствует о наличии резервов для подключения.
Довод заявителя жалобы о том, что он не может выдать разрешение на подключение к сетям третьих лиц, несостоятелен, так как не представлено доказательств возможности подключения спорных многоквартирных домов только через сети третьего лица.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А15-1744/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Ю.В.РЫЖКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)