Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А58-1239/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А58-1239/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2014 года по делу N А58-1239/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительным решения,
суд первой инстанции, судья Устинова А.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа, товарищество собственников жилья "Зеленый луг" (ИНН 1435158235, ОГРН 1051402062799): не было;

- установил:

Заявитель, открытое акционерное общество "Сахатранснефтегаз", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 17.12.2013 по делу N 03-37/13А о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции 02 июля 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд считает, что Общество вменило в обязанность Товарищества в отсутствие на то правовых оснований оплачивать стоимость технического обслуживания газового оборудования, относящегося как к эксплуатационной ответственности Товарищества, так и Общества, что указывает на злоупотребление доминирующим положением, поскольку в отсутствие на то правовых оснований вменило в обязанность Товарищества оплачивать стоимость технического обслуживания подводящего газопровода, хотя ответственность надлежащее техническое состояние данного газопровода и его содержание в соответствии с нормативными актами возложена на газоснабжающую организацию. Тем самым, Общество ущемило интересы потребителя - Товарищества, возложив него обязанность по содержанию газопровода, не принадлежащему потребителю.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200277713428.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что подводящий газопровод с момента вступления Правил N 410 от 14.05.2013 входит в состав внутридомового газового оборудования. Письма от 13.05.2013 и 19.06.2013 общество направило товариществу о прекращении поставок газа с 10.07.2013 во исполнение законодательства, поскольку товарищество отказывалось от технического обслуживания подводящего газопровода.
Представитель антимонопольного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200277713435.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200277713459.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.08.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, 26.04.2011 между Обществом и Товариществом заключен договор N 00000420 на АДОиТО газового оборудования, предметом которого является аварийно-диспетчерское обеспечение и техническое обслуживание газового оборудования и газовых сетей ТСЖ, расположенных по адресу: г. Якутск, 202 мкрн, корпус 14/3, техническое обслуживание подводящего газопровода и 12 имп котлов и 12 плит.
11.01.2012 между Обществом и Товариществом заключен договор N 0451 на АДОиТО газового оборудования, предметом которого является аварийно-диспетчерское обеспечение и техническое обслуживание газового оборудования и газовых сетей ТСЖ, расположенных по адресу: г. Якутск, 202 мкрн, корпус 14/3, техническое обслуживание подводящего газопровода и 12 имп котлов и 12 плит.
Товарищество письмом от 11.12.2012 N 24/12 обратилось к Обществу о предоставлении приложений к договору N 0451 от 11.01.2012, схем, копий технической документации, касающихся подводящих сетей газопровода к дому, необходимости направления специалиста для составления акта раздела границ балансовой принадлежности и ответственности.
07.02.2013 Товарищество повторно обратилось к Обществу с письмом N 05-13 с указанием того, что затягиванием решения вопроса Обществом нарушается пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
19.02.2013 Товарищество письмом N 08-13 уведомило Общество о составлении акта разграничения балансовой принадлежности подводящего газопровода от места врезки в существующий газопровод до места соединения в первым запорным устройством сетей газораспределения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: 202 мкрн, дом 14/3, о расчете стоимости технического обслуживания исходя из акта разграничения, перерасчете суммы за техническое обслуживание подводящего газопровода за период с 2009 по 20е12 годы.
11.03.2013 Общество предоставило ответ N 10-595 на письмо Товарищества от 19.02.2013 N 08-13, в котором указало о том, что фактически эксплуатация подводящего газопровода производится Товариществом в целях потребления природного газа жильцами многоквартирного дома, газопровод является объектом повышенной опасности и нуждается в техническом обслуживании, транспортировка газа по газопроводу, находящемуся без надлежащего обслуживания производиться не может, газопровод на балансе у Общества не состоит, в связи с указанным в связи с окончанием действия договора N 0451 от 11.01.2012 на АДОиТО, в случае непредставления договора на АДОиТО в срок до 18.04.2013 эксплуатация данного газопровода и подача газа в дом будет приостановлена с 15.05.2013.
13.05.2013 между Товариществом и Обществом заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 0451 от 11.01.2012, согласно которого с 01.04.2013 из приложения N 1 исключено техническое обслуживание подводящего газопровода к объекту г. Якутск, 202 мкр., 14/3.
31.05.2013 Общество письмом N 20-1642 сообщило Товариществу о том, что поставка природного газа в 12-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Якутск, 202 микрорайон, корпус 14/3 по подводящему газопроводу низкого давления 702 п. м осуществляется без договора на ТО и АДО, вынуждено прекратить поставки природного газа с 10.07.2013 до момента заключения договора на подводящий газопровод на ТО и АДО. Одновременно с письмом Общество направило счет N 02УГРС/26/451/000002 от 30.06.2013 на сумму 20 503, 44 рублей с учетом стоимости за техническое обслуживание подводящего газопровода на сумму 5 119, 26 рублей.
10.06.2013 Товарищество обратилось в УФАС с жалобой N 37-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в которой указало о том, что в августе 2012 года выявлено, что подводящий газопровод на балансе ТСЖ не состоит, обслуживает более чем один объект - дом корпус 14/4, гаражные боксы ГСПК "Альфа-202", значительная часть газопровода размещена вне границ земельного участка, на котором расположен дом, несмотря на соглашение об исключении техобслуживания подводящего газопровода, Товариществом получен счет за техобслуживание подводящего газопровода, по мнению Товарищества Обществом нарушено антимонопольное законодательство, а именно Обществом в отношении Товарищества были навязаны условия по обслуживанию сетей, не принадлежащих Товариществу.
УФАС приказом от 15.07.2013 N 55 возбудило дело N 03-37/13 А о нарушении Обществом антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и создало комиссию с учетом изменений, внесенных приказом от 10.09.2013 N 70 "О внесении изменений в Приказ от 15.07.2013 N 55", приказом от 06.11.2013 N 99 "О внесении изменений в Приказ от 15.07.2013 N 55".
По результатам рассмотрения жалобы Товарищества УФАС вынесено решение от 17.12.2013 (резолютивная часть оглашена 03.12.2013) по делу N 03-37/13 А, в соответствии с которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принято решение о вынесении в адрес Общества предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
17.12.2013 Обществу вынесено предписание N 03-37/13 А, в соответствии с которым УФАС предписал Обществу в срок до 27.12.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выраженное во вменении в обязанность Товарищества оплачивать стоимость технического обслуживания подводящего газопровода, не принадлежащего Товариществу, для чего прекратить взимание платы за техническое обслуживание подводящего газопровода, не принадлежащего Товариществу, сообщить о выполнении настоящего предписания в УФАС в срок до 30.12.2013.
17.01.2014 Общество сообщило в УФАС о том, что предписание исполнено в полном объеме - с момента вынесения предписания плата за техническое обслуживание подводящего газопровода, не принадлежащего Товариществу, с ТСЖ "Зеленый луг" не взимается.
Вместе с тем, Общество, не согласившись с вынесенным УФАС решением от 17.12.2013 по делу N 03-37/13А, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставка газа производится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа) под поставкой газа понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного таза по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности).
"Поставщик газа" - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.
- "Внутридомовое газовое оборудование": в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;
- "Абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно пункту 21 Правил поставки газа абонент - обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ("к").
Аналогичные понятия содержатся в Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" Статьей 30 ЖК РФ, установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 36 ЖК РФ устанавливает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 135 ЖК РФ устанавливает, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (ч. 1).
Статья 138 ЖК РФ устанавливает в том числе, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
Из имеющегося в материалах дела акта приема-передачи 12-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск. 202 микрорайон, корпус 14/3, от 01.03.2011 (том 2, л.д. 44) следует, что ТСЖ "Зеленый луг" был передан жилищный фонд в объеме: 12354 куб. м; монолит: шлакоблок; этажность 7; количество квартир: 12; год постройки: 2005, подводящий газопровод не передан.
Как правильно установил суд первой инстанции, материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, акты об определении границ раздела собственности и границ эксплуатационной ответственности по объекту: г. Якутск, 202 мкрн, дом 14/3 не оформлены и в материалы дела не представлены. Таким образом, утверждать, что подводящий газопровод к указанному жилому дому относится к общей долевой собственности собственников жилых помещений указанного дома у суда первой инстанции, как и у антимонопольного органа не было законных оснований. Более того в компетенцию антимонопольного органа не входит определение принадлежности на каком либо праве того или иного имущества.
Пунктом 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью. Таким образом, довод Общества о том, что дольщики в статусе собственников должны нести бремя содержания общего имущества, в том числе подводящего газопровода подлежит отклонению, поскольку подводящий газопровод не входит в состав общего имущества многоквартирного дома при отсутствии разграничения собственности и границ эксплуатационной ответственности, в связи с чем, Товарищество не обязано нести бремя содержания подводящего газопровода.
Ссылка в апелляционной жалобе на Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", о том, что с их принятием подводящий газопровод входит в состав внутридомового газового оборудования, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку до разграничения ответственности установить указанное не представляется возможным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество вменило в обязанность Товарищества, в отсутствие на то правовых оснований, обязанность оплачивать стоимость технического обслуживания газового оборудования, не относящегося к эксплуатационной ответственности Товарищества, приняв при этом меры по отключению поставки бытового газа, что указывает на злоупотребление данным лицом доминирующим положением по отношению к Товариществу.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение УФАС соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "02" июля 2014 года по делу N А58-1239/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)