Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Газэнергомонтаж" - представитель не явился, извещено,
от административной комиссии Промышленного района городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в упрощенном порядке в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года апелляционную жалобу ООО "Газэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2013 года по делу N А55-17152/2013 (судья Мешкова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению ООО "Газэнергомонтаж" (ОГРН 1126315002109, ИНН 6315642838), г. Самара, к административной комиссии Промышленного района городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 июля 2013 года N 3968 по делу об административном правонарушении по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - ООО "Газэнергомонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Промышленного района городского округа Самара (далее - административная комиссия, административный орган) от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении N 3968, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 руб. за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Газэнергомонтаж" отказано в связи с наличием в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения административного органа.
В апелляционной жалобе ООО "Газэнергомонтаж" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, отсутствие вины общества в совершении вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу административная комиссия просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением административной комиссии от 24 июля 2013 года N 3968 по делу об административном правонарушении ООО "Газэнергомонтаж" привлечено к ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Указанная норма права предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.
Административной комиссией 17 июня 2013 года в 14 час 29 мин, по адресу: ул. А.Матросова, 37/Сердобская, 25, установлено, что ООО "Газэнергомонтаж" не обеспечило установку урны, укомплектованной полиэтиленовым мешком для сбора мусора, около первого от угла дома подъезда, чем нарушен п. 34. гл. 9 р. 3 Правил благоустройства территории г.о. Самара, утвержденных постановлением главы г.о. Самара от 10 июня 2008 года N 404 (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 34 главы 9 раздела 3 Правил благоустройства урны должны быть установлены у каждого подъезда многоквартирного жилого дома, у входов во все организации, объекты образования, здравоохранения, метрополитена, объекты потребительского рынка, культурно-развлекательные объекты независимо от форм собственности, на остановках городского транспорта, на детских и спортивных площадках. Урны устанавливаются правообладателями и лицами, осуществляющими содержание (обслуживание) соответствующих объектов и территорий. Урна должна быть укомплектована полиэтиленовым мешком для сбора мусора.
Ссылку заявителя на запрещение самовольной установки, уничтожение или повреждение объектов благоустройства суд первой инстанции отклонил. Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановление главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года N 404 "Об утверждении Правил благоустройства территории г.о.Самара" является действующим муниципальным правовым актом по вопросам местного значения, и данный нормативный правовой акт обязателен на всей территории муниципального образования.
Заявитель считает, что у него не возникло обязанности по установке урны по адресу: ул. А.Матросова, 37/ Сердобская, 25, так как работы по установке урн не входят в перечень обязательных работ и услуг, отсутствует решение общего собрания собственников помещения, а также то, что земельный участок, на котором расположен дом, по указанному выше адресу, не входит в состав общего имущества.
Данные доводы отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии с договором от 01 марта 2013 года на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО "Газэнергомонтаж" является специализированной организацией по обслуживанию жилого дома по указанному адресу, что подтвердило в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении N 3968 от 24 июля 2013 года.
В пункте 25 раздела 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения": работы по содержанию придомовой территории в теплый период года - очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 июля 2010 года N ВАС-6464/10 установлено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правила N 404 являются обязательными для всех юридических и физических лиц и их исполнение не зависит от решений, принимаемых общим собранием собственников помещений дома, и наличия (отсутствия) поступлений от собственников помещений платы та коммунальные услуги или содержание и обслуживание данного жилого дома, что подтверждается судебным актом апелляционной инстанции по делу N А55-29073/2012 от 07 февраля 2013 года.
В соответствии с договором от 01 марта 2013 года общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Для исполнения обязанности специализированной организации общество должно предпринять все зависящие от него действия по организации установки требуемых урн: довести до сведения собственников требования нормативного правового акта, представить собственникам свои предложения но организации установки урн, предложить собственникам рассмотреть вопрос об их установке и финансирования работ на общем собрании, совершить иные необходимые действия.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1), также в пункте 3.7.17 определяют, что на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу.
В соответствии с методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04 2004 (утвержденным Госстроем РФ) в перечень работ, входящих в плату за содержание жилья (приложение N 1), включена и установка урн, их очистка от мусора, а также санитарная очистка придомовой территории. Данное методическое пособие (далее - пособие) разработано на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом основных положений Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются лестницы, крыши и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, иных лиц.
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общею имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящею в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с представленным договором в состав общего имущества (пункт "е") входят иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, ООО "Газэнергомонтаж" является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов, а также установке требуемых урн.
Факт совершения ООО "Газэнергомонтаж" административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", подтверждается представленными административным органом доказательствами: актом с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении.
Фотографии, имеющиеся в материалах дела, содержат сведения о дате и времени проводимой фотосъемки, номере дома, наименовании улицы, одновременно на них усматривается отсутствие урны около подъезда. Представленные в материалы дела, в совокупности и взаимосвязи документы (акт от 17 июня 2013 года, фотографии от 17 июня 2013 года, протокол об административном правонарушении N 1286 от 03 июля 2013 года, протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении N 3968) свидетельствуют о наличии доказанности события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению муниципальных правовых актов, в том числе требований Правил благоустройства.
Как видно из материалов дела, ООО "Газэнергомонтаж" не предприняло все зависящие от него меры по своевременному исполнению нормативного правового акта органа местного самоуправления. Доказательств невозможности надлежащего исполнения заявителем возложенных на него обязанностей в силу объективных причин в материалы дела не представлено. Следовательно, вина общества материалами дела подтверждена.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Газэнергомонтаж" вменяемого состава правонарушения.
Наказание обществу назначено в пределах санкции статьи 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 руб. с учетом ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным и его освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"- малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области благоустройства территории муниципального образования заключается в пренебрежительном отношении общества к установленным муниципальным правовым актом требованиям в области благоустройства территории городского округа. В результате совершенного заявителем нарушены права граждан на благоприятные условия проживания, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках создания на территории муниципального образования благоприятных условий, обеспечения благоустройства указанной территории.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок не входит в общее имущество многоквартирного дома, собственники помещений в многоквартирном доме против установки урн, не принимаются, поскольку данное обстоятельство не имеет значения. Независимо от оформления прав на земельный участок, отсутствия согласия собственников помещений жилого дома на установку урн, обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе в части надлежащего содержания придомовой территории, возложены на управляющие организации. Требования об установке урн установлено муниципальным правовым актом, который является обязательным для организаций и граждан.
Ссылка на запрет самовольной установки объектов благоустройства несостоятельна, поскольку пункт 24.5 Правил благоустройства, на который ссылается заявитель, не содержит в перечне таких объектов урны.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 04 октября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2013 года по делу N А55-17152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2013 N 11АП-19504/2013 ПО ДЕЛУ N А55-17152/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А55-17152/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Газэнергомонтаж" - представитель не явился, извещено,
от административной комиссии Промышленного района городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в упрощенном порядке в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года апелляционную жалобу ООО "Газэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2013 года по делу N А55-17152/2013 (судья Мешкова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению ООО "Газэнергомонтаж" (ОГРН 1126315002109, ИНН 6315642838), г. Самара, к административной комиссии Промышленного района городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 июля 2013 года N 3968 по делу об административном правонарушении по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - ООО "Газэнергомонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Промышленного района городского округа Самара (далее - административная комиссия, административный орган) от 24 июля 2013 года по делу об административном правонарушении N 3968, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 руб. за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Газэнергомонтаж" отказано в связи с наличием в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения административного органа.
В апелляционной жалобе ООО "Газэнергомонтаж" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, отсутствие вины общества в совершении вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу административная комиссия просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением административной комиссии от 24 июля 2013 года N 3968 по делу об административном правонарушении ООО "Газэнергомонтаж" привлечено к ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Указанная норма права предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.
Административной комиссией 17 июня 2013 года в 14 час 29 мин, по адресу: ул. А.Матросова, 37/Сердобская, 25, установлено, что ООО "Газэнергомонтаж" не обеспечило установку урны, укомплектованной полиэтиленовым мешком для сбора мусора, около первого от угла дома подъезда, чем нарушен п. 34. гл. 9 р. 3 Правил благоустройства территории г.о. Самара, утвержденных постановлением главы г.о. Самара от 10 июня 2008 года N 404 (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 34 главы 9 раздела 3 Правил благоустройства урны должны быть установлены у каждого подъезда многоквартирного жилого дома, у входов во все организации, объекты образования, здравоохранения, метрополитена, объекты потребительского рынка, культурно-развлекательные объекты независимо от форм собственности, на остановках городского транспорта, на детских и спортивных площадках. Урны устанавливаются правообладателями и лицами, осуществляющими содержание (обслуживание) соответствующих объектов и территорий. Урна должна быть укомплектована полиэтиленовым мешком для сбора мусора.
Ссылку заявителя на запрещение самовольной установки, уничтожение или повреждение объектов благоустройства суд первой инстанции отклонил. Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановление главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года N 404 "Об утверждении Правил благоустройства территории г.о.Самара" является действующим муниципальным правовым актом по вопросам местного значения, и данный нормативный правовой акт обязателен на всей территории муниципального образования.
Заявитель считает, что у него не возникло обязанности по установке урны по адресу: ул. А.Матросова, 37/ Сердобская, 25, так как работы по установке урн не входят в перечень обязательных работ и услуг, отсутствует решение общего собрания собственников помещения, а также то, что земельный участок, на котором расположен дом, по указанному выше адресу, не входит в состав общего имущества.
Данные доводы отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии с договором от 01 марта 2013 года на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО "Газэнергомонтаж" является специализированной организацией по обслуживанию жилого дома по указанному адресу, что подтвердило в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении N 3968 от 24 июля 2013 года.
В пункте 25 раздела 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения": работы по содержанию придомовой территории в теплый период года - очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 июля 2010 года N ВАС-6464/10 установлено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правила N 404 являются обязательными для всех юридических и физических лиц и их исполнение не зависит от решений, принимаемых общим собранием собственников помещений дома, и наличия (отсутствия) поступлений от собственников помещений платы та коммунальные услуги или содержание и обслуживание данного жилого дома, что подтверждается судебным актом апелляционной инстанции по делу N А55-29073/2012 от 07 февраля 2013 года.
В соответствии с договором от 01 марта 2013 года общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Для исполнения обязанности специализированной организации общество должно предпринять все зависящие от него действия по организации установки требуемых урн: довести до сведения собственников требования нормативного правового акта, представить собственникам свои предложения но организации установки урн, предложить собственникам рассмотреть вопрос об их установке и финансирования работ на общем собрании, совершить иные необходимые действия.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1), также в пункте 3.7.17 определяют, что на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу.
В соответствии с методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04 2004 (утвержденным Госстроем РФ) в перечень работ, входящих в плату за содержание жилья (приложение N 1), включена и установка урн, их очистка от мусора, а также санитарная очистка придомовой территории. Данное методическое пособие (далее - пособие) разработано на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом основных положений Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются лестницы, крыши и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, иных лиц.
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общею имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящею в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с представленным договором в состав общего имущества (пункт "е") входят иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, ООО "Газэнергомонтаж" является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов, а также установке требуемых урн.
Факт совершения ООО "Газэнергомонтаж" административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", подтверждается представленными административным органом доказательствами: актом с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении.
Фотографии, имеющиеся в материалах дела, содержат сведения о дате и времени проводимой фотосъемки, номере дома, наименовании улицы, одновременно на них усматривается отсутствие урны около подъезда. Представленные в материалы дела, в совокупности и взаимосвязи документы (акт от 17 июня 2013 года, фотографии от 17 июня 2013 года, протокол об административном правонарушении N 1286 от 03 июля 2013 года, протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении N 3968) свидетельствуют о наличии доказанности события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению муниципальных правовых актов, в том числе требований Правил благоустройства.
Как видно из материалов дела, ООО "Газэнергомонтаж" не предприняло все зависящие от него меры по своевременному исполнению нормативного правового акта органа местного самоуправления. Доказательств невозможности надлежащего исполнения заявителем возложенных на него обязанностей в силу объективных причин в материалы дела не представлено. Следовательно, вина общества материалами дела подтверждена.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Газэнергомонтаж" вменяемого состава правонарушения.
Наказание обществу назначено в пределах санкции статьи 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в размере 5000 руб. с учетом ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным и его освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"- малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области благоустройства территории муниципального образования заключается в пренебрежительном отношении общества к установленным муниципальным правовым актом требованиям в области благоустройства территории городского округа. В результате совершенного заявителем нарушены права граждан на благоприятные условия проживания, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках создания на территории муниципального образования благоприятных условий, обеспечения благоустройства указанной территории.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок не входит в общее имущество многоквартирного дома, собственники помещений в многоквартирном доме против установки урн, не принимаются, поскольку данное обстоятельство не имеет значения. Независимо от оформления прав на земельный участок, отсутствия согласия собственников помещений жилого дома на установку урн, обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе в части надлежащего содержания придомовой территории, возложены на управляющие организации. Требования об установке урн установлено муниципальным правовым актом, который является обязательным для организаций и граждан.
Ссылка на запрет самовольной установки объектов благоустройства несостоятельна, поскольку пункт 24.5 Правил благоустройства, на который ссылается заявитель, не содержит в перечне таких объектов урны.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 04 октября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 октября 2013 года по делу N А55-17152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)