Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5138/2015

Требование: О взыскании компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец работает в детском образовательном учреждении войсковой части, расположенном в сельской местности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N 33-5138/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Масловой Т.В., Порохового С.П.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю" Т. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 03 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указала, что она работает в должности <данные изъяты> в детском образовательном учреждении N <данные изъяты> войсковой части N, расположенном в <адрес>, и попадает в категорию граждан, имеющих право на получение льгот и компенсации, предусмотренных ФЗ "Об образовании в РФ". ДОУ N является структурным подразделением в/ч N и подведомствен Министерству обороны РФ, финансирование осуществляет ФКУ "Управление финансового обеспечения МО по Хабаровскому краю" через филиал N, расположенный <адрес>. За период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года ею оплачено потребленная электрическая энергия на сумму <данные изъяты>, отопление на сумму <данные изъяты>, техническое обслуживание на сумму <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Определением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 23.04.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 03 июня 2015 года исковые требования Д. удовлетворены.
С Министерства обороны РФ в пользу Д. взыскана компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года в сумме <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ УФО МО по Хабаровскому краю Т. с решением суда не согласен, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Считает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских пунктах, рабочих поселках имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Указывает, что ДОУ N, структурно входящее в состав войсковой части N не обладает статусом юридического лица, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности и не обладает признаками образовательного учреждения, в связи с чем, педагогические работники данного структурного подразделения права на выплаты не имеют. Статьей 47 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" определено, что в отношении работников федеральных государственных образовательных организаций и педагогических работников образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций компенсации устанавливаются соответствующими уполномоченными органами. Между тем, истица ни к одной из указанных в ст. 47 ФЗ N 273 от 29.12.2012 года категорий, которым установлен размер компенсации, не относится. Тем самым, с 01 января 2013 года по настоящее время законодательно не определен размер указанной компенсации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений МО РФ. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истицы, фактически самостоятельно установил порядок и размер компенсации для данной категории работников, взыскав компенсацию в размере фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Считает, ссылку суда на недопустимость снижения объема мер социальной поддержки, изложенной в ч. 3 ФЗ N 439 от 29.12.2010 года несостоятельной, поскольку истец, как было установлено, не относилась к категории работников муниципальных образовательных учреждений, которым размер условия и порядок устанавливаются законодательством субъектов РФ. Более того, данное положение утратило силу с 01 сентября 2013 года, согласно п. 84 ст. 110 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Прямое неприменение судом при разрешении спора при отсутствии норм закона, регулирующего сходное отношение, положений постановления Правительства РФ от 26.10.2013 года N 963 по аналогии в соответствии с ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, существенно повлияло на выводы суда, что является основанием к отмене постановленного решения.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Утверждает, что судом правильно установлен факт того, что она работает в должности <данные изъяты> детского сада дошкольного образовательного учреждения N, являющегося ведомственным учреждением МО РФ на основании трудового договора. Считает, что судом верно установлено, что ДОУ N <данные изъяты> является ведомственным учреждением, финансирование которого осуществляется МО РФ. По вопросу неприменения судом Постановления Правительства РФ от 26 октября 2013 года N находит позицию суда законной.
В заседание судебной коллегии стороны по делу не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, истец Д., представитель ответчика ФКУ "УФО МО по Хабаровскому краю" П. просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, иные участники процесса о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Д. с 21.02.2012 года по настоящее время работает <данные изъяты> Дошкольного образовательного учреждения N <адрес>, дислоцирующийся в сельской местности. Истец постоянно проживает в <адрес> с 06.10.1998 года по настоящее время, зарегистрирована по этому адресу по месту пребывания с 02.04.2013 года.
В период с 01 января 2013 года по 31 марта 2015 года Д. произвела оплату за потребленную электроэнергию в сумме <данные изъяты>, отопление в сумме <данные изъяты>, техническое обслуживание <данные изъяты>, всего на сумму <данные изъяты>.
Предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в виде компенсации за оплату жилья, отопления и освещения.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013 года.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (вступившего в силу 01.09.2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал закон РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11.01.2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 года закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данной статьей предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01.09.2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании с Министерства обороны РФ в пользу Д. компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года в сумме <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что установленная федеральным законом мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения должны предоставляться всем педагогическим работникам, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), независимо от организационно-правовой формы образовательных учреждений, в которых они осуществляют свою деятельность. Поскольку иное не установлено федеральным законом, то меры социальной поддержки Д., работающей в детском образовательном учреждении, должны предоставляться за счет средств федерального бюджета в полном объеме понесенных расходов по оплате указанных услуг.
Судебная коллегия с такими выводами суда не согласна, считает их ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Между тем, судебная коллегия согласна с мнением суда о том, что Д. является работником гражданского персонала войсковой части, является работником структурного подразделения федерального казенного учреждения, и соответственно на нее распространяются социальные гарантии, предусмотренные для работников федеральных государственных учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере <данные изъяты>. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации.
В соответствии с Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 963 от 26.10.2013 года, ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Проанализировав содержание вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что к данным спорным правоотношениям должна быть применены положения Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963, в соответствии с которыми установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере <данные изъяты>, то есть со дня возникновения у работника ее право на получение.
Таким образом, суд первой инстанции верно определил, что истец, являющийся педагогическим работником, проживающая и работающая в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее неправильное разрешение дела, предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для изменения судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в части.
Следовательно, с ответчика Министерства обороны РФ в пользу истца Д. подлежит взысканию компенсация по оплате жилого помещения, отопления и освещения за период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года в сумме <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> за 27 месяцев.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 03 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Д. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, изменить, вынести новое решение.
Исковые требования Д. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Д. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года в сумме <данные изъяты>.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
Т.В.МАСЛОВА
С.П.ПОРОХОВОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)