Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-57367/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N А60-57367/2014


Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А. Винниковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256, ОГРН 1046603999420)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконными бездействия государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Толстопят А.В., представитель по доверенности от 16.10.2014,
от заинтересованного лица: Кузнецов А.В., представитель по доверенности N 29-04-17-90 от 23.12.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено, дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ЗАО "УК "РЭМП" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении проверок по обращениям ЗАО "УК "РЭМП". ЗАО "УК "РЭМП" считает, что бездействие Управления свидетельствует о нежелании исполнять свои обязанности в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Также заявитель просит обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области рассмотреть обращения заявителя по существу и провести проверку законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ольховская, д. 25/1, - управление жилищным кооперативом "Ольховский".
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что на все обращения ЗАО "УК "РЭМП" Управлением, в рамках своей компетенции, были даны мотивированные письменные ответы о том, что проведение контрольных проверок, на выполнении которых настаивает заявитель, в полномочия управления не входит.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ЗАО "УК "РЭМП" обратилось в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с заявлением о проведении проверки законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург ул. Ольховская, д. 25/1, - управление жилищным кооперативом "Ольховский".
В адрес управляющей компании 05.09.2014 поступил ответ заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Карпухиной Л.А. (N 29-14-08/20374 от 20.08.2014), согласно которому Госжилинспекция Свердловской области не вправе проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении жилищного кооператива.
Также 14.10.2014 в адрес управляющей компании поступил ответ (29-14-08/23627 от 07.10.2014), согласно которому, управление не вправе проводить проверки выбора способа управления многоквартирным домом - управление жилищным кооперативом.
ЗАО "УК "РЭМП" вновь обратилось в Госжилинспекцию Свердловской области с заявлением о проведении проверки законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Ольховская, д. 25/1, - управление жилищным кооперативом "Ольховский". На данное обращение заявителем вновь получен ответ об отсутствии у ГЖИ полномочий на проведение соответствующих проверок.
Полагая, что ответы N 29-14-08/20374, N 29-14-08/23627 и 29-14-08/27591 о невозможности проведения проверок по обращениям ЗАО "УК "РЭМП" свидетельствуют о бездействии Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области в части проведения проверок, ЗАО "УК "РЭМП" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора по существу суд основывается на следующем.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц является совокупность двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Закон) следует, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Закона), государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона).
На основании п. 2 Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Согласно Положению об Управлении Государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденному постановлению Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 названного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
С момента выбора управляющей компании и заключения договоров управления избранной управляющей организации принадлежит право управления жилым домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закон не содержит ограничений в указании организаций, в отношении которых собственники помещений выносят решение о способе управления многоквартирным домом и, соответственно, проводится проверка законности данных действий.
Таким образом, указанной нормой Кодекса предусмотрен жилищный надзор в отношении управляющих компаний, в том числе по вопросам их создания и деятельности.
Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд пришел к выводу о том, что осуществление управлением в отношении управляющих компаний путем организации и проведения проверок отвечает требованиям действующего законодательства.
Применительно к настоящему делу суд усматривает наличие предусмотренных законом оснований для проведения внеплановой проверки и наличие у заинтересованного лица соответствующих полномочий.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УК "РЭМП" обращалось в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с заявлением о проведении проверки законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург ул. Ольховская, д. 25/1, - управление жилищным кооперативом "Ольховский", кроме того, обращение ЗАО "УК "РЭМП" содержало просьбу о проверке законности протокола общего собрания, который содержал в себе множество внутренних противоречий и, очевидно, не отражал фактические обстоятельства проведения собрания, иными словами, то есть был фальсифицирован.
В связи с изложенным, суд полагает, что назначение проверки по данному факту было бы правомерным.
Таким образом, бездействие Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, выразившегося в непроведении проверок по обращениям ЗАО "УК "РЭМП", следует признать незаконным.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, выразившееся в непроведении проверки по обращениям закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256, ОГРН 1046603999420) в части законности процедуры избрания способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ольховская, д. 25/1.
3. Обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256, ОГРН 1046603999420) 2000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)