Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2015 N 02АП-3574/2015 ПО ДЕЛУ N А28-13522/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N А28-13522/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитинской Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Причининой Ж.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015, Шибановой Г.Е. председателя правления Товарищества собственников жилья "Территориальный" по выписке из протокола от 27.05.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2015
по делу N А28-13522/2014, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Территориальный" (ИНН: 4312141100, ОГРН: 1094312001630)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" (место нахождения: 613040, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская, д. 6),
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области" (место нахождения: Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 137),
о признании незаконными действий,

установил:

товарищество собственников жилья "Территориальный" (далее - заявитель, ТСЖ "Территориальный", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция) по включению домов, собственники помещений в которых объединены в ТСЖ "Территориальный", в перечень домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, и по направлению в адрес администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" письмом от 09.10.2014 N 5442-64-1-11 данного перечня для принятия в отношении поименованных в нем домов решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" и некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области".
Решением суда от 07.04.2015 требования заявителя были удовлетворены, оспариваемые действия Инспекции признаны незаконными.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его необоснованным, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция настаивает на том, что оспариваемые действия не могут нарушать права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заявитель в силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не является коммерческой организацией. Ссылаясь на положения статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ответчик отмечает, что для принятия и реализации решения о способе формирования фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном жилом доме необходимо обеспечить одновременное выполнение двух условий: соблюсти порядок принятия решения о способе формирования фонда на специальном счете, регламентированный частью 4 статьи 170 ЖК РФ, а также порядок реализации такого решения, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ. В нарушение указанных требований, как полагает Инспекция, Товариществом были представлены протоколы общих собраний собственников, в которых не решены все вопросы, указанные в части 4 статьи 170 ЖК РФ, что свидетельствует о нарушении порядка принятия и реализации соответствующего решения.
ТСЖ "Территориальный" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы ответчика и ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" в письменных пояснениях также выразила несогласие с апелляционной жалобой Инспекции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ТСЖ "Территориальный" возражали против удовлетворения жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Территориальный" объединяет собственников помещений многоквартирных домов по следующим адресам: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, дома N 9, 9а, 11, 11а, 13; ул. Горького, дома N 10, 12.
В период со 02.09.2014 по 10.09.2014 проведены общие собрания собственников помещений перечисленных многоквартирных домов. В ходе данных собраний приняты решения о выборе в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере 6 рублей 70 копеек за 1 кв. м площади занимаемого помещения; о перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт кровли) и о сроке проведения капитального ремонта (2014-2020 годы); об определении владельцем специальных счетов ТСЖ "Территориальный"; об открытии специальных счетов; о назначении уполномоченным лицом во взаимоотношениях по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов Шибановой Г.Е. - председателя правления Товарищества (том 1 л.д. 25-59).
12.09.2014 в филиале ОАО Банк ВТБ в городе Кирове были открыты специальные банковские счета для учета средств капитального ремонта (том 1 л.д. 60).
16.09.2014 в Инспекцию было направлено уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта (том 1 л.д. 61-62). К уведомлению приложены копии протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, справка банка об открытии специальных счетов от 12.09.2014. Названное уведомление поступило в адрес ответчика 26.09.2014 (том 1 л.д. 90).
09.10.2014 Инспекция письмом N 5442-64-1-11 направила главам муниципальных районов городских округов области перечень домов, которые в установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В данный перечень в числе прочих ответчиком были включены многоквартирные жилые дома, собственники помещений в которых объединены в ТСЖ "Территориальный" (том 1 л.д. 89).
13.10.2014 Инспекция направила в адрес Товарищества письмо, в котором указала, что в представленных заявителем протоколах общих собраний собственников помещений определен не весь перечень работ и услуг по капитальному ремонту, не утверждены сроки их проведения, тем самым не соблюдена процедура выбора способа формирования фондов капитального ремонта. Начиная с 30.09.2014 собственники многоквартирных домов, не реализовавшие способ формирования фондов капитального ремонта открытием специального счета, и собственники многоквартирных домов, реализовавшие способ формирования фондов открытием специального счета до 30.09.2014, но не предоставившие надлежаще оформленный пакет документов в органы государственного жилищного надзора до 07.10.2014, на основании части 7 статьи 170 ЖК РФ решением органов местного самоуправления будут формировать фонды капитального ремонта на счете регионального оператора (том 1 л.д. 63-64).
29.10.2014 администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" издала постановление N 1720 "О формировании фондов капитального ремонта многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области. Данным постановлением определено в отношении многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области согласно перечню установить в качестве способа формирования фондов капитального ремонта в многоквартирных домах способ перечисления взносов на капитальный ремонт на счет Фонда капитального ремонта. В названный перечень многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области входят многоквартирные жилые дома, собственники помещений которых объединены в ТСЖ "Территориальный" (том 1 л.д. 131-133).
Не согласившись с действиями Инспекции по включению домов, собственники помещений в которых объединены в ТСЖ "Территориальный", в перечень домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, и по направлению в адрес администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" письмом от 09.10.2014 N 5442-64-1-11 данного перечня для принятия в отношении поименованных в нем домов решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании их незаконными.
Суд первой инстанции проанализировал обстоятельства дела и пришел к выводу о том, что в установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ срок собственниками помещений многоквартирных домов, объединенными в ТСЖ "Территориальный", было принято и реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах, при этом на момент направления в администрацию муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" письма от 09.10.2014 N 5442-64-1-11 Инспекция обладала сведениями о выборе собственниками способа формирования фонда капитального ремонта, а также о реализации данного решения. В этой связи суд посчитал, что у Инспекции не имелось достаточных оснований для включения домов ТСЖ "Территориальный" в перечень домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, и для направления данного перечня в администрацию муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" для принятия решения в отношении указанных домов о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ).
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Право выбора способа формирования фонда капитального ремонта есть у всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от выбранного ими способа управления. При этом действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домов для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
02.07.2013 Законодательным собранием Кировской области принят Закон Кировской области N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области", который регулирует отношения, связанные с обеспечением своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган исполнительной власти Кировской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета.
21.03.2014 Правительством Кировской области принято постановление N 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области". Данное постановление официально опубликовано 01.04.2014. Исходя из указанной даты предусмотренный частью 5 статьи 170 ЖК РФ срок, в течение которого собственниками помещений в многоквартирном доме должно было быть принято и реализовано решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, истекал 01.10.2014.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что собственники помещений многоквартирных домов, объединенные в ТСЖ "Территориальный", до указанного срока в полной мере реализовали свое право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете) и поручили Председателю Товарищества выполнить юридически значимые действия в связи с принятым решением; 12.09.2014 в филиале ОАО Банк ВТБ в городе Кирове были открыты специальные банковские счета для учета средств капитального ремонта, тем самым Председателем ТСЖ "Территориальный" были выполнены порученные ему действия; 16.09.2014 в Инспекцию направлено уведомление ТСЖ "Территориальный" о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, к которому среди прочего были приложены копии протоколов общих собраний собственников помещений и справка банка об открытии специальных счетов от 12.09.2014.
На момент направления письма от 09.10.2014 N 5442-64-1-11 Инспекция обладала информацией о выборе собственниками помещений рассматриваемых многоквартирных домов конкретного способа формирования фонда капитального ремонта, таким образом, по состоянию на указанную дату у нее не имелось достаточных оснований для направления в адрес администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" сведений о том, что собственники помещений домов, объединенные в ТСЖ "Территориальный", не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Довод Инспекции о том, что Товариществом не был соблюден порядок принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, не может быть принят во внимание как свидетельствующий о том, что в установленный законом срок собственниками помещений домов, объединенными в ТСЖ "Территориальный", не было реализовано право выбора способа формирования фонда капитального ремонта. Выбор того или иного способа формирования фонда капитального ремонта является прерогативой собственников помещений; волеизъявление собственников, выраженное в предусмотренной положениями ЖК РФ форме, является необходимым и достаточным условием для последующего определения способа накопления вносимых ими денежных средств.
Отсутствие в протоколах общих собраний собственников помещений всех услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, не означает, что выбор способа формирования фонда капитального ремонта был осуществлен ненадлежащим образом.
Аргументы ответчика о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было реализовано собственниками жилых помещений, с учетом установленных выше обстоятельств также отклоняются апелляционным судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела. Жилищное законодательство, признавая имеющим определяющее значение в вопросе выбора способа формирования фонда капитального ремонта волеизъявление собственников помещений, не содержит положений о том, что отсутствие в принятом собственниками решении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, влечет за собой признание соответствующего решения нереализованным. Протоколы собраний собственников недействительными не признаны.
Одним из субъектов рассматриваемых правоотношений является ТСЖ "Территориальный", которое, как отмечает Инспекция, является некоммерческой организацией. Вместе с тем вышеназванные положения АПК РФ не определяют подведомственность спора тому или иному суду исходя из целей создания юридического лица и направленности его деятельности на извлечение прибыли.
Исходя из положений статей 27, 29, 198 АПК РФ, определяющими критериями отнесения дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав участников и предмет спора, а также экономический характер требования.
Рассматриваемые действия Инспекции по включению домов, собственники помещений в которых объединены в ТСЖ "Территориальный", в перечень домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, и по направлению в адрес администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" данного перечня для принятия в отношении поименованных в нем домов решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора могут повлечь для Товарищества неблагоприятные последствия, носящие именно экономический характер, поскольку в данном случае непризнание заявителя владельцем специальных счетов, открытых в целях формирования на них фонда капитального ремонта, препятствует осуществлению им экономической деятельности и достижению основной цели его создания.
При таких обстоятельствах вопреки утверждениям ответчика в апелляционной жалобе суд первой инстанции правомерно рассмотрел данный спор в порядке главы 24 АПК РФ.
В рассматриваемом случае недостоверная информация, поступившая из Инспекции в администрацию муниципального образования "Город Кирово-Чепецк", привела к неправомерному включению многоквартирных домов, собственники помещений в которых объединены в ТСЖ "Территориальный", в перечень домов, собственники помещений в которых в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ в установленные сроки не был реализован.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Инспекции по включению данных домов в перечень и по направлению в адрес администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" письмом от 09.10.2014 N 5442-64-1-11 данного перечня для принятия в отношении поименованных в нем домов решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не соответствуют положениям действующего законодательства (в частности, положениям частей 5, 7 статьи 170 ЖК РФ) и ущемляют права и законные интересы ТСЖ "Территориальный"; в рассматриваемом случае имела место совокупность предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания действий Инспекции незаконными.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении данного спора применены правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку ответчик в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2015 по делу N А28-13522/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА

Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Л.И.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)