Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2014 ПО ДЕЛУ N А28-8434/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. по делу N А28-8434/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Багина Д.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2014 N 225-10-26,
представителя ответчика Бушманова Е.С., действующего на основании доверенности от 18.02.2014 N 17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.11.2013
по делу N А28-8434/2013, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,
по заявлению администрации города Кирова (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН: 4347021540, ОГРН: 1034316517652),
третьи лица: открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (ИНН: 4345239742, ОГРН: 1084345135478),
о признании недействительным решения от 04.06.2013 по делу N 16/02-13,

установил:

администрация города Кирова (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 04.06.2013 по делу N 16/02-13, в соответствии с которым рассмотрение данного дела было прекращено в связи с отсутствием в действиях общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова", которые заявитель считал незаконными, нарушения антимонопольного законодательства, а также об обязании ответчика возобновить производство по делу и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства повторно.
Определением суда от 18.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - ОАО "ККС") и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - ООО "УК Ленинского района", управляющая организация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.11.2013 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что при его вынесении судом допущены нарушения норм права, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Опровергая выводы суда, Администрация ссылается на то, что договоры управления многоквартирными домами являются публичными, отказ коммерческой организации от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, в связи с чем, указывая на положения статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявитель полагает, что управляющая организация в рассмотренном случае не вправе была отказаться от договора управления (от его пролонгации) и прекратить управление домом при отсутствии со стороны собственников помещений дома соответствующего волеизъявления и при наличии возможности оказывать услуги. По мнению заявителя, договор управления может быть расторгнут только на основании решения общего собрания собственников помещений. При недоказанности управляющей организацией невозможности оказывать потребителям услуги управления ООО "УК Ленинского района" не вправе было отказаться от договора (от его пролонгации).
Также заявитель отмечает, что Администрация как единственный законный представитель собственника жилых домов не была уведомлена управляющей организацией о прекращении договоров управления и узнала об этом только после исключения многоквартирных домов из договоров теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения), при этом считает, что муниципальное бюджетное учреждение "Кировское жилищное управление", которое было уведомлено ООО "УК Ленинского района" о прекращении договоров управления, не вправе представлять интересы Администрации и действовать от ее имени.
Кроме того, Администрация не согласна с выводами суда о том, что управляющая организация не расторгала договоры управления, обращая внимание на то, что все договоры были прекращены до истечения сроков их действия.
Таким образом, заявитель считает, что управляющей организацией создана угроза наступления неблагоприятных последствий для Администрации и иных собственников помещений в многоквартирных домах с целью ущемления их интересов.
Антимонопольный орган в письменном отзыве опроверг доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
ОАО "ККС" и ООО "УК Ленинского района" письменные отзывы на апелляционную жалобу заявителя не представили, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.01.2013 и 28.02.2013 в УФАС поступили обращения ОАО "ККС" и Администрации соответственно по факту нарушения ООО "УК Ленинского района" антимонопольного законодательства в связи с немотивированным расторжением в одностороннем порядке с 01.01.2013 договоров управления многоквартирными жилыми домами (по адресам: ул. Украинская, д. 15; ул. Деповская, д. 40; ул. К.Либкнехта, д. 71, 84, 86; ул. К. Маркса, д. 185; ул. Щорса, д. 101; пр. Хлебозаводской, д. 6, 28; ул. Короленко, д. 6; ул. Комсомольская, д. 52, 58; ул. Молодой Гвардии, д. 84/4; ул. Ивана Попова, д. 7; ул. Левитана, д. 3; ул. Бородулина, д. 15; ул. Сплавная, д. 18) с просьбой о проведении проверки законности указанных действий управляющей организации (том 1 л.д. 39-41).
Приказом руководителя Управления от 27.03.2013 N 101 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в отношении ООО "УК Ленинского района" возбуждено дело N 16/02-13. В целях рассмотрения данного дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке с учетом условий договоров управления, заключенных ООО "УК Ленинского района", границы товарного рынка определены как "услуги по управлению многоквартирным домом", временной интервал - с 01.01.2009 по 31.12.2012, географические границы рынка определены как место нахождения общего имущества многоквартирных домов, единственным продавцом услуги является ООО "УК Ленинского района" в силу положений части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Киров" осуществляют 52 управляющие компании.
Было установлено, что ООО "УК Ленинского района" осуществляет деятельность по управлению указанными выше многоквартирными жилыми домами на основании договоров, копии которых представлены в материалы дела (том 1 л.д. 42-161).
В сентябре - декабре 2012 года управляющая организация направила в адрес собственников помещений в спорных жилых домах уведомления о прекращении договоров управления в связи с истечением сроков их действия.
Многоквартирные дома по вышеуказанным адресам снабжались тепловой энергией и водой на основании договоров теплоснабжения и подачи воды и приема сточных вод, заключенных между ООО "УК Ленинского района" и ОАО "КТК" и ОАО "ККС" соответственно.
16.01.2013 управляющая организация направила в адрес ресурсоснабжающих компаний письмо об исключении с 01.01.2013 жилых домов по указанным адресам из соответствующих договоров.
При рассмотрении дела комиссия Управления пришла к выводу о том, что в спорной ситуации действия ООО "УК Ленинского района" были направлены не на расторжение в одностороннем порядке договоров управления многоквартирными домами, а на прекращение обязательств, возникших из этих договоров управления, по истечении срока, на который такие договоры заключены, при этом злоупотребления доминирующим положением управляющей организацией допущено не было, признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ также не обнаружено.
Решением УФАС от 04.06.2013 рассмотрение дела N 16/02-13 было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях управляющей организации (том 1 л.д. 13-20).
Полагая, что решение Управления от 04.06.2013 было принято без исследования всех обстоятельств дела, нарушает права и законные интересы Администрации как собственника помещений в спорных многоквартирных домах, вынесено в нарушение положений статьи 10 Закона N 135-ФЗ, статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его недействительным и обязании Управления возобновить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотреть дело N 16/02-13 повторно.
Суд первой инстанции не усмотрел в рассмотренных ответчиком действиях управляющей организации признаков нарушения Закона о защите конкуренции и признал обоснованными изложенные в оспариваемом решении УФАС выводы, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Администрация расценила в качестве нарушения вышеприведенного антимонопольного запрета действия ООО "УК Ленинского района", связанные с направлением в адрес собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под его управлением, уведомлений о прекращении действия договоров управления в связи с истечением срока их действия. Именно эти действия исследовались комиссией УФАС и подлежали оценке на предмет их соответствия действующему законодательству.
Антимонопольный орган в оспариваемом решении, сославшись на часть 6 статьи 162 ЖК РФ, указал, что действующее законодательство не предоставляет управляющей организации права в одностороннем порядке расторгать договор управления многоквартирным домом в период срока его действия; однако любая сторона договора управления, в том числе и управляющая организация, может направить другой стороне заявление о прекращении договора управления в связи с истечением срока его действия. В этой связи нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассмотренных действиях установлено не было.
Суд первой инстанции установил, что Администрацией вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения Управлением положений части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении дела N 16/02-13. Учитывая отсутствие неопределенности во взаимоотношениях сторон спорных договоров управления, подтвержденное текстом уведомлений о прекращении договоров управления, наличие возможности выбора способа управления многоквартирным домом до истечения срока управления, принимая во внимание принцип гражданского права, сформулированный в пункте 4 статьи 1 ГК РФ, о том, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, а также принимая во внимание размещенные на официальном сайте Администрации сведения о 52 управляющих компаниях, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Киров", суд счел несостоятельными выводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов вследствие принятия антимонопольным органом оспариваемого решения.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции на основании достаточной совокупности доказательств, которым при правильном применении статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка, правомерно поддержал позицию антимонопольного органа и сделал правильный вывод о том, что рассмотренные действия управляющей организации не образуют нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В части 8 статьи 162 ЖК РФ указано, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Глава 26 ГК РФ регулирует прекращение обязательств.
В соответствии со статьей 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Исходя из совокупного анализа приведенных положений следует признать, что гражданское законодательство различает понятия "расторжение договора" и "прекращение обязательств по договору", они имеют различную правовую природу и правовые последствия.
Как было отмечено, порядок расторжения договора, основания для его расторжения регламентированы статьей 450 ГК РФ. В свою очередь прекращение обязательств по договору в связи с окончанием срока его действия регламентировано статьей 425 ГК РФ.
В рассматриваемом случае, как было правильно установлено антимонопольным органом и судом, имел место не досрочный отказ управляющей организации от исполнения договоров управления многоквартирными домами, а прекращение обязательств по договорам управления в связи с истечением сроков их действия.
В силу части 6 статьи 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Согласно пункту 8.2 договоров управления многоквартирными домами договоры заключены сроком на один год с возможностью последующей пролонгации при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления по окончании срока.
С учетом приведенных положений управляющая организация как одна из сторон договора вправе была направить заявление о прекращении договора управления (не пролонгировать договор) в связи с истечением срока его действия. При этом из содержания направленных в адрес собственников уведомлений следует, что ООО "УК Ленинского района" уведомляло их именно о прекращении действия договора, а не о его расторжении. Управляющая организация ясно выразила свою волю, направленную на отказ от продления действия договоров на новый срок.
Согласно статье 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1). Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора (пункт 2). Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (пункт 3).
В пунктах 8.1 всех имеющихся в деле договоров вне зависимости от даты их заключения указано, что договоры вступают в силу с 1 января текущего года.
В этой связи действия управляющей организации, направленные на прекращение обязательств по договорам управления с 01.01.2013, с учетом срока действия договоров (1 год) и даты вступления их в силу (с 1 января), не противоречат норме закона и условиям договоров. Аргументы апелляционной жалобы о том, что сроки договоров управления в зависимости от даты их подписания и с учетом нерабочих (праздничных) дней, на которые приходились последние дни срока, истекали 08.01.2013, 28.02.2013 и 20.03.2013, следует признать несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права и условий договоров.
Таким образом, договоры управления прекратили свое действие 01.01.2013 в связи с истечением срока, на который они были заключены. Ссылки заявителя на отсутствие у ООО "УК Ленинского района" права на отказ от договора, в настоящем случае безотносительны.
Доводы о безосновательном уведомлении управляющей организацией о прекращении действия договоров МБУ "Кировское жилищное управление" как ненадлежащего представителя собственника были рассмотрены судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований для опровержения указанных выводов не имеется.
Поскольку ООО "УК Ленинского района" надлежащим образом с учетом условий договоров управления и требований Жилищного кодекса Российской Федерации предупредила собственников помещений о прекращении действия данных договоров, направив соответствующие уведомления, а собственники имели возможность выбрать иной способ управления многоквартирным домом или иную управляющую компанию, выводы об отсутствии в действиях управляющей организации нарушения Закона о защите конкуренции, а также нарушения прав и законных интересов заявителя как собственника помещений представляются обоснованными.
Иные действия ООО "УК Ленинского района", в том числе по уведомлению Администрации о прекращении действия договоров и отказа от их пролонгирования и исключении спорных домов из договора с ресурсоснабжающими организациями только 04.02.2013, не были отражены Администрацией в заявлении от 19.02.2013 в антимонопольный орган, антимонопольным органом не рассматривались, на предмет их соответствия требованиям Закона N 135-ФЗ не оценивались, в связи с чем ссылки в апелляционной жалобе на направленность таких действий на причинение вреда Администрации во внимание не принимаются.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решение Управления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой деятельности, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает иных препятствий для осуществления деятельности.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Администрации о признании недействительным решения УФАС от 04.06.2013 по делу N 16/02-13.
Доводы апелляционной жалобы исследованы, однако они не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и отклоняются как необоснованные.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 15.11.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 15.11.2013 по делу N А28-8434/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)