Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2015 N 18АП-4403/2015 ПО ДЕЛУ N А34-8034/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. N 18АП-4403/2015

Дело N А34-8034/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 11 марта 2015 года по делу N А34-8034/2014 (судья Деревенко Л.А.).
В заседании принял участие представитель
Государственной жилищной инспекции Курганской области Пысина А.С. (доверенность от 23.09.2014 N 6а).

Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "КГК", общество, ресурсоснабжающая организация, энергоснабжающая организация, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания от 03.10.2014 N 0001098, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - третье лицо, ООО "Восток-Центр", управляющая организация, абонент).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.03.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "КГК" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, заявитель указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), п. п. 2. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку, именно организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (далее - МКД), а, не ресурсоснабжающая организация, коей является ОАО "КГК", - является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей жилых помещений в доме N 8 по. ул. Зайцева, то есть, лицом, обязанным обеспечить предоставление собственникам и пользователям помещений коммунальную услугу по горячему водоснабжению надлежащего качества, отвечающую требованиям санитарных правил.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило и отзыв на апелляционную жалобу не представило. Заявитель, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенный надлежащим образом, уполномоченного представителя в судебное заседание не направил.
С учетом мнения представителя Госжилинспекции, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Госжилинспекции, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности предписания, выданного Госжилинспекцией, ОАО "КГК".
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, на основании обращения гражданина - жильца дома N 8, находящегося по ул. Зайцева в г. Кургане, заинтересованным лицом были проведены внеплановые мероприятия по государственному контролю в отношении ОАО "КГК", по результатам которой 03.10.2014 был составлен акт N 2999, в котором Госжилинспекцией зафиксированы нарушения пункта 31 Правил N 354, выразившихся в непредоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению жилого дома. Горячее водоснабжение централизованное от теплового пункта N 152.
Выявленные нарушения послужили для Госжилинспекции основанием для составления 03.10.2014 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в последующем постановлением по делу об административном правонарушении от 15.10.2014 N 169, совершенное заявителем административное правонарушение было признано малозначительным, в связи с чем, применены нормы ст. 2.9 КоАП РФ), и выдаче ОАО "КГК" 03.10.2014 предписания N 0001098, которым обществу было предписано восстановить бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, потребителям жилого дома, в соответствии с п. 31 Правил N 354, сроком исполнения 20.10.2014. При этом Госжилинспекцией в ходе проведенной проверки установлено, что в связи аварийной ситуацией трубопровода заявителем с 18.08.2014 была прекращена подача горячего водоснабжения в жилой дом N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (п. 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (пп. "б" п. 4); предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов (п. 13); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (пп. "а" п. 149); исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 150).
В соответствии с пп. "в" п. 3 Правил N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является осуществление предоставления коммунальных услуг потребителю круглосуточно, (бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1).
Согласно пункту 4 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354, допустимая продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям государственных стандартов.
Пунктом 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия (далее - ГОСТ 51617-2000), потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать непрерывность потребления. Поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем (п. 4.12.2 ГОСТ 51617-2000).
Оказание данных услуг должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (п. 4.12.3 ГОСТ 51617-2000).
Согласно пункту 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.
В рассматриваемой ситуации арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане коммунальный ресурс - горячую воду, что в частности подтверждается фактом заключения договоров на поставку тепловой энергии для бытовых нужд непосредственно между гражданами-потребителями, проживающими в доме N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане, и акционерным обществом "Курганская генерирующая компания", а также тем, что тепловой пункт N 152 и теплотрасса протяженностью 1192,60 м принадлежат обществу на праве собственности, - в связи с чем, исходя из условий п. 21 Правил N 354, ОАО "КГК" является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Арбитражный суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы общества о том, что исполнителем коммунальных услуг является общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания", поскольку из содержания договора управления от 17.01.2014 между ООО "Городская управляющая компания" и собственником помещения в жилом доме N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане, соответствующей обязанности третьего лица не следует.
В соответствии с п. п. 1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Оценив договор управления, заключенный 17.01.2014 между потребителем и ООО "Городская управляющая компания", арбитражный суд установил, что управляющая организация в данном случае предоставляет такие коммунальные услуги, как содержание общего имущества дома, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.1), и не оказывает коммунальные услуги по горячему водоснабжению, равно как, не взимает плату за предоставление соответствующей услуги.
Кроме того, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявителем жильцам дома N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане, предъявлялся к оплате коммунальный ресурс - горячая вода, рассчитанный по тарифам, утвержденным Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, и, несмотря на прекращение подачи горячей воды, ОАО "КГК" продолжало предъявлять счета на оплату потребления данного коммунального ресурса.
Также арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что часть теплотрассы от теплового пункта N 152 до дома N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане не состоит на балансе и обслуживании ОАО "КГК", и является бесхозяйным, поскольку в силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, если конкретный участок между внешней стеной объекта потребителя и сетями энергоснабжающей организации является бесхозяйным, обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию несет ресурсоснабжающая организация, то есть, заявитель применительно к данной ситуации.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 23.09.2014 признано незаконным бездействие администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей от задвижек, расположенных на тепловых сетях открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" в 18 метрах от дома N 8 по ул. Зайцева до дома N 8 по ул. Зайцева, и сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта 152 открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" до жилого дома N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане, протяженностью 175,4 метра. Данным судебным актом администрацию города Кургана обязана определить ОАО "КГК" в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей протяженностью 18 метров на тепловых сетях открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" до жилого дома N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане, передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО "Курганская генерирующая компания" бесхозяйные сети горячего водоснабжения протяженностью 175,4 метра от центрального теплового пункта N 152 ОАО "КГК", до жилого дома N 8 по ул. Зайцева в г. Кургане.
Кроме того, постановлением администрации города Кургана от 17.09.2013 N 6917 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории городского округа города Кургана", открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" определено единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа города Кургана.
С учетом изложенного, верным является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что заявитель, фактически эксплуатирующий спорный участок бесхозяйных тепловых сетей, не принимал мер к определению его судьбы, не обращался в орган местного самоуправления, не оспаривал отказ либо бездействие последнего в разрешении вопроса об определении теплосетевой или единой теплоснабжающей организации, а также не обращался в уполномоченный орган с требованием о включении соответствующих затрат в тарифы на поставляемую тепловую энергию и не оспаривал отказ (бездействие) комиссии.
В связи с этим, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал ОАО "КГК" в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 11 марта 2015 года по делу N А34-8034/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)