Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Писаревой О.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2014 по делу N А05-12164/2014 (судья Вахлова Н.Ю.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельскоблгаз" (место нахождения: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, дом 96; ОГРН 1022900531070; далее - Общество) обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2014 по иску ОАО "Архангельскоблгаз" к обществу с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, дом 25; ОГРН 1112901003710; далее - Управление) о взыскании 43 199 руб. 47 коп. долга за услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования, оказанные в августе 2014 года.
Решением суда от 28.11.2014 в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что, несмотря на отсутствие договора, истец оказывал спорные услуги. Договоры с собственниками квартир в спорный период не заключались, следовательно и в период после прекращения договора ответчик получал возмещение этих затрат от собственников помещений, соответственно он обязан оплатить оказанные услуги в отсутствие заключенного договора. В тарифе, установленном для оплаты услуг по реализации газа для населения, затраты Общества на аварийно-диспетчерское обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования не учитывались.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество (исполнитель) и Управление (заказчик) 01.01.2012 заключили договор N 1046/12, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель принял на себя обязательства осуществлять услуги по обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в многоквартирных домах, находящихся под управлением заказчика, а заказчик - оплачивать оказанные услуги (выполненные работы) в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В приложении 1 к договору стороны согласовали перечень газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении заказчика.
В приложении 2 к договору стороны установили ежемесячную стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В пункте 7.1 стороны согласовали срок действия договора до 31.12.2012, а также условие о его неоднократной пролонгации на один год, если ни одна из сторон не заявит о прекращении отношений.
Ответчик письмом от 22.11.2013 N 06/176 направил в адрес истца уведомление о расторжении договора с 01.01.2014.
Истец направил ответчику для подписания акт об аварийно-диспетчерском обслуживании ВДГО за август 2014 года и выставил счет для оплаты оказанных услуг в размере 43 199 руб. 47 коп.
Поскольку ответчик акт не подписал и счет не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал их необоснованными.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Основанием для отказа в удовлетворении иска послужило отсутствие между сторонами договорных отношений в связи с отказом от ранее действующего между сторонами договора об оказании услуг от 01.01.2012 N 1046/12.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
На основании пункта 1 статьи 307 упомянутого Кодекса в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
В силу пункта 3, подпункта "г" пункта 49 Правил N 307 ответчик как управляющая организация является исполнителем, отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с Правилами N 170 ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложена на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно абзацу девятому пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
Во исполнение требований приведенных норм законодательства Управление заключило с Обществом вышеупомянутый договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание ВДГО.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 450 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора допускается в случаях, предусмотренных законом или договором.
Статьей 782 ГК РФ закреплены право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условия, при которых он допускается.
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ условием отказа заказчика от исполнения обязательств по договору является оплата исполнителю фактически понесенных им расходов.
Из смысла данной нормы следует, что отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Лицо, состоящее в договорных отношениях с другим лицом, не может предполагать прекращение этих отношений по правилам пункта 3 статьи 450 ГК РФ до тех пор, пока оно не будет проинформировано об одностороннем отказе контрагента от исполнения сделки, а потому договорные отношения считаются прекращенными с момента доставки соответствующего уведомления.
Как указано выше, ответчик отказался от исполнения спорного договора с 01.01.2014 в направленном истцу письме, что последним не оспаривается.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Таким образом, обязательства сторон по спорному договору прекратились с 01.01.2014.
В силу пункта 7 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
Согласно статье 432 упомянутого Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно статье 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Из пункта 2 указанной статьи Кодекса следует, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
Доказательств заключения истцом с ответчиком договора на 2014 год материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах дела оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения суда либо опровергали выводы суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, судебный акт подлежит оставлению без изменения.
При этом ссылка подателя жалобы на то, что в тарифе, установленном для оплаты услуг по реализации газа для населения, затраты Общества на аварийно-диспетчерское обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования не учитывались, во внимание быть принят не может ввиду следующего.
Вступившими с 1 июня 2013 года в действие Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила), внесены изменения в правовое регулирование отношений, связанных с пользованием газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению. Данные изменения касаются и порядка заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также аварийно-диспетчерского обслуживания.
Так как Правила утверждены Правительством Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
С учетом требований пункта 4 статьи 426 ГК РФ положения этих Правил применимы не только к вновь заключаемым договорам оказания услуг, но и к заключенным до введения их в действие.
При этом Правила подлежат применению к отношениям сторон вне зависимости от наличия заключенного договора.
В соответствии с пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354), газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией.
Согласно пункту 2 Правил N 354 аварийно-диспетчерское обеспечение - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В пункте 7 указанных Правил предусмотрено, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
При этом из системного толкования Правил N 354 с учетом пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 410) следует, что в связи с внесенными изменениями стоимость аварийно-диспетчерского обслуживания должна быть учтена в ценах на газ и тарифах на услуги по его транспортировке.
С 01 июля 2014 года истец в расчетах с населением применяет новый тариф на газ, утвержденный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.05.2014 N 21-п/2. При установлении данного тарифа истец, одновременно являющийся и газораспределительной организацией, в соответствии с вышеизложенными нормами права, должен был учесть свои расходы на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 410 в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, внесены изменения, предусматривающие включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.
Согласно статье 11 названных Основных положений одним из принципов государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке является принцип полного возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа.
В Методических указаниях по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.06.2007 N 129-э/2, разъяснено, какие расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы и в каком порядке подлежат включению в тариф на сжиженный газ.
При таких обстоятельствах, поскольку истец должен осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования независимо от наличия заключенного договора, а соответствующие расходы на основании вышеизложенных положений нормативных актов должны быть учтены в тарифе на газ, действующем с 1 июля 2014 года, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, так как в противном случае население, проживающее в многоквартирных домах, оплачивало бы услугу по аварийно-диспетчерскому обслуживанию дважды: в составе тарифа на газ и в составе тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома, плата за которое вносится ответчику как управляющей организации.
При таких обстоятельствах, поскольку нормы материального права применены Арбитражным судом Архангельской области верно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 227, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2014 по делу N А05-12164/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" - без удовлетворения.
Судья
О.Г.ПИСАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N А05-12164/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N А05-12164/2014
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Писаревой О.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2014 по делу N А05-12164/2014 (судья Вахлова Н.Ю.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельскоблгаз" (место нахождения: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, дом 96; ОГРН 1022900531070; далее - Общество) обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2014 по иску ОАО "Архангельскоблгаз" к обществу с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, дом 25; ОГРН 1112901003710; далее - Управление) о взыскании 43 199 руб. 47 коп. долга за услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования, оказанные в августе 2014 года.
Решением суда от 28.11.2014 в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что, несмотря на отсутствие договора, истец оказывал спорные услуги. Договоры с собственниками квартир в спорный период не заключались, следовательно и в период после прекращения договора ответчик получал возмещение этих затрат от собственников помещений, соответственно он обязан оплатить оказанные услуги в отсутствие заключенного договора. В тарифе, установленном для оплаты услуг по реализации газа для населения, затраты Общества на аварийно-диспетчерское обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования не учитывались.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество (исполнитель) и Управление (заказчик) 01.01.2012 заключили договор N 1046/12, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель принял на себя обязательства осуществлять услуги по обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в многоквартирных домах, находящихся под управлением заказчика, а заказчик - оплачивать оказанные услуги (выполненные работы) в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В приложении 1 к договору стороны согласовали перечень газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении заказчика.
В приложении 2 к договору стороны установили ежемесячную стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В пункте 7.1 стороны согласовали срок действия договора до 31.12.2012, а также условие о его неоднократной пролонгации на один год, если ни одна из сторон не заявит о прекращении отношений.
Ответчик письмом от 22.11.2013 N 06/176 направил в адрес истца уведомление о расторжении договора с 01.01.2014.
Истец направил ответчику для подписания акт об аварийно-диспетчерском обслуживании ВДГО за август 2014 года и выставил счет для оплаты оказанных услуг в размере 43 199 руб. 47 коп.
Поскольку ответчик акт не подписал и счет не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал их необоснованными.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Основанием для отказа в удовлетворении иска послужило отсутствие между сторонами договорных отношений в связи с отказом от ранее действующего между сторонами договора об оказании услуг от 01.01.2012 N 1046/12.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
На основании пункта 1 статьи 307 упомянутого Кодекса в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
В силу пункта 3, подпункта "г" пункта 49 Правил N 307 ответчик как управляющая организация является исполнителем, отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с Правилами N 170 ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложена на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно абзацу девятому пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
Во исполнение требований приведенных норм законодательства Управление заключило с Обществом вышеупомянутый договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание ВДГО.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 450 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора допускается в случаях, предусмотренных законом или договором.
Статьей 782 ГК РФ закреплены право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условия, при которых он допускается.
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ условием отказа заказчика от исполнения обязательств по договору является оплата исполнителю фактически понесенных им расходов.
Из смысла данной нормы следует, что отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Лицо, состоящее в договорных отношениях с другим лицом, не может предполагать прекращение этих отношений по правилам пункта 3 статьи 450 ГК РФ до тех пор, пока оно не будет проинформировано об одностороннем отказе контрагента от исполнения сделки, а потому договорные отношения считаются прекращенными с момента доставки соответствующего уведомления.
Как указано выше, ответчик отказался от исполнения спорного договора с 01.01.2014 в направленном истцу письме, что последним не оспаривается.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Таким образом, обязательства сторон по спорному договору прекратились с 01.01.2014.
В силу пункта 7 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
Согласно статье 432 упомянутого Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно статье 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Из пункта 2 указанной статьи Кодекса следует, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
Доказательств заключения истцом с ответчиком договора на 2014 год материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах дела оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения суда либо опровергали выводы суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, судебный акт подлежит оставлению без изменения.
При этом ссылка подателя жалобы на то, что в тарифе, установленном для оплаты услуг по реализации газа для населения, затраты Общества на аварийно-диспетчерское обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования не учитывались, во внимание быть принят не может ввиду следующего.
Вступившими с 1 июня 2013 года в действие Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила), внесены изменения в правовое регулирование отношений, связанных с пользованием газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению. Данные изменения касаются и порядка заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также аварийно-диспетчерского обслуживания.
Так как Правила утверждены Правительством Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
С учетом требований пункта 4 статьи 426 ГК РФ положения этих Правил применимы не только к вновь заключаемым договорам оказания услуг, но и к заключенным до введения их в действие.
При этом Правила подлежат применению к отношениям сторон вне зависимости от наличия заключенного договора.
В соответствии с пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354), газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией.
Согласно пункту 2 Правил N 354 аварийно-диспетчерское обеспечение - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В пункте 7 указанных Правил предусмотрено, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
При этом из системного толкования Правил N 354 с учетом пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 410) следует, что в связи с внесенными изменениями стоимость аварийно-диспетчерского обслуживания должна быть учтена в ценах на газ и тарифах на услуги по его транспортировке.
С 01 июля 2014 года истец в расчетах с населением применяет новый тариф на газ, утвержденный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.05.2014 N 21-п/2. При установлении данного тарифа истец, одновременно являющийся и газораспределительной организацией, в соответствии с вышеизложенными нормами права, должен был учесть свои расходы на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 410 в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, внесены изменения, предусматривающие включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.
Согласно статье 11 названных Основных положений одним из принципов государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке является принцип полного возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа.
В Методических указаниях по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.06.2007 N 129-э/2, разъяснено, какие расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы и в каком порядке подлежат включению в тариф на сжиженный газ.
При таких обстоятельствах, поскольку истец должен осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования независимо от наличия заключенного договора, а соответствующие расходы на основании вышеизложенных положений нормативных актов должны быть учтены в тарифе на газ, действующем с 1 июля 2014 года, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, так как в противном случае население, проживающее в многоквартирных домах, оплачивало бы услугу по аварийно-диспетчерскому обслуживанию дважды: в составе тарифа на газ и в составе тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома, плата за которое вносится ответчику как управляющей организации.
При таких обстоятельствах, поскольку нормы материального права применены Арбитражным судом Архангельской области верно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 227, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2014 по делу N А05-12164/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" - без удовлетворения.
Судья
О.Г.ПИСАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)