Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2015 N 18АП-9066/2015 ПО ДЕЛУ N А47-3845/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. N 18АП-9066/2015

Дело N А47-3845/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северо-Восточная-1" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2015 по делу N А47-3845/2015 (судья Сиваракша В.И.).

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северо-Восточная-1" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Северо-Восточная-1") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным предписания от 24.02.2015 N ПР-750.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2015 (резолютивная часть решения объявлена 08.06.2015) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Северо-Восточная-1" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность оспоренного предписания. В апелляционной жалобе заявитель указывает на недоказанность выявленных нарушений и их связанности с действиями общества. Полагает, что инспекция, не являясь специализированной организацией, не вправе делать вывод о наличии плесневелых и грибковых поражений помещений. Считает, что непосредственной причиной образования конденсата могут являться действия собственника помещения, который произвел замену оконных блоков в помещении в осенне-зимний период. По мнению заявителя, он исполняет свои договорные обязательства надлежащим образом. В частности, обращает внимание на то, что до выдачи оспоренного предписания он обращался к застройщику с требованием принять меры для устранения причин намокания стен в помещении, на что получил ответ, о том, что проведение работ планируется в июне 2015 года. На настоящий момент такие работы выполнены. Помимо этого, податель апелляционной жалобы указывает на неконкретность оспоренного предписания и на нарушение этим предписанием экономических интересов заявителя ввиду необходимости несения материальных затрат в целях исполнения предписания.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал на фактическое устранение выявленных недостатков в июне 2015 года, а также на недоказанность причинно-следственной связи между выявленными недостатками и действиями заявителя.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебно заседание не явились. От заявителя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
В представленных в материалы дела возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "УК "Северо-Восточная-1" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.08.2008 за основным государственным регистрационным номером 1085658026453 и осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом.
В соответствии с договором на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 27.06.2011, общество осуществляет управление многоквартирным домом N 58 по ул. Салмышская в г. Оренбурге (т. 1 л.д. 90-94). В соответствии с этим договором, в обязанности общества включено в том числе выполнение работ и оказание услуг по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общества имущества в нем, осуществление контроля за исполнением договорных обязательств обслуживающими организациями и проверка технического состояния общего имущества.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области жалобы жителя указанного дома Райковой Т.А. на ненадлежащее содержание общего имущества дома, приведшее к намоканию стен в жилом помещении (т. 1 л.д. 64), распоряжением руководителя инспекции от 19.02.2015 N 750 назначено проведение внеплановой выездной проверки заявителя в целях проверки соблюдения обязательных требований к содержанию жилого дома (т. 1 л.д. 60-62).
На основании этого распоряжения 24.02.2015 должностным лицом инспекции в присутствии руководителя заявителя проведена проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 24.02.2015 N А-750 (т. 1 л.д. 42-43, 65-66, 68, 110-116). Проверкой выявлено следующее нарушение: в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН N 170) и п. 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), допущено наличие плесневелых пятен, конденсата на внутренней поверхности наружных ограждающих конструкций (в угловом помещении кв. N 1, в местах сопряжений перекрытия с продольной и торцевой стенами), что свидетельствует о необходимости предоставить заключение специализированной организации, имеющей лицензию по обследованию данных дефектов, о причинах их возникновения и рекомендациях по их устранению, а в случае выявления нарушения теплозащитных свойств стен - составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен и восстановлению проектных условий их эксплуатации и выполнить его.
По итогам проверки 24.02.2015 обществу выдано предписание N ПР-750, которым предписано в срок до 25.06.2015 представить заключение специализированной организации, имеющей лицензию по обследованию выявленных дефектов, о причинах их возникновения и рекомендациях по их устранению, а в случае выявления нарушения теплозащитных свойств стен - составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен и восстановлению проектных условий их эксплуатации и выполнить его (т. 1 л.д. 41, 67).
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 24.02.2015 N ПР-750 выдано ГЖИ по Оренбургской области в пределах компетенции, предоставленной этому органу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, и пп. а) п. 3, п. 10 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, по результатам проверки выполнения заявителем обязательных требований.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (ч. 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч. 1.1).
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2).
В соответствии с п. п. 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, В состав общего имущества включаются в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу ПиН N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1). Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (п. 4.10.2.1).
В пункте 3 Минимального перечня перечислены работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов. К таким работам отнесены в том числе: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Исследованием материалов дела установлено, что заявитель осуществляет управление многоквартирным домом N 48 по ул. Салмышская в г. Оренбурге, а потому несет обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, к числу которого, согласно приложению N 1 к договору от 27.06.2011, отнесены ограждающие и несущие конструкции дома.
Выявленные в ходе проверки нарушения в содержании указанного имущества в виде допущения наличия на внутренней поверхности наружных ограждающих конструкций плесневелых пятен и конденсата, зафиксированы в акте проверки (подписанном руководителем заявителя без замечаний) и приложенных к акту фотоматериалах. Нарушения определены должностным лицом инспекции визуально, и характер этих нарушений не требует специальных познаний для их выявления, а потому изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении этих нарушений является правомерным.
Предписанием также определены конкретные действия, подлежащие совершению обществом в целях устранения нарушения: получение заключение специализированной организации о причинах возникновения выявленных дефектов, а также рекомендаций по их устранению; в случае выявления нарушения теплозащитных свойств стен - составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий по их эксплуатации и выполнить этот план. То есть предписание является конкретным и исполнимым, а изложенные в апелляционной жалобе доводы о неконкретности предписания представляются противоречащими материалам дела.
Указанные требования предписания полностью соответствуют целям устранения выявленных в ходе проверки нарушений и приведенным выше нормативным требованиям, предъявляемым к управляющей организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспоренного предписания закону.
Приведенный в апелляционной жалобе и дополнениях к ней довод о принятии обществом мер для исполнения возложенных на него обязанностей в виде обращения к застройщику с требованием об устранении причин намокания стен в рассматриваемом помещении, а также о фактическом устранении нарушения в июне 2015 года не принимается судом, как не имеющий значения для разрешения вопроса о законности оспоренного предписания.
Законность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого акта недействительным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2015 по делу N А47-3845/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северо-Восточная-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
О.Б.ТИМОХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)