Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-17166/2014

Обстоятельства: Определением прекращено производство по делу о возложении обязанности исполнить предписание, представить в государственный орган по жилищному надзору информацию об исполнении предписания, так как дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N 33-17166/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гонтарь Н.Ю., Михляевой Г.А.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу заместителя председателя Государственного комитета РБ по жилищному надзору на определение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 августа 2014 года, которым постановлено:
производство по делу по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к ОАО "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о возложении обязанности исполнить предписание N ЦО-14-166-003 от 07 марта 2014 года, а именно: 13801001 - произвести корректировку размера платы по лицевым счетам жилых помещений адрес за коммунальную услугу отопление в соответствии с требованием пп. "б" п. 21, пп. 3 п. 2 по формуле 8 Приложения N 2 к Правилам N 307, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" за 2012 год и 2013 год; представить в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору в срок, установленный в предписании, письменную информацию об исполнении данного предписания с указанием общей суммы и суммы по каждому лицевому счету в отдельности с приложением платежных документов адрес; 13801000 - в платежных документах указывать показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в соответствии с требованиями пп. "е" п. 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", прекратить.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия

установила:

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору обратился в суд с исковым заявлением, с уточнениями к иску в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ОАО "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о возложении обязанности исполнить предписание N ЦО-14-166-003 от 07 марта 2014 года, а именно: 13801001 - произвести корректировку размера платы по лицевым счетам жилых помещений адрес за коммунальную услугу отопление в соответствии с требованием пп. "б" п. 21, пп. 3 п. 2 по формуле 8 Приложения N 2 к Правилам N 307, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" за 2012 год и 2013 год; представить в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору в срок, установленный в предписании, письменную информацию об исполнении данного предписания с указанием общей суммы и суммы по каждому лицевому счету в отдельности с приложением платежных документов адрес; 13801000 - в платежных документах указывать показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в соответствии с требованиями пп. "е" п. 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Судом постановлено приведенное определение, об отмене которого просит заместитель председателя Государственного комитета РБ по жилищному надзору А. по мотиву его незаконности и необоснованности, указывая на то, что управляющей организацией предписание не исполнено, письменная информация с указанием сумм произведенного перерасчета за коммунальные услуги от ОАО "УЖХ Кировского района г. Уфа" о выполнении предписанных мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании не поступала. Суд не принял во внимание положения п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав представителя Государственного комитета РБ по жилищному надзору Х., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия считает, что определение судьи подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований закона.
Разрешая спор и прекращая производство по данному делу, суд руководствовался требованиями ч. 2 ст. 220 ГПК РФ и пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее -органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 3, 4, 4.1, 4.2 ст. 20 ЖК РФ в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору правомерно обратился в Кировский районный суд с иском о понуждении исполнения предписания.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 г. N 196, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан.
Согласно п. 3.1.17 Положения в соответствии с возложенными на него задачами Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору выполняет функции по надзору и контролю за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением действующих жилищных нормативов, стандартов и правил по использованию, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда Республики Башкортостан в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государств, а также по фактам нарушений жилищных нормативов, стандартов и правил вправе выдавать юридическому лицу предписания с указанием срока устранений нарушений, являющиеся обязательными для исполнения, требовать исполнения выданных предписаний.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения внеплановой выездной проверки по обращению жителя дома адрес составлен акт проверки N 14-617-166-003 от 07.03.2014 г. Должностным лицом - государственным жилищным инспектором ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа" выдано предписание N ЦО-14-166-003 от 07.03.2014 на устранение выявленных нарушений в срок до 10.04.2014.
ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", являясь лицом, ответственным за организацию и проведение работ, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества, получающее плату за техническое содержание и ремонт дома, обязано соблюдать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в том числе Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов".
Вместе с тем, как следует из материалов дела ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа" действий, направленных на устранение выявленных нарушений, не предпринято. В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, доказательств о том, что в настоящее время ответчиком принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений для исполнения предписания государственного органа надзора, не представлено.
Письменная информация с указанием сумм произведенного перерасчета за коммунальные услуги от ОАО "УЖХ Кировского района г. Уфа" о выполнении предписанных мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании не представлена.
В связи с этим обращение в суд с настоящим иском Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществлено в пределах его полномочий.
Неисполнение требований норм действующего законодательства существенным образом ущемляет права и законные интересы граждан, проживающих в указанном выше жилом доме.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
При этом вынесение постановления мировым судьей о назначении административного штрафа по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не освобождает управляющую организацию от исполнения предписания государственного органа.
Однако, суд первой инстанции, при вынесении определения о прекращении производства по делу, данные обстоятельства не учел, приведенные выше нормы права не применил.
Таким образом, оснований к прекращению производства по делу по п. 2 ст. 220 ГПК РФ, как не подлежащему рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах определение суда о прекращении производства по делу по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к ОАО "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о возложении обязанности исполнить предписание, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, дело - возвращению в тот же суд для рассмотрения по существу заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 августа 2014 года отменить, дело вернуть в тот же суд для рассмотрения по существу заявленных требований.

Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА

Судьи
Н.В.ГОНТАРЬ
Г.А.МИХЛЯЕВА

Справка: судья Индан И.Я.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)