Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2015 N Ф09-7092/15 ПО ДЕЛУ N А50-25604/2014

Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу, оказывающему коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, предписано устранить нарушения при расчете размера платы за горячее водоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. N Ф09-7092/15

Дело N А50-25604/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ПСК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2015 по делу N А50-25604/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Нагорная Ю.С. (доверенность от 06.05.2015 N 36), Артюх А.Е. (доверенность от 15.05.2015 N 77).
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 14.10.2015 до 12 час. 00 мин., после перерыва судебное заседание продолжено, дело рассмотрено в присутствии представителя общества - Михиной Ж.А. (доверенность от 15.05.2015 N 78).

ООО "ПСК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) от 11.09.2014 N 1314 в части расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в том числе, предоставленную на общедомовые нужды за июнь 2014 года не по тарифу (цене) для потребителей, установленному для ресурсоснабжающей организации (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Запрягалов Александр Александрович.
Решением суда от 12.03.2015 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что исходя из положений п. п. 47, 48 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, п. 88 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, правомерность проведенного расчета подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела. Считает, что судами не учтено, что нарушений именно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) обществом не допущено. Отмечает, что порядок установления платы за горячую воду в открытой или закрытой системе горячего водоснабжения п. 38 указанных Правил в редакции по состоянию на июнь - сентябрь 2014 года не регулировался.

При рассмотрении дела судами установлено, в ходе внеплановой выездной документарной проверки в отношении заявителя, осуществляющего предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме N 48 по ул. Самолетная г. Перми, инспекцией выявлено, что обществом размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды за июнь 2014 года, рассчитан не по тарифу (цене) для потребителей, установленному ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), что является нарушением п. 38 Правил N 354; при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды за июнь 2014 года, применен неверный количественный показатель всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а именно: по данным технического паспорта многоквартирного дома N 48 по ул. Самолетная г. Перми общая площадь помещений дома составляет 7740,8 кв. м, тогда как в платежных документах площадь дома указана 7755,8 кв. м, что является нарушением п. 42, 44 названных Правил.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 11.09.2014 N 1314 и вынесено предписание от 11.09.2014 N 1314.
Не согласившись с предписанием административного органа в указанной выше части, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности и обоснованности предписания в оспариваемой части.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, и материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. п. 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг (в редакции Постановления РСТ Пермского края от 20.12.2013 N 397-вг) с 01.01.2014 по 30.06.2014 на горячую воды для потребителей ООО "ПСК" утверждены однокомпонентный (для населения 121,16 руб. за 1 куб. м) и двухкомпонентный тарифы (для населения - компонент на холодную воду 25,08 руб. за 1 куб. м, компонент на тепловую энергию 1455,69 руб./Гкал).
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлен в единице измерения куб. м / чел.
В соответствии с п.п. "б" п. 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Частью 9 ст. 32 Закона N 416-ФЗ установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п. 48 Основ).
В силу п. 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Материалами дела подтверждено и судами установлено, что в обозначенном многоквартирном жилом доме горячее водоснабжение осуществляется по закрытой системе горячего водоснабжения, путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения. При этом, Правилами N 354 в редакции, действовавшей в спорный период (июнь 2014) и на момент вынесения оспариваемого предписания (сентябрь 2014), не предусмотрена возможность расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентного тарифа, то есть порядок расчета платы за горячую воду с применением тарифа на холодную воду и тарифа на тепловую энергию для потребителей в многоквартирном доме с централизованной системой горячего водоснабжения в спорный период не применялся.
Судами также верно установлено, что фактически для собственников жилых помещений указанного дома в июне 2014 года размер платы за горячую воду рассчитывался без применения тарифа 121,16 руб. / куб. м, посредством определения отдельно платы за холодную воду путем умножения фактического объема потребленной горячей воды за расчетный период, определенного по показаниям индивидуального учета потребления горячей воды на компонент холодной воды, установленный постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг в размере 25,08 руб., и отдельно платы за теплоэнергию путем умножения объема теплоэнергии, определенного по показаниям прибора учета на компонент тепловой энергии, установленный постановлением РЭК Пермского края от 16.05.2013 N 65-вг в размере 1455,69 руб./Гкал.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что применение к собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома N 48 по ул. Самолетная г. Перми двухкомпонентного тарифа на услугу - горячее водоснабжение в спорный период противоречит требованиям законодательства, а именно: ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. п. 38, 42, 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) и п. п. 1, 10, 13 приложения N 2 к указанным Правилам, соответственно, произведенный обществом расчет не основан на законе.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, при этом судами обеих инстанций им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)