Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 29.06.2015 N 33-9401/2015 ПО ДЕЛУ N 2-1094/2015

Требование: Об оспаривании предписания надзорного органа по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. N 33-9401/15


Судья: Кузьмина О.В.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2015 года апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N <...> на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года по делу N 2-1094/15 по заявлению Жилищно-строительного кооператива N <...> о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Жилищно-строительного кооператива N <...> - Ф., представителя заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу - П., судебная коллегия

установила:

Жилищно-строительный кооператив N <...> (далее - ЖСК N <...>) обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания инспектора Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 10.10.2014 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что ОНД Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу 29.09.2014, 03.10.2014 и 10.10.2014 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ЖСК N <...> в отношении здания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки 10.10.2014 в адрес ЖСК N <...> было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое было получено заявителем 07.11.2014 года. Заявитель указывает, что с данным предписанием он не согласен, полагает его незаконным, поскольку в нарушение ч. 3 ст. 33 ФЗ от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при осуществлении проверки не были использованы правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 указанного ФЗ; указанная в п. 1 предписания обязанность заявителя предоставлять документацию, отражающую показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материалов для отделки пола в коридорах (линолеума) на всех этажах и во всех парадных, ничем не регламентирована, неверно указано место обнаружения линолеума - линолеум находится в лифтовых холлах, в общих коридорах линолеума нет; в п. 2 предписания указано на нарушения в парадной 8, что к объекту защиты ЖСК N <...> не относится; п. 3 предписания, в котором содержится информация об отсутствии системы АППЗ, неисполним, поскольку вид и функциональные характеристики автоматической установки в предписании не определены; в п. 4 предписания указано на необорудование здания соответствующей системой СОУЭ, со ссылкой на нарушение пункта 17 табл. 2 раздела 7 СП 3.13130.2009, которым установлены требования к системам для производственных и складских помещений здания, стоянок для автомобилей, архивов, книгохранилищ, однако указанных помещений ЖСК N <...> не имеет; пунктом 5 предписания установлено, что руководитель организации не обеспечил исправное состояние работоспособности противопожарных систем и установок (система дымоудаления), место выявления и характер неисправности в предписании не указаны, председатель ЖСК не наделен правом в отсутствие решения общего собрания членов ЖСК обеспечивать финансирование проектов, требующих значительных капиталовложений; пунктами 6, 7 предписания установлено, что руководитель организации не обеспечил соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности для систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно двери на технический чердак не противопожарные, выходы на кровлю не оборудованы противопожарными дверями 2 типа, между тем, Свод правил СП 4.13130.2009 на который ссылается ОНД на момент вынесения предписания не действовал; Своды правил, на которые ссылается ОНД являются нормативными документами по пожарной безопасности в области стандартизации не обязательного, а добровольного применения.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года в удовлетворении заявления ЖСК N <...> - отказано.
В апелляционной жалобе представитель ЖСК N <...> просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как установлено судом, на основании распоряжения заместителя начальника N <...> от 25.08.2014 года Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу проведена внеплановая выездная проверка здания многоквартирного <адрес> по <адрес> на предмет соблюдения требований пожарной безопасности; правообладателем объекта защиты является ЖСК N <...>; даты проведения проверки - 29.09.2014 года, 03.10.2014 года, 10.10.2014 года.
По результатам проведения проверки составлен акт от 10.10.2014 года и в адрес ЖСК N <...> вынесено предписание N <...> от 10.10.2014 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1 предписания ЖСК N <...> при проведении проверки не была предоставлена документация, отражающая показатели пожарной безопасности, подтверждающие возможность применения материалов для отделки пола в коридорах (линолеум) на всех этажах во всех парадных.
В соответствии с ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса СЗ, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
Факт применения линолеума в лифтовых холлах заявителем не оспаривается, доказательств предъявления проверяющим копии сертификата соответствия линолеума ЖСК N <...> не представлено. Наличие копии указанного сертификата в материалах настоящего гражданского дела не имеет правового значения, поскольку она должна быть представлена проверяющему органу при проведении проверки.
Доводы заявителя о том, что законодательством не предусмотрена обязанность представлять документацию, отражающую показатели пожарной опасности, подтверждающей возможность применения материалов для отделки пола опровергаются статьей 146 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", предусматривающей необходимость подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
Кроме того, цель проверки обусловлена защитой жизни, здоровья и имущества граждан и для определения соответствия применяемых материалов соответствующим требованиям необходимо документальное подтверждение.
Следует принять во внимание, что каких-либо обязательств, кроме представления сертификата на ЖСК N <...> в данной части не налагается. Довод заявителя о том, что в пункте первом предписания указано о наличии линолеума в коридорах на всех этажах, тогда, как линолеум имеется только в лифтовых холлах является несущественным, поскольку проверяющий орган не ставит вопрос о демонтаже покрытия.
Пунктом 4 Предписания установлено, что здание не оборудовано соответствующей системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре(СОУЭ).
В силу ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под понятием пожарная безопасность понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 3 указанного Закона в систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Согласно ч. 3 ст. 21 данного Закона разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в силу данной нормы руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Факт необорудования <адрес> по <адрес> системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре заявителем не оспаривается.
Обязанность руководителя организации обеспечивать соблюдение требований нормативных актов в области противопожарной безопасности предусмотрена п. 61 Правил противопожарной безопасности в РФ, согласно которому руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; на объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Данные требования ЖСК N <...> не исполняются, чем подвергается опасности жизнь и здоровье людей, сохранность имущества граждан.
Заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, с чем не согласна судебная коллегия.
В соответствии с 4. ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Здание многоквартирного жилого дома, расположенное по адресу <адрес> было введено в эксплуатацию до дня вступления в законную силу указанного Федерального закона.
Согласно п. 1.1 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173) настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).
Согласно п. 2.5 Указанного Свода Правил система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона.
Из приведенных законоположений следует, что Строительные нормы и правила, содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования Федерального закона до его вступления в силу, подлежат применению в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, в части, ему не противоречащей, и при условии установления Федеральным законом более высоких требований пожарной безопасности.
Следовательно, довод заявителя о том, что сфера пожарной безопасности полностью урегулирована федеральными законами, не основан на содержании приведенных норм.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" сохранено действие строительных норм и правил, изданных с соблюдением порядка регистрации и опубликования таких актов, и, соответственно, их правовая обязательность в случаях, определенных этим Законом.
Применение Строительных норм и правил обеспечивает соблюдение требований Федерального закона к объекту технического регулирования.
Следовательно, Строительные нормы и правила, не теряя своего технического характера, приобрели качественные признаки нормативного правового акта, предусмотренного частью 2 статьи 4 Федерального закона, содержат технико-юридические нормы, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, и применяются в нормативном единстве с данным Законом.
Данная правовая позиция закреплена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2013 г. по делу N АКПИ 13-662.
- В части пунктов 6, 7 Предписания, установившего факт несоблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности для систем и средств противопожарной защиты объекта - выходы лестничных клеток на кровлю не оборудованы противопожарными дверьми второго типа; двери на технический не противопожарные, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о доказанности данного нарушения;
- Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении проверки административный орган не использовал правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих регламентов, а следовательно факт несоответствия дверей, выходящих на кровлю требованиям противопожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании".
- Согласно ст. ст. 2, 34 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями;
- Противопожарные преграды классифицируются по способу предотвращения распространения опасных факторов пожара, а также по огнестойкости для подбора строительных конструкций и заполнения проемов в противопожарных преградах с необходимым пределом огнестойкости и классом пожарной опасности.
Методы определения пределов огнестойкости строительных конструкций и признаков предельных состояний устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 35, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 7.6 СП 4.13130.2013, утвержденных Приказом N 288 от 24.04.2013 года МЧС России "Об утверждении Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты" требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям - выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак предусматриваются по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра.
Как установлено судом, нарушение правил противопожарной безопасности, выраженное в необорудовании выходов с лестничных клеток на кровлю противопожарными дверьми второго типа, наличии двери на технический чердак, которая не является противопожарной определено административным органом визуально, и в связи с отсутствием на дверях паспорта с индивидуальным номером, "паспортной таблички (шильды) и сертификата. На момент проверки указанные признаки соответствия двери и выхода правилам пожарной безопасности отсутствовали, что подтверждает законность Предписания в данной части. Заявителем данное обстоятельство не опровергнуто.
В соответствии со ст. 16 Закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 года к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся, в том числе, организация и проведение федерального государственного пожарного надзора.
Согласно статье 6 Закона РФ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Предписание вынесено административным органом в пределах полномочий, порядок принятия вынесения данного предписания не нарушен, содержание оспариваемого предписания соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)