Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2015 N 09АП-33301/2015 ПО ДЕЛУ N А40-157837/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. N 09АП-33301/2015

Дело N А40-157837/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Департамента финансов города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 16.06.2015 г. по делу N А40-157837/2014,
принятое судьей Хатыповой Р.А. (шифр судьи 27-1327),
по иску Закрытого акционерного общества "Тепловые и коммунальные сети"

к городу Москве в лице Департамента финансов города Москвы

с участием Правительства города Москвы, Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Префектуры ЮВАО города Москвы, Префектуры ЗАО города Москвы и Префектуры ВАО города Москвы в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, о взыскании 1 946 247, 47 руб.
при участии в судебном заседании:
- от истца - Иванов В.В. по доверенности от 25.08.2015 г.;
- от ответчика - Полищук Д.А. по доверенности от 18.12.2014 г.
- от третьего лица 1 - не явился, извещен;
- от третьего лица 2 - Бедова А.А. по доверенности от 07.05.2015 г.;
- от третьего лица 3 - Новикова Е.А. по доверенности от 19.08.2015 г.;
- от третьего лица 4 - не явился, извещен;
- от третьего лица 5 - не явился, извещен,

установил:

Закрытое акционерное общество "Тепловые и коммунальные сети" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Москвы в лице Департамента финансов города Москвы за счет казны города Москвы в пользу ЗАО "ТКС" межтарифной разницы недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения для бытовых нужд населения, в размере 1 946 247 руб. 47 коп., государственной пошлины в размере 32 462 руб. 47 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2015 г. по делу N А40-157837/2014 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, просил оставить решение без изменения.
Третьи лица - Правительство города Москвы, Префектура ЗАО города Москвы и Префектура ВАО города Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от указанных третьих лиц не поступило.
Третьи лица Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Префектура ЮВАО города Москвы поддержали доводы апелляционной жалобы ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителей третьих лиц Правительство города Москвы, Префектура ЗАО города Москвы и Префектура ВАО города Москвы в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, выслушав представителей сторон и явившихся третьих лиц, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "ТКС" является теплоснабжающей организацией для многоквартирных домов и нежилых строений.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.12.2011 г. N 763-э предприятие включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 77.1.71.
Между ЗАО "ТКС" и управляющей организацией ООО "ПИК-Комфорт" был заключен договор энергоснабжения N 789/04-12 от 19.04.2012 г., в рамках которого ЗАО "ТКС" осуществляло поставку тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, а также тепловой энергии, направляемой для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения по следующим округам г. Москвы по следующим периодам: 1) ВАО, абонент 409/139, 409/044 с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г., абонент 409/139 с 01.01.2014 г. по 30.04.2014 г., 2) ЮВАО, абонент 501/019 с 01.04.2013 г. по 30.04.2014 г. 3) ЗАО, абонент 1012/047 с 01.01.2013 г. по 01.04.2014 г.
Согласно п. 7 Приказа Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Как указал истец, у ЗАО "ТКС" отсутствует возможность производства горячей воды, истец не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, что не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
Согласно ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
ЗАО "ТКС" осуществляло поставку компонента тепловой энергии для последующего приготовления коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения, а также коммунальную услугу тепловой энергии на отопление.
Поставка тепловой энергии на отопление и подогрев ХВС для нужд ГВС осуществлялась до тепловых пунктов, которые не принадлежат на праве собственности или ином законном основании ЗАО "ТКС", и на которых производится приготовление горячей воды для оказания коммунальной услуги ГВС, а также коммунальная услуга отопление.
Вышеуказанные тепловые пункты находятся в ведении управляющих компаний, ТСЖ и пр. При такой схеме в точке поставки (до тепловых пунктов) не представляется возможным произвести горячую воду.
Из материалов дела следует, что в целях установления тарифа на горячую воду, ЗАО "ТКС" обращалось в РЭК Москвы с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого письмом от 09.10.2013 г. было отказано.
Поскольку тариф на горячую воду не мог быть установлен, ЗАО "ТКС" использовало установленный тариф на тепловую энергию для компонента тепловой энергии на подогрев ХВС для нужд ГВС.
Расчеты между ЗАО "ТКС" и ООО "ПИК-Комфорт" за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения в целях отопления и для подогрева по указанным договорам теплоснабжения осуществлялись по тарифам для группы "население", установленным Постановлениями N 671-ПП и 748-ПП.
Согласно п. 2 данных Постановлений тарифы на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения города Москвы, применяемые в 2013 и 2014 году для расчетов с населением, являются льготными, а разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно расчету истца, сумма межтарифной разницы, подлежащая возмещению из бюджета города Москвы теплоснабжающей организации в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию в целях подогрева ХВС в целях горячего водоснабжения, за спорный период составляет 1 946 247 руб. 47 коп.
В целях возмещения данной межтарифной разницы недополученных доходов в адрес Департамента финансов города Москвы была направлена претензия от 11.09.2014 г. N 1516, которая оставлена Департаментом финансов города Москвы без ответа и удовлетворения.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств:
ЗАО "ТКС" не является теплоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией в отношении многоквартирных домов по адресам, указанным в исковом заявлении. Указанные обстоятельства в отношении ЗАО "ТКС" установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-74908/2014.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Тепловые сети ЗАО "ТКС" не присоединены к бесхозяйным тепловым сетям, которые питают многоквартирные дома, указанные в исковом заявлении, ЗАО "ТКС" не осуществляет эксплуатацию и не несет расходы по содержанию данных бесхозяйных тепловых сетей.
Одним из основных условий для утверждения тарифа на тепловую энергию, является владение на законном основании тепловыми сетями, подключенными к теплопринимающим установкам здания, жилого дома, строения и сооружения.
Внутриквартальные городские сети включают в себя тепловые вводы, тепловые пункты, узлы учета тепловой энергии и горячей воды, разводящие тепловые сети до внутридомовых сетей, находятся, находились в собственности города Москвы или являются бесхозными.
Тепловые сети и тепловые пункты технологически связаны и образуют единую схему теплоснабжения города Москвы, то есть имеют самостоятельное назначение, не связанное с обеспечением теплоснабжения одного дома и предназначены для самостоятельного использования.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Обязанность эксплуатации бесхозяйных сетей принадлежит не любому лицу, она обусловлена принадлежностью этому лицу сетей, непосредственно присоединенных к бесхозяйным, либо передачей их для эксплуатации органом местного самоуправления.
Сторонами не оспаривается, что ЗАО "ТКС" покупало тепловую энергию и теплоноситель для последующей перепродажи потребителям, расположенным за тепловыми пунктами, т.е. являлось не производителем, а перепродавцом тепловой энергии.
В качестве основания для заключения договоров теплоснабжения являлись заключенные между ЗАО "ТКС", управляющими компаниями и ТСЖ договоры на техническое обслуживание объектов теплового хозяйства, а также соглашения о совместном управлении имуществом.
Аналогичный договор заключен ЗАО "ТКС" с ООО "Пик-Комфорт".
Постановлением РЭК Москвы от 13.12.2010 г. N 226 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО "ТКС", от 07.12.2011 г. N 148 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО "ТКС" и от 06.08.2013 г. N 109-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО "ТКС" были установлены тарифы в сфере теплоснабжения ЗАО "ТКС" на период с 2011 по 2013 г.
В соответствии с 7 Приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Письмом РЭК Москвы от 20.11.2014 г. N РЭК/ПБ-6192/14 (по запросу Департамента финансов города Москвы) установлено, что при рассмотрении материалов, представленных ЗАО "ТКС" к регулированию на 2013 год, РЭК Москвы был выявлен факт отсутствия права собственности или иного законного владения источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которых осуществлялось теплоснабжение потребителей тепловой энергии, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N ФЗ "О теплоснабжении", за исключением одного объекта, расположенного по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 1.
Департаментом финансов города Москвы представлен протокол N 50 заседания РЭК Москвы к постановлению РЭК Москвы от 06.08.2013 г. N 109-тэ, которым были утверждены тарифы для потребителей ЗАО ТКС на 2013 год.
Из указанного протокола РЭК Москвы следует, что комиссией принят тариф исключительно в отношении одного объекта, расположенного по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 1. Комиссия признала факт владения тепловым оборудованием только по указанному одному адресу, по другим 232 объектам истец не представил необходимые документы, подтверждающие факт владения теплосетевым оборудованием, питающим многоквартирные дома.
Указанное постановление обжаловалось в Федеральной службе по тарифам.
Из приказа Федеральной службы по тарифам от 20.02.2014 г. N 207-д следует, что ЗАО "ТКС" не представлено полного документального обоснования предложенных расходов, а также документального подтверждения эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства на предусмотренном законном праве.
ЗАО "ТКС" была представлена заявка в РЭК Москвы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 год, однако полного документального обоснования предложенных расходов (расходов, понесенных ЗАО "ТКС" за 2012 г. - предыдущий период), а также документального подтверждения эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства на предусмотренном законном праве представлено не было.
Доказательства, что истец являлся поставщиком тепловой энергии в 2013 году, отсутствуют.
Решение о передаче ЗАО "ТКС" в эксплуатацию бесхозных тепловых сетей и тепловых пунктов соответствующими органами государственной власти города Москвы в порядке ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" не принимались.
Таким образом, ЗАО "ТКС" не является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирных домов по адресам, указанным в исковом заявлении.
При таких обстоятельствах Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что исковые требования ЗАО "ТКС" не подлежат удовлетворению.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2015 г. по делу N А40-157837/2014 подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2015 г. по делу N А40-157837/14 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Тепловые и коммунальные сети" (ИНН 7701784243) в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. госпошлины за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Е.Ю.БАШЛАКОВА-НИКОЛАЕВА

Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)