Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-634/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N 33-634/2014


Докладчик: Астровко Е.П.
Судья: Перегудова О.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Крайновой И.К.,
судей Астровко Е.П., Сергеевой И.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Т.З.Н.,
на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 03 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Т.З.Н. к МУКП "Петушки" о признании незаконным действий в предоставлении неполной информации по запросу от **** года и обязании предоставить информацию о расшифровке структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения "кв. метры" и в "кг. (л.) на одного человека", о видах услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включены в графу "вывоз мусора" - отказать.
Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Т.З.И. обратилась в суд с иском к МУКП "Петушки", в котором просила признать незаконными действия последнего, выразившиеся в предоставлении неполной информации по ее запросу от **** года, и обязать ответчика предоставить ей следующую письменную информацию:
- - расшифровку структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения "кв. метры" и в "кг. (л.) на одного человека";
- - какие виды услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включены в графу "вывоз мусора";
- - договор N **** от **** года, заключенный между ответчиком и МУП ЖКХ пос. Вольгинский, а также взыскать государственную пошлину в размере **** рублей.
В обоснование требований истец указала, что является собственником двух квартир в ****, расположенных по ****. Указанные квартиры расположены в многоквартирных домах, находящихся под управлением МУМП ЖКХ пос. Вольгинский, от которого она получает извещения-квитанции об оплате за вывоз твердых бытовых отходов (мусора). Указала также, что **** года она обратилась в МУКП "Петушки" с запросом о предоставлении ей вышеуказанной информации, полученным ответчиком **** года, и давшим ей ответ от **** года N ****, в котором содержится лишь частичный ответ на поставленные вопросы, но не предоставлена информация о расшифровке структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения "кв. метры", и в "кг. (л.) на одного человека", какие виды услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включены в графу "вывоз мусора". Предоставив истцу неполную запрашиваемую информацию, ответчик нарушил права, гарантированные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Раскрытие вышеуказанной информации предусмотрено "Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от **** года N ****.
Определением суда от 03.12.2013 года производство по делу в части требований о предоставлении договора N **** от **** года, заключенного между МУКП "Петушки и МУМП ЖКХ пос. Вольгинский прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований.
Представитель ответчика МУМП "Петушки" Ж. исковые требования не признал, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что предоставить ответ на второй вопрос заявления о тарифах за вывоз мусора, если плата за вывоз мусора начисляет в кг. (л.) на одного человека не представляется возможным, так как законодатель предусмотрел расчет исходя из общей площади жилых помещений. Услуги по вывозу твердых бытовых отходов являются жилищными и тарифному урегулированию не подлежат. Также указал, что на четвертый вопрос заявления истцу дан исчерпывающий ответ последним абзацем ответа от **** года, что свидетельствует о невнимательном прочтении истцом данного ответа и просил отказать в полном объеме.
Третье лицо МУМП ЖКХ пос. Вольгинский в судебное заседание своего представителя не направило, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.
Определением суда от 17.09.2013 г. производство по делу в части понуждения к заключению договора управления многоквартирным домом, прекращено в связи с отказом от данной части исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Т.З.Н. просит решение отменить и принять новое решение об обязании ответчика предоставить информацию о стоимости работ (услуг) по вывозу мусора в расчете на единицу изменения на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, с описанием каждой работы (услуги) и со стоимостью каждой работы (услуги).
Проведя апелляционное рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Т.З.Н. является собственником двух жилых помещений расположенных: по адресу: ****.
Квартиры расположены в многоквартирных жилых домах, управляющей компанией является МУМП ЖКХ п. Вольгинский.
Вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) с выставлением извещений-квитанций на оплату производит МУКП "Петушки" по договору с управляющей компанией.
По условиям договора на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов N **** от **** года, заключенного между МУКП "Петушки" (исполнитель) и МУМП ЖКХ пос. Вольгинский (заказчик), исполнитель обязуется оказать заказчику услугу по вывозу и захоронению отходов от населения пос. Вольгинский по заявке администрации пос. Вольгинский от **** года, являющейся неотъемлемой частью договора (п. 2.1); стороны договорились установить следующую стоимость услуг, оказываемых исполнителем заказчику в рамках настоящего договора: из расчета на 1 кв. м общей площади - 3 руб. для населения без учета налога на добавленную стоимость (п. 5.1).
Самих показателей, из которых складывается цена (плата) за вывоз твердых бытовых отходов, в договоре не приведено.
Судом установлено, что **** года Т.З.Н. обратилась в МУКП "Петушки" с письменным запросом о предоставлении информации, касающейся деятельности данной организации. В запросе просила сообщить: 1. Об основаниях начисления в отдельных извещениях-квитанциях платы за вывоз мусора именно исходя из единицы измерения "кв. м", а не в "кг (л)" на одного человека. 2. О тарифах за вывоз мусора, если плата за вывоз мусора начисляется в кг (л) на одного человека. 3. Расшифровку структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения "кв. метры" и в "кг (л.) на одного человека". 4. Какие виды услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включены в графу "вывоз мусора".
На указанное обращение МУКП "Петушки" был дан ответ, в котором указано, что в соответствии с разделом 5 договора на вывоз и захоронение отходов населения п. Вольгинский, заключенного между МУКП "Петушки" и управляющей компанией МУМП ЖКХ пос. Вольгинский, стоимость услуг составляет 3,00 руб. с 1 кв. м жилого помещения. Расчеты за оказанные услуги производятся на основании выставленных собственникам жилых помещений квитанций на оплату указанных услуг. В соответствии со ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения определяется исходя из общей площади жилых помещений. Вывоз твердых бытовых отходов в соответствии со ст. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N **** от **** года, входит в структуру платы за содержание и ремонт жилых помещений и соответственно оплата за оказываемые услуги производится из площади жилого помещения, в связи с чем, начисление платы за вывоз отходов, исходя из количества зарегистрированных (проживающих) граждан в жилом помещении предусмотрено и производится исходя из общей площади жилого помещения. Услуги по вывозу твердых бытовых отходов являются жилищными услугами и не подлежат тарифному регулированию, соответственно при расчетах за предоставляемые услуги применяется цена, установленная договором. В структуру вывоза твердых бытовых отходов входит: перевозка отходов специализированным транспортом до места захоронения, включая погрузку и разгрузку отходов с последующим захоронением отходов (л. д. 11).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований Т.З.И. в полном объеме, суд исходил из того, что предоставленный МУКП "Петушки" ответ прав заявителя не нарушает, оспариваемый ответ дан в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем, пришел к выводу о том, что при рассмотрении обращения Т.З.Н. ответчиком не было допущено нарушений действующего законодательства, поскольку оно было рассмотрено в установленные сроки, уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции и по существу вопросов, содержащихся в обращении.
Данные выводы суда являются несостоятельными и не основанными на законе.
В силу положений п. 1 ст. 10 Закона РФ N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- 1. Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- 2. Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- 3. Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- 4. Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего ФЗ;
- 5. Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, разработанных в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
- Согласно п. 1 Правил, - потребителем является - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов;
- - исполнителем является - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору;
- Согласно п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Указанный Федеральный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данное разъяснение также дано в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 N 25080-СК/14.
Исходя из системного толкования действующего законодательства, услуги по сбору и вывозу бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем с учетом особенностей ценообразования, установленных для муниципальных предприятий и учреждений, стоимость услуг которых утверждается учредителем - органом местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения до потребителя информации устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, собственник помещений в многоквартирном доме, являющийся потребителем услуги по вывозу твердых бытовых отходов, оплачивающий ее по выставляемым извещениям-квитанциям, вправе получить информацию о ее цене (тарифе) и всех ее составляющих, а исполнитель такой услуги обязан предоставить потребителю указанную информацию.
Учитывая, что в обращении Т.З.Н., направленном ответчику **** года, одним из вопросов, по которому она просила предоставить информацию, было предоставление расшифровки структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения "кв. метры", что не нашло свое отражение в ответе МУКП "Петушки", данные сведения относятся к информации, на получение которой истец, как потребитель услуги, в силу ст. 10 Закона о защите прав потребителей, имеет право, на ответчика следует возложить обязанность предоставить в адрес Т.З.Н. расшифровку структуры цены (тарифа) за вывоз мусора (ТБО) исходя из единицы измерения "кв. метры", с указанием видов услуг (работ) включенных в размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включенных в графу "вывоз мусора".
Таким образом, судом первой инстанции при принятии решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены оспариваемого решения суда в указанной части.
В связи с изложенным, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает необходимым принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных Т.З.Н. требований в части возложения на МУКП "Петушки" обязанности предоставить расшифровку структуры цены (тарифа, платы) за вывоз мусора (твердых бытовых отходов) исходя из единицы измерения "кв. метры", с указанием видов услуг (работ) включенных в размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включенных в графу "вывоз мусора".
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Петушинского районного суда от 03 декабря 2013 года отменить в части.
Принять по делу новое решение в части. Исковые требования Т.З.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МУКП "Петушки" по предоставлению неполной информации по запросу от **** года, и обязать МУКП "Петушки" направить в адрес Т.З.Н., проживающей по адресу: **** - в письменной форме информацию о расшифровке структуры цены (тарифа) за вывоз мусора (платы за вывоз твердых бытовых отходов), исходя из единицы измерения "кв. метры", с указанием видов услуг (работ) включенных в размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, на основании которых начисляется сумма оплаты в графе "всего", включенных в графу "вывоз мусора".
В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий
И.К.КРАЙНОВА

Судьи
И.В.СЕРГЕЕВА
Е.П.АСТРОВКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)