Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2015 N Ф05-17337/2014 ПО ДЕЛУ N А40-88309/14

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А40-88309/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЖСК "Чертаново-18" - Борзов Н.А. по дов. N 1/2013 от 02.12.2013
от заинтересованного лица: ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" - Кудинов А.А. по дов. от 12.01.2015
от третьего лица: 1) Департамент финансов г. Москвы - Яковлева И.Г. по дов. от 18.12.2014 N 30-08-64/14, Селедчик В.А. по дов. от 18.12.2014 N 30-08-65/14
2) Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - не явился, извещен
рассмотрев 12 - 19 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Чертаново-18"
на решение от 11 августа 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 31 октября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М., Румянцевым П.В.,
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Чертаново-18" (ОГРН 1027739059512)
о признании недействительным решения Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" (ОГРН 1087746796796)
третьи лица: Департамент финансов г. Москвы; Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

установил:

ЖСК "Чертаново-18" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственному казенному учреждению г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" (далее - учреждение, ГКУ г. Москвы "Дирекция ЖКХиБ ЮАО") о признании недействительным его решения N ДЗ-07-932/4 от 15.05.2014 об отказе в предоставлении бюджетных субсидий по содержанию и ремонту общего имущества.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент финансов г. Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014, в удовлетворении заявления отказано по мотиву отсутствия у ГКУ г. Москвы "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" оснований для заключения договора на предоставление указанной субсидии в связи с несоблюдением заявителем условий предоставления бюджетной субсидии на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе ЖСК "Чертаново-18" просит судебные акты отменить как принятые с неправильным применением норм материального права. Указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
От учреждения поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебное заседание не явился представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.
С учетом мнения представителей сторон и третьего лица - Департамента финансов г. Москвы, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.
Представитель ЖСК "Чертаново-18" в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ГКУ г. Москвы "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям и указал, что в Финансовых панах расходов, связанных с содержанием и ремонтом общих помещений многоквартирного дома и не связанных с содержанием и ремонтом этих помещений, имеет место дублирование одних и тех же расходов на оплату услуг адвокатов по спорам, не связанным с управлением домом, что влечет необоснованное завышение взносов членов ЖСК и собственников помещений, и является нарушением требований законодательства, регулирующего вопросы предоставления бюджетной субсидии.
Департамента финансов г. Москвы поддержал доводы учреждения т также возражал против отмены судебных актов.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.02.2015 до 19.02.2015 до 9 час. 20 мин.
Выслушав представителей сторон и Департамента финансов г. Москвы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, ЖСК "Чертаново-18" осуществляет управление многоквартирным домом N 30, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская.
ГКУ г. Москвы "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" письмом N ДЗ-07-932/4 от 15.05.2014 отказано заявителю в заключении договора на предоставление субсидии по содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома на том основании, что согласно представленному Финансовому плану на 2014 ЖСК "Чертаново-18" выставляет дополнительные платежи на услуги, которые относятся к управлению на основании п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домам, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила), в частности, ведение судебных дел, не связанных с взиманием долгов с физических лиц. Также учреждением приняты во внимание ранее выявленные нарушения относительно включения в платежные документы собственникам многоквартирного дома начислений по услугам: "Уставная деятельность", "содержание дежурных", "содержание ЧОП", "обслуживание тех. систем охраны", "взнос ОПТс", "обслуживание общедомовых счетчиков", "взнос ОПТц".
ЖСК "Чертаново-18", полагая, что им соблюдены условия для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии, а отказ учреждения в заключении договора не соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения учреждения в форме письма незаконным.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, признали доказанным факт неправомерного выставления заявителем дополнительных платежей за услуги по управлению, что привело к завышению планово-нормативных расходов, установленных Правительством Москвы, и, руководствуясь применительно к фактическим обстоятельствам спора положениями Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014", п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что ЖСК "Чертаново-18" не соблюдены условия предоставления жилищной субсидии на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем отказ в заключении договора на предоставление указанной субсидии является законным и обоснованным.
В силу п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Порядок предоставления из бюджета г. Москвы спорной субсидии регламентирован Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - Временный порядок), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (далее - постановление N 299-ПП). В соответствии с разделом 3 Временного порядка предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах на основании договора с управляющей организацией. Условием предоставления субсидии является наличие соглашения, заключенного управляющей организацией с Мосжилинспекцией, о раскрытии информации о деятельности управляющей организации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, с учетом положений, установленных нормативными правовыми актами города Москвы, на определенном для указанных целей официальном сайте Правительства Москвы в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Согласно разделу 2 Временного порядка бюджетной субсидией являются средства по статье бюджета города Москвы "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда", предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, направляемые на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством Москвы случаях.
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 299-ПП бюджетные ассигнования, предусмотренные законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за исключением средств, направляемых на цели, указанные в пункте 3.1.4 настоящего постановления, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК) на условиях и в порядке, установленных настоящим постановлением.
Размер (сумма) бюджетной субсидии в соответствии с Методикой расчета размера бюджетной субсидии (приложение N 2 к Временному порядку, далее - Методика) определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и планово-нормативным расходом - суммой расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода.
Ставка планово-нормативного расхода - показатель, отражающий стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по г. Москве в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ бремя несения расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества возложено на собственников помещений в многоквартирном доме путем внесения обязательных платеже и (или) взносов.
Как правильно указали суды, с учетом вышеуказанной Методики и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" (с 01.01.2014) расходы собственников помещений на содержание и ремонт жилого помещения не должны превышать размер, установленный Правительством Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса РФ.
Перечень данных стандартов закреплен в пункте 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила).
В соответствии с данным пунктом Правил управление многоквартирным домом включает, в том числе, ведение исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 4) и в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 4).
Таким образом, правовой анализ во взаимосвязи вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в целях получения субсидии к расходам на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подлежащим включению в ставку планово-нормативного расхода, относятся только расходы в связи с рассмотрением в судах споров, вытекающих из вышеперечисленных договоров, или о взыскании с собственников помещений (иных лиц) платы за жилое помещение и коммунальных услуг.
Между тем, как установлено судами двух инстанций, ЖСК "Чертаново-18" включило в планируемые расходы для получения бюджетной субсидии расходы на ведение судебных дел, не связанных с взиманием долгов, что противоречит вышеназванным правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Выводы судов в этой части основаны на анализе в совокупности и взаимосвязи сведений по аналогичным статьям планируемых расходов, связанных с оплатой услуг представителей по судебным спорам, которые (расходы) заложены как в Финансовый план расходов для получения бюджетной субсидии, так и в Финансовый план расходов, не связанных с содержанием, обслуживанием и ремонтом помещений общей долевой собственности многоквартирного дома.
В связи с этим суды пришли к выводу о необоснованном завышении ЖСК "Чертаново-18" планируемых расходов для целей получения бюджетной субсидии.
Довод ЖСК "Чертаново-18" (со ссылкой на письмо от 27.04.2014) о том, что расходы на ведение судебных дел, не связанных с взиманием долгов, не учитывались в Финансовом плане расходов на содержание, обслуживание и ремонт общих помещений многоквартирного дома, направлен на переоценку выводов судов двух инстанций, установленных ими фактических обстоятельств спора и оцененных судами доказательств.
Между тем, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 года по делу N А40-88309/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)