Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки в связи с выявлением факта отсутствия в многоквартирном доме циркуляционного водопровода обратной подачи выдано предписание организовать мероприятия по восстановлению подачи коммунальной услуги - горячее водоснабжение надлежащего качества, производить расчет ее стоимости надлежаще.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: С.А. Логвиненко, И.М. Луговой
при участии:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация": Кабановская Ю.В., представитель по доверенности от 18.06.2015 N 51/406;
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 24.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015
по делу N А51-681/2015
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Турсунова Ю.С.; в суде апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 2540171519, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45А)
о признании недействительным предписания
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" (далее - ОАО "ДГК", общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - инспекция) от 28.11.2014 N 51-04-14/339.
Решением суда от 24.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества, полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а также с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона "О коммунальных услугах", Федерального закона "Об энергоснабжении" указывает на то, что ОАО "ДГК" не является исполнителем коммунальных услуг в городе Владивостоке, а является ресурсоснабжающей организацией. Считает, что поскольку общество не имеет в собственности или владении присоединенных сетей к абонентам, следовательно, не имеет возможности оказать коммунальную услугу непосредственно абоненту. Полагает, что общество несет ответственность в рамках обязательств ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения до границы балансовой принадлежности с муниципальными сетями.
Отзыв на жалобу инспекцией не представлен.
В судебном заседании представитель общества изложенную в жалобе позицию поддержал.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о начале судебного процесса с ее участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя общества, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
По материалам дела установлено, что в связи с обращениями собственников помещений в многоквартирном доме N 9 по улице Новожилова в г. Владивостоке приказом инспекции от 25.11.2014 N 51-09-1667 в отношении ОАО "ДГК" назначено проведение внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки проведены замеры температуры горячего водоснабжения и установлено, что в точке забора на входе в вышеуказанный дом температура горячей воды составила +39,3 °C, в точке забора в ванной комнате жилого помещения N 6 температура горячего водоснабжения составила +39,1 °C. При этом выявлено, что в многоквартирном доме отсутствует циркуляционный водопровод обратной подачи, что препятствует циркуляции в многоквартирном доме горячей воды.
Установив данные обстоятельства, инспекция пришла к выводу о нарушении обществом пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), о чем составлен акт проверки от 28.11.2014 N 51-04-13/945.
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 28.11.2014 N 51-04-14/339 о необходимости в срок до 28.01.2015 организовать мероприятия по восстановлению подачи коммунальной услуги - горячее водоснабжение надлежащего качества, производить расчет в силу пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходили из законности оспариваемого предписания инспекции, поскольку общество является исполнителем коммунальных услуг и не выполняет возложенные на него обязанности надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом (подпункт "а" пункта 17 Правил N 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354 (пункт 30 Правил N 354).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Также, подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Согласно пункту 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно положениям данных Правил за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В пункте 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, указано, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в ходе контрольного мероприятия инспекцией установлено, что температура горячей воды на вводе в дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке, как и температура воды в точке забора в жилом помещении N 6 указанного дома, не соответствовала нормативной.
Суды, проанализировав вышеуказанные нормоположения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции оснований для вынесения в отношении ОАО "ДГК" оспариваемого предписания с указанием на необходимость восстановить подачу коммунальной услуги надлежащего качества и производить расчет платы с учетом пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Довод, приведенный обществом в кассационной жалобе, о том, что оно не является исполнителем услуг, подлежит отклонению, как документально не подтвержденный.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела протоколу от 29.04.2012 N 2 общего собрания собственников помещений спорного дома принято решение об оплате всех коммунальных услуг жильцами напрямую ресурсоснабжающим организациям (поставщикам коммунальных услуг), минуя посредника исполнителя услуг в лице управляющей организации.
Из квитанций об оплате следует, что на имя собственников квартир в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке открыты лицевые счета, ежемесячно обществом выставляется счет-квитанция для расчета за использованную тепловую энергию, плата за указанную коммунальную услугу вносится собственниками жилых помещений и потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения обществу в соответствии с выставленными счетами-квитанциями.
Факт предоставления ОАО "ДГК" коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома N 9 по ул. Новожилова подтверждается также договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 28.05.2012 N 05-13/57-18, заключенным между обществом (теплоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - теплосетевая организация).
Согласно вышеприведенным нормам Правил N 354 исполнителями коммунальных услуг могут быть товарищество либо кооператив, а также управляющая либо ресурсоснабжающая организации, которым потребители в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, обязаны вносить плату за предоставленные коммунальные услуги. Данной обязанности потребителя уплатить денежные средства за предоставленные услуги соответствует право исполнителя в силу пунктов 1 и 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать от потребителя исполнения этой обязанности, которая возникает из федерального закона и соответствующего договора, заключенного в том числе путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил N 354).
Кроме того, материалами дела подтверждается, что поставка обществом коммунального ресурса ненадлежащего качества была установлена на вводе в дом, что не позволило обеспечить температуру горячей воды в жилых помещениях не ниже установленных нормативов. Соответственно оснований считать управляющую компанию лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, не имеется.
Таким образом, вывод судов о том, что общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс и поставляющая данный ресурс потребителям спорного дома за плату, является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, следовательно, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, является правильным.
Судами обоснованно отклонен довод общества, также заявленный в кассационной жалобе, о том, что обязанность по поддержанию температурного режима предоставляемой абонентам горячей воды несет теплосетевая организация.
Положения договора, заключенного между теплосетевой организацией и ресурсоснабжающей организацией, не снимает с последней обязанности по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, в том числе посредством услуг, оказываемых третьими лицами.
С учетом изложенного, оспариваемый акт инспекции обоснованно признан судами обеих инстанций правомерным, соответствующим действующему законодательству, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку суды обеих инстанций применили нормы материального права соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, то отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 24.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А51-681/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА
Судьи
С.А.ЛОГВИНЕНКО
И.М.ЛУГОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2015 N Ф03-4168/2015 ПО ДЕЛУ N А51-681/2015
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки в связи с выявлением факта отсутствия в многоквартирном доме циркуляционного водопровода обратной подачи выдано предписание организовать мероприятия по восстановлению подачи коммунальной услуги - горячее водоснабжение надлежащего качества, производить расчет ее стоимости надлежаще.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2015 г. N Ф03-4168/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: С.А. Логвиненко, И.М. Луговой
при участии:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация": Кабановская Ю.В., представитель по доверенности от 18.06.2015 N 51/406;
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 24.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015
по делу N А51-681/2015
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Турсунова Ю.С.; в суде апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 2540171519, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45А)
о признании недействительным предписания
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" (далее - ОАО "ДГК", общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - инспекция) от 28.11.2014 N 51-04-14/339.
Решением суда от 24.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества, полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а также с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона "О коммунальных услугах", Федерального закона "Об энергоснабжении" указывает на то, что ОАО "ДГК" не является исполнителем коммунальных услуг в городе Владивостоке, а является ресурсоснабжающей организацией. Считает, что поскольку общество не имеет в собственности или владении присоединенных сетей к абонентам, следовательно, не имеет возможности оказать коммунальную услугу непосредственно абоненту. Полагает, что общество несет ответственность в рамках обязательств ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения до границы балансовой принадлежности с муниципальными сетями.
Отзыв на жалобу инспекцией не представлен.
В судебном заседании представитель общества изложенную в жалобе позицию поддержал.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о начале судебного процесса с ее участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя общества, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
По материалам дела установлено, что в связи с обращениями собственников помещений в многоквартирном доме N 9 по улице Новожилова в г. Владивостоке приказом инспекции от 25.11.2014 N 51-09-1667 в отношении ОАО "ДГК" назначено проведение внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки проведены замеры температуры горячего водоснабжения и установлено, что в точке забора на входе в вышеуказанный дом температура горячей воды составила +39,3 °C, в точке забора в ванной комнате жилого помещения N 6 температура горячего водоснабжения составила +39,1 °C. При этом выявлено, что в многоквартирном доме отсутствует циркуляционный водопровод обратной подачи, что препятствует циркуляции в многоквартирном доме горячей воды.
Установив данные обстоятельства, инспекция пришла к выводу о нарушении обществом пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), о чем составлен акт проверки от 28.11.2014 N 51-04-13/945.
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 28.11.2014 N 51-04-14/339 о необходимости в срок до 28.01.2015 организовать мероприятия по восстановлению подачи коммунальной услуги - горячее водоснабжение надлежащего качества, производить расчет в силу пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходили из законности оспариваемого предписания инспекции, поскольку общество является исполнителем коммунальных услуг и не выполняет возложенные на него обязанности надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом (подпункт "а" пункта 17 Правил N 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354 (пункт 30 Правил N 354).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Также, подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Согласно пункту 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно положениям данных Правил за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В пункте 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, указано, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в ходе контрольного мероприятия инспекцией установлено, что температура горячей воды на вводе в дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке, как и температура воды в точке забора в жилом помещении N 6 указанного дома, не соответствовала нормативной.
Суды, проанализировав вышеуказанные нормоположения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции оснований для вынесения в отношении ОАО "ДГК" оспариваемого предписания с указанием на необходимость восстановить подачу коммунальной услуги надлежащего качества и производить расчет платы с учетом пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Довод, приведенный обществом в кассационной жалобе, о том, что оно не является исполнителем услуг, подлежит отклонению, как документально не подтвержденный.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела протоколу от 29.04.2012 N 2 общего собрания собственников помещений спорного дома принято решение об оплате всех коммунальных услуг жильцами напрямую ресурсоснабжающим организациям (поставщикам коммунальных услуг), минуя посредника исполнителя услуг в лице управляющей организации.
Из квитанций об оплате следует, что на имя собственников квартир в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке открыты лицевые счета, ежемесячно обществом выставляется счет-квитанция для расчета за использованную тепловую энергию, плата за указанную коммунальную услугу вносится собственниками жилых помещений и потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения обществу в соответствии с выставленными счетами-квитанциями.
Факт предоставления ОАО "ДГК" коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома N 9 по ул. Новожилова подтверждается также договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 28.05.2012 N 05-13/57-18, заключенным между обществом (теплоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - теплосетевая организация).
Согласно вышеприведенным нормам Правил N 354 исполнителями коммунальных услуг могут быть товарищество либо кооператив, а также управляющая либо ресурсоснабжающая организации, которым потребители в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, обязаны вносить плату за предоставленные коммунальные услуги. Данной обязанности потребителя уплатить денежные средства за предоставленные услуги соответствует право исполнителя в силу пунктов 1 и 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать от потребителя исполнения этой обязанности, которая возникает из федерального закона и соответствующего договора, заключенного в том числе путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил N 354).
Кроме того, материалами дела подтверждается, что поставка обществом коммунального ресурса ненадлежащего качества была установлена на вводе в дом, что не позволило обеспечить температуру горячей воды в жилых помещениях не ниже установленных нормативов. Соответственно оснований считать управляющую компанию лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, не имеется.
Таким образом, вывод судов о том, что общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс и поставляющая данный ресурс потребителям спорного дома за плату, является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, следовательно, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, является правильным.
Судами обоснованно отклонен довод общества, также заявленный в кассационной жалобе, о том, что обязанность по поддержанию температурного режима предоставляемой абонентам горячей воды несет теплосетевая организация.
Положения договора, заключенного между теплосетевой организацией и ресурсоснабжающей организацией, не снимает с последней обязанности по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, в том числе посредством услуг, оказываемых третьими лицами.
С учетом изложенного, оспариваемый акт инспекции обоснованно признан судами обеих инстанций правомерным, соответствующим действующему законодательству, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку суды обеих инстанций применили нормы материального права соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, то отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 24.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А51-681/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА
Судьи
С.А.ЛОГВИНЕНКО
И.М.ЛУГОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)