Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения "Жилищник района Филевский парк" в лице директора В.А. Логачева на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2014 по делу N А40-139255/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу по заявлению Государственного бюджетного учреждения "Жилищник района Филевский парк" к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконными и отмене постановлений от 05.08.2014 N 08-999/14-95, 08991/14-95, 08-992/14-95, 08-993/14-95, 08-994/14-95, 08-995/14-95, 08-996/14-95, 08-997/14-95, 08-998/14-95, 08-981/14-95, 08-982/14-95, 08-983/14-95, 08-984/1495, 08-985/14-95, 08-986/14-95, 08-987/14-95, 08-988/14-95, 08-989/14-95, 08990/14-95, 08-971/14-95, 08-972/14-95, 08-973/14-95, 08-974/14-95, 08-975/95, 08976/14-95, 08-977/14-95, 08-978/14-95, 08-979/14-95, 08-980/14-95, 08-950/14-95, 08-951/14-95, 08-952/14-95, 08-953/14-95, 08-954/14-95, 08-955/14-95, 08-956/1495, 08-957/14-95, 08-958/14-95, 08-959/14-95, 08-960/14-95, 08-961/14-95, 08962/14-95, 08-963/14-95, 08-964/14-95, 08-965/14-95, 08-966/14-95, 08-967/14-95, 08-968/14-95, 08-969/14-95, 08-970/14-95, 08-484/14-95, 08-483/14-95, 08-482/1495, 08-1001/14-95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Государственное бюджетное учреждение "Жилищник района Филевский парк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконными и отмене постановлений от 05.08.2014 N 08-999/14-95, 08991/14-95, 08-992/14-95, 08-993/14-95, 08-994/14-95, 08-995/14-95, 08-996/14-95, 08-997/14-95, 08-998/14-95, 08-981/14-95, 08-982/14-95, 08-983/14-95, 08-984/1495, 08-985/14-95, 08-986/14-95, 08-987/14-95, 08-988/14-95, 08-989/14-95, 08990/14-95, 08-971/14-95, 08-972/14-95, 08-973/14-95, 08-974/14-95, 08-975/95, 08976/14-95, 08-977/14-95, 08-978/14-95, 08-979/14-95, 08-980/14-95, 08-950/14-95, 08-951/14-95, 08-952/14-95, 08-953/14-95, 08-954/14-95, 08-955/14-95, 08-956/1495, 08-957/14-95, 08-958/14-95, 08-959/14-95, 08-960/14-95, 08-961/14-95, 08962/14-95, 08-963/14-95, 08-964/14-95, 08-965/14-95, 08-966/14-95, 08-967/14-95, 08-968/14-95, 08-969/14-95, 08-970/14-95, 08-484/14-95, 08-483/14-95, 08-482/1495, 08-1001/14-95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015, в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене оспариваемых судебных актов.
При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены судебных актов не установлено.
Статьей 29 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют следующие действия лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов:
- - несоблюдение требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам;
- - несоблюдение требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- - несоблюдение требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Основанием привлечения к ответственности послужило нарушение обществом (управляющей организацией) части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 5.1.2, 5.2.24, 5.3.4 МДК от 02.03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", выразившееся в неустановлении общедомовых узлов учета на системах отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, оплачиваются ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (далее ОПУ) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Данные требования закона не исполнены, в жилых домах не установлены необходимые приборы учета.
При этом как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Признавая оспариваемые постановления законными, суды исходили из того, что материалами дела подтверждается виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом заявитель не оспаривает, что предметом рассмотрения нижестоящих судов являлись доводы о технической невозможности установки, но были отклонены ими.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2014 по делу N А40-139255/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Государственного бюджетного учреждения "Жилищник района Филевский парк" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.08.2015 N 305-АД15-6814 ПО ДЕЛУ N А40-139255/2014
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ за необеспечение оснащения многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. N 305-АД15-6814
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения "Жилищник района Филевский парк" в лице директора В.А. Логачева на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2014 по делу N А40-139255/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу по заявлению Государственного бюджетного учреждения "Жилищник района Филевский парк" к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконными и отмене постановлений от 05.08.2014 N 08-999/14-95, 08991/14-95, 08-992/14-95, 08-993/14-95, 08-994/14-95, 08-995/14-95, 08-996/14-95, 08-997/14-95, 08-998/14-95, 08-981/14-95, 08-982/14-95, 08-983/14-95, 08-984/1495, 08-985/14-95, 08-986/14-95, 08-987/14-95, 08-988/14-95, 08-989/14-95, 08990/14-95, 08-971/14-95, 08-972/14-95, 08-973/14-95, 08-974/14-95, 08-975/95, 08976/14-95, 08-977/14-95, 08-978/14-95, 08-979/14-95, 08-980/14-95, 08-950/14-95, 08-951/14-95, 08-952/14-95, 08-953/14-95, 08-954/14-95, 08-955/14-95, 08-956/1495, 08-957/14-95, 08-958/14-95, 08-959/14-95, 08-960/14-95, 08-961/14-95, 08962/14-95, 08-963/14-95, 08-964/14-95, 08-965/14-95, 08-966/14-95, 08-967/14-95, 08-968/14-95, 08-969/14-95, 08-970/14-95, 08-484/14-95, 08-483/14-95, 08-482/1495, 08-1001/14-95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Государственное бюджетное учреждение "Жилищник района Филевский парк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконными и отмене постановлений от 05.08.2014 N 08-999/14-95, 08991/14-95, 08-992/14-95, 08-993/14-95, 08-994/14-95, 08-995/14-95, 08-996/14-95, 08-997/14-95, 08-998/14-95, 08-981/14-95, 08-982/14-95, 08-983/14-95, 08-984/1495, 08-985/14-95, 08-986/14-95, 08-987/14-95, 08-988/14-95, 08-989/14-95, 08990/14-95, 08-971/14-95, 08-972/14-95, 08-973/14-95, 08-974/14-95, 08-975/95, 08976/14-95, 08-977/14-95, 08-978/14-95, 08-979/14-95, 08-980/14-95, 08-950/14-95, 08-951/14-95, 08-952/14-95, 08-953/14-95, 08-954/14-95, 08-955/14-95, 08-956/1495, 08-957/14-95, 08-958/14-95, 08-959/14-95, 08-960/14-95, 08-961/14-95, 08962/14-95, 08-963/14-95, 08-964/14-95, 08-965/14-95, 08-966/14-95, 08-967/14-95, 08-968/14-95, 08-969/14-95, 08-970/14-95, 08-484/14-95, 08-483/14-95, 08-482/1495, 08-1001/14-95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015, в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене оспариваемых судебных актов.
При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены судебных актов не установлено.
Статьей 29 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют следующие действия лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов:
- - несоблюдение требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам;
- - несоблюдение требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- - несоблюдение требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Основанием привлечения к ответственности послужило нарушение обществом (управляющей организацией) части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 5.1.2, 5.2.24, 5.3.4 МДК от 02.03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", выразившееся в неустановлении общедомовых узлов учета на системах отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, оплачиваются ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (далее ОПУ) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Данные требования закона не исполнены, в жилых домах не установлены необходимые приборы учета.
При этом как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Признавая оспариваемые постановления законными, суды исходили из того, что материалами дела подтверждается виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом заявитель не оспаривает, что предметом рассмотрения нижестоящих судов являлись доводы о технической невозможности установки, но были отклонены ими.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2014 по делу N А40-139255/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Государственного бюджетного учреждения "Жилищник района Филевский парк" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)