Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Коваленко А.А., доверенность от 01.10.2013;
- от ответчика: Козлов В.А., доверенность от 12.09.2013;
- Бойкова Н.В., доверенность от 10.10.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10184/2014) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 по делу N А21-9674/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по иску
муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-13"
о взыскании задолженности в размере 582 919 рублей 62 копеек,
установил:
муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-13" (далее - Общество) 582 919 рублей 62 копеек задолженности за оказанные в период с 01.11.2010 по 31.05.2012 услуги по отпуску воды и приему сточных вод.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Общество просит суд решение отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы утверждает, что у Предприятия нет с ним договора на водоснабжение и водоотведение, между Предприятием и собственниками помещений многоквартирных домов действуют публичные договоры водоснабжения и водоотведения, в связи с чем иск предъявлен ненадлежащему лицу. В соответствии с выраженной в решении Верховного суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 правовой позицией, управляющая организация не может являться исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы доводом о том, что в силу специфики правоотношений по обеспечению граждан коммунальными услугами на управляющую организацию возлагается ресурсоснабжение граждан с момента заключения договора управления многоквартирным домом (МКД), сбор и оплата снабжающей организации стоимости потребленного ресурса.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляет водоснабжение и водоотведение жилых МКД, в которых обслуживание осуществляет являющееся управляющей организацией Общество. Общество не имеет с Предприятием заключенного договора и на этом основании не оплачивает потребленную в МКД воду и водоотведение за период с 01.11.2010 по 31.05.2012, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Договор водоснабжения является публичным договором.
В соответствии с содержащимися в статье 2 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ определениями, в договоре водоснабжения (водоотведения) в качестве абонента выступает физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение и (или) водоотведение осуществляет гарантирующая организация, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В качестве абонента должна выступать, в том числе, управляющая организация, которая обязана заключить договор водоснабжения в силу пункта 8 статьи 7 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
По смыслу статей 13, 14 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, при наличии управляющей организации, собственники жилых помещений в МКД не имеют статуса абонентов, в качестве абонента выступает только управляющая организация. Договор водоснабжения и водоотведения заключается между абонентом и гарантирующей организацией.
Указанный вывод вытекает также из систематического толкования "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии со значением применяемых в Правилах от 06.05.2011 N 354 терминов "исполнителем" коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги именуется в Правилах - "потребитель".
Таким образом, в правоотношениях по водоснабжению и водоотведению между сторонами по делу предприятие именуется "гарантирующая организация", а общество - "абонент". В правоотношениях по водоснабжению и водоотведению между собственниками (пользователями) помещений в МКД и Обществом собственники именуются как "потребители", а Общество как "исполнитель".
Пунктом 9 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Следовательно, условие договоров о самостоятельном приобретении потребителями коммунальных ресурсов ничтожно, как противоречащее иному правовому акту.
Общество возражает против возложения на него бремени оплаты водоснабжения и водоотведения собственников помещений в МКД доводом о том, что водоснабжение и водоотведение не относится к коммунальным услугам.
Суд полагает, что несмотря на недостаточную четкость определения понятий в правовых актах в области жилищно-коммунального хозяйства, толкование понятий не вызывает затруднений в случае применения систематического способа толкования, путем структурирования правовых текстов и их сравнения с техническими и технологическими понятиями, применяемыми в области жилищно-коммунального хозяйства, при сравнении общих и специальных норм, с учетом правила, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы.
В пункте 3.1 "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия." (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) "жилищно-коммунальными услугами" именуются действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
Суд апелляционной инстанции оставляет без внимания довод ответчика о том, что он не должен оплачивать водоснабжение и водоотведение в силу того обстоятельства, что управляющая организация не вступает во владение и пользование водой, не сбрасывает и не принимает сточные воды, а фактическими участниками правоотношений по водоснабжению и водоотведению являются собственники помещений в МКД, ввиду следующего.
Договор управления МКД, являясь смешанным по виду, в части водоснабжения и водоотведения относится к посредническому, наиболее близкому по предмету и методу регулирования к агентскому договору. В соответствии со статьей 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, исполнитель связан с потребителем агентскими правоотношениями, в качестве агента действует в интересах принципала, и не только не может, но и не должен обращать в свою пользу предложенное третьим лицом (гарантирующей организацией) исполнение. В правоотношениях с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) управляющая организация (абонент) выступает в качестве приобретателя коммунального ресурса (услуги) в интересах потребителей.
Что касается необходимости наличия договора водоснабжения и водоотведения, как исключительного основания для возложения гарантирующей организацией на абонента платы за потребленный коммунальный ресурс и услуги по водоотведению, суд апелляционной инстанции придерживается следующей позиции.
В соответствии со статьей 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
До заключения договора с управляющей организацией собственники помещений в МКД являлись абонентами в правоотношениях с гарантирующей организацией. С момента заключения договора управления МКД между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией, последняя приняла на себя обязанности по организации и обеспечению водоснабжения и водоотведения, вступила в действующую множественность договоров между собственниками помещений в МКД и гарантирующей организацией путем присоединения (ст. 428 ГК РФ) и впредь до заключения самостоятельного договора с гарантирующей организацией должна руководствоваться стандартными формами договоров, утвержденными органами управления жилищно-коммунальным хозяйством, Правилами от 06.05.2011 N 354 и иными специальными нормативными правовыми актами.
Таким образом достигается правовая цель непрерывности процесса предоставления коммунальных услуг и их качества.
Сведения о размере задолженности не вызывают сомнений, поскольку получены от МУП "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс", с которым сторонами заключены договоры на оказание услуг по сбору и учету платежей за жилищно-коммунальные услуги, и сведениями из иных источников не опровергнуты.
Иные нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, апелляционным судом не выявлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Калининской области от 26.02.2014 по делу N А21-9674/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2014 ПО ДЕЛУ N А21-9674/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. по делу N А21-9674/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Коваленко А.А., доверенность от 01.10.2013;
- от ответчика: Козлов В.А., доверенность от 12.09.2013;
- Бойкова Н.В., доверенность от 10.10.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10184/2014) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 по делу N А21-9674/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по иску
муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-13"
о взыскании задолженности в размере 582 919 рублей 62 копеек,
установил:
муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-13" (далее - Общество) 582 919 рублей 62 копеек задолженности за оказанные в период с 01.11.2010 по 31.05.2012 услуги по отпуску воды и приему сточных вод.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Общество просит суд решение отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы утверждает, что у Предприятия нет с ним договора на водоснабжение и водоотведение, между Предприятием и собственниками помещений многоквартирных домов действуют публичные договоры водоснабжения и водоотведения, в связи с чем иск предъявлен ненадлежащему лицу. В соответствии с выраженной в решении Верховного суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 правовой позицией, управляющая организация не может являться исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы доводом о том, что в силу специфики правоотношений по обеспечению граждан коммунальными услугами на управляющую организацию возлагается ресурсоснабжение граждан с момента заключения договора управления многоквартирным домом (МКД), сбор и оплата снабжающей организации стоимости потребленного ресурса.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляет водоснабжение и водоотведение жилых МКД, в которых обслуживание осуществляет являющееся управляющей организацией Общество. Общество не имеет с Предприятием заключенного договора и на этом основании не оплачивает потребленную в МКД воду и водоотведение за период с 01.11.2010 по 31.05.2012, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Договор водоснабжения является публичным договором.
В соответствии с содержащимися в статье 2 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ определениями, в договоре водоснабжения (водоотведения) в качестве абонента выступает физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение и (или) водоотведение осуществляет гарантирующая организация, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В качестве абонента должна выступать, в том числе, управляющая организация, которая обязана заключить договор водоснабжения в силу пункта 8 статьи 7 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
По смыслу статей 13, 14 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, при наличии управляющей организации, собственники жилых помещений в МКД не имеют статуса абонентов, в качестве абонента выступает только управляющая организация. Договор водоснабжения и водоотведения заключается между абонентом и гарантирующей организацией.
Указанный вывод вытекает также из систематического толкования "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии со значением применяемых в Правилах от 06.05.2011 N 354 терминов "исполнителем" коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги именуется в Правилах - "потребитель".
Таким образом, в правоотношениях по водоснабжению и водоотведению между сторонами по делу предприятие именуется "гарантирующая организация", а общество - "абонент". В правоотношениях по водоснабжению и водоотведению между собственниками (пользователями) помещений в МКД и Обществом собственники именуются как "потребители", а Общество как "исполнитель".
Пунктом 9 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Следовательно, условие договоров о самостоятельном приобретении потребителями коммунальных ресурсов ничтожно, как противоречащее иному правовому акту.
Общество возражает против возложения на него бремени оплаты водоснабжения и водоотведения собственников помещений в МКД доводом о том, что водоснабжение и водоотведение не относится к коммунальным услугам.
Суд полагает, что несмотря на недостаточную четкость определения понятий в правовых актах в области жилищно-коммунального хозяйства, толкование понятий не вызывает затруднений в случае применения систематического способа толкования, путем структурирования правовых текстов и их сравнения с техническими и технологическими понятиями, применяемыми в области жилищно-коммунального хозяйства, при сравнении общих и специальных норм, с учетом правила, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы.
В пункте 3.1 "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия." (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) "жилищно-коммунальными услугами" именуются действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
Суд апелляционной инстанции оставляет без внимания довод ответчика о том, что он не должен оплачивать водоснабжение и водоотведение в силу того обстоятельства, что управляющая организация не вступает во владение и пользование водой, не сбрасывает и не принимает сточные воды, а фактическими участниками правоотношений по водоснабжению и водоотведению являются собственники помещений в МКД, ввиду следующего.
Договор управления МКД, являясь смешанным по виду, в части водоснабжения и водоотведения относится к посредническому, наиболее близкому по предмету и методу регулирования к агентскому договору. В соответствии со статьей 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, исполнитель связан с потребителем агентскими правоотношениями, в качестве агента действует в интересах принципала, и не только не может, но и не должен обращать в свою пользу предложенное третьим лицом (гарантирующей организацией) исполнение. В правоотношениях с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) управляющая организация (абонент) выступает в качестве приобретателя коммунального ресурса (услуги) в интересах потребителей.
Что касается необходимости наличия договора водоснабжения и водоотведения, как исключительного основания для возложения гарантирующей организацией на абонента платы за потребленный коммунальный ресурс и услуги по водоотведению, суд апелляционной инстанции придерживается следующей позиции.
В соответствии со статьей 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
До заключения договора с управляющей организацией собственники помещений в МКД являлись абонентами в правоотношениях с гарантирующей организацией. С момента заключения договора управления МКД между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией, последняя приняла на себя обязанности по организации и обеспечению водоснабжения и водоотведения, вступила в действующую множественность договоров между собственниками помещений в МКД и гарантирующей организацией путем присоединения (ст. 428 ГК РФ) и впредь до заключения самостоятельного договора с гарантирующей организацией должна руководствоваться стандартными формами договоров, утвержденными органами управления жилищно-коммунальным хозяйством, Правилами от 06.05.2011 N 354 и иными специальными нормативными правовыми актами.
Таким образом достигается правовая цель непрерывности процесса предоставления коммунальных услуг и их качества.
Сведения о размере задолженности не вызывают сомнений, поскольку получены от МУП "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс", с которым сторонами заключены договоры на оказание услуг по сбору и учету платежей за жилищно-коммунальные услуги, и сведениями из иных источников не опровергнуты.
Иные нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, апелляционным судом не выявлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Калининской области от 26.02.2014 по делу N А21-9674/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)