Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2015 N Ф07-5036/2015 ПО ДЕЛУ N А56-64157/2014

Требование: О взыскании с муниципального образования задолженности по договору об оплате потребленной тепловой энергии и с субъекта РФ в лице жилищного комитета задолженности по возмещению межтарифной разницы за названный период.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Тепловая энергия не оплачена, разница в тарифах на тепловую энергию не возмещена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу N А56-64157/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К., рассмотрев 06.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-64157/2014,

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - ГУП "ТЭК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию "Лахта-Ольгино" муниципального образования Лахта-Ольгино, место нахождения: 197229, Санкт-Петербург, ул. Советская (Ольгино), д. 2; ОГРН 1057810036635; ИНН 7814312918 (далее - МУП "Лахта-Ольгино"), о взыскании 3 990 820,77 руб. задолженности по договору об оплате потребленной тепловой энергии N 12880.037.3 от 01.05.2012 за период с ноября 2011 года по январь 2013 года, а также к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11; ОГРН 1047839009129; ИНН 7840013199 (далее - Комитет) о взыскании 174 372,35 руб. задолженности по возмещению межтарифной разницы за названный период.
Решением от 22.01.2015 прекращено производство по делу в части требований к МУП "Лахта-Ольгино". С Комитета в пользу ГУП "ТЭК" взыскано 174 372,35 руб. задолженности.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 решение от 22.01.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в иске.
Податель жалобы указывает, что ГУП "ТЭК" не направляло в Комитет письма о задолженности МУП "Лахта-Ольгино" по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию за спорный период.
Комитет не согласен с выводом апелляционного суда о недоказанности того, что МУП "Лахта-Ольгино" получало денежные средства от Комитета и перечисляло их ГУП "ТЭК".
Податель жалобы считает, что ГУП "ТЭК" неправомерно производило расчет исходя из договорной нагрузки, в то время как Комитет выплачивал средства субсидий в полном объеме.
По мнению Комитета, ГУП "ТЭК" как ресурсоснабжающая организация не являлось получателем субсидий в период с ноября 2011 года по январь 2013 года, договорных отношений между ними не имелось.
Кроме того, как указывает Комитет, установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии вины и бездействия Санкт-Петербурга.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ГУП "ТЭК" (энергоснабжающая организация) и МУП "Лахта-Ольгино" (потребитель) 01.05.2012 заключили договор об оплате потребленной тепловой энергии N 12880.037.3, по условиям которого потребитель обязуется своевременно оплачивать тепловую энергию, потребленную по адресу: пос. Ольгино, ул. Граничная, д. 21 (многоквартирный жилой дом), а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
МУП "Лахта-Ольгино" произвело оплату задолженности за период с ноября 2011 года по январь 2013 года по договору в размере 1 473 281,31 руб., в том числе по тарифу для населения оплатило тепловую энергию на сумму 216 960 руб., а по разнице в тарифах на сумму 1 256 321,31 руб.
Договор прекратил свое действие с 01.02.2013 соглашением сторон от 01.03.2013.
Ссылаясь на то, что у МУП "Лахта-Ольгино" возникла задолженность по договору за период с ноября 2011 года по январь 2013 года, включая долг по оплате тепловой энергии в виде "межтарифной разницы" в размере 3 990 820,77 руб., в том числе по тарифу для населения задолженность составила 3 816 448,42 руб., по разнице в тарифах - 174 372,35 руб., а также на то, что разница между тарифом для энергоснабжающей организации и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, ГУП "ТЭК" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В связи с ликвидацией МУП "Лахта-Ольгино", о чем внесена запись 25.12.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц, суд первой инстанции прекратил производство по делу в этой части требований. В отношении требований к Комитету суд признал иск обоснованным по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Суд кассационной инстанции изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Спорный период по настоящему делу составляет с ноября 2011 года по январь 2013 года. В этот период действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил N 307).
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 на 2011 год, от 06.02.2012 N 95 на 2012 год и от 22.03.2013 N 179 на 2013 год "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских", согласно которым данная разница подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Получателями субсидий являются товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), специализированные потребительские кооперативы (далее - СК), управляющие организации (далее - УО), заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские.
Средства субсидий перечисляются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") на основании заключаемого с ним договора в соответствии с представленными отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.
ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет полученные средства получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий. Указанные договоры должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций), государственных учреждений.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что надлежащим ответчиком в части возмещения суммы возникшей межтарифной разницы будет являться Санкт-Петербург в лице Комитета.
В материалы дела представлено письмо ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" от 05.02.2015 N 553 (т.д. 2, л. 124), в котором содержатся сведения о том, что по получателю - МУП "Лахта-Ольгино" по договору от 01.05.2012 N УО-РСО: 12880.037.3 за период с 01.11.2011 по 01.04.2013 ГУП "ТЭК" субсидии перечислялись с августа 2012 года по май 2013 года в размере 1 256 318,31 руб.
По расчету ГУП "ТЭК" за спорный период с ноября 2011 года по январь 2013 года поставлено тепловой энергии в количестве 3639,30 Гкал на общую сумму 5 464 102,08 руб., из которых по тарифу для населения - 4 033 408,42 руб., по разнице в тарифах - 1 430 693,66 руб.
В свою очередь, Комитет не согласен с расчетом ГУП "ТЭК", который рассчитан исходя из договорной нагрузки.
Так как МУП "Лахта-Ольгино" является организацией, осуществляющей функции управления жилым домом, приобретает тепловую энергию на нужды предоставления коммунальных услуг гражданам, выступающим непосредственными потребителями коммунальных услуг, при отсутствии узлов учета тепловой энергии расчет количества и стоимости тепловой энергии должен осуществляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданами.
К исковому заявлению приложен расчет количества и стоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения по нормативам.
Из расчета усматривается наличие задолженности по межтарифной разнице.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам. Нарушений норм процессуального законодательства судами не допущено, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А56-64157/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА

Судьи
А.А.КУСТОВ
В.К.СЕРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)