Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от Товарищества собственников жилья "Октябрь": не явились;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области: представителя Юрьева О.Б.;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области
на решение от 24.03.2015
по делу N А04-8383/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Октябрь"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области
о признании незаконным и отмене постановления и решения
установил:
Товарищество собственников жилья "Октябрь" (ОГРН 1072800000569, ИНН 2808020900; далее - товарищество, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области (далее - налоговый орган) от 29.09.2014 N 57 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - управление) от 23.10.2014 N 15-07/2/220 по жалобе товарищества.
Решением суда от 24.03.2015 оспариваемое постановление инспекции признано незаконным, как признано недействительным решение управления.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт, обосновав его тем, что товарищество является платежным агентом, так как осуществляет деятельность по приему платежей за коммунальные услуги от физических лиц (собственников).
Представитель заявителя жалобы в ходе судебного разбирательства настаивал на удовлетворении заявленной жалобы в полном объеме.
Управление участие в судебном разбирательстве не принимало, но в отзыве поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы.
Товарищество в судебном заседании участия не принимало, в отзыв указало на законность судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав представителя инспекции, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов настоящего дела видно, что инспекцией проведена проверка соблюдения полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет ТСЖ "Октябрь" за период с 25.08.2014 по 17.09.2014, в ходе которой установлено, что товариществом согласно фискальному отчету от 25.08.2014 получена выручка наличными в кассу от плательщиков на сумму 1 437 169,54 руб.. При этом товарищество не имеет специальный банковский счет. Данные обстоятельства отражены в акте от 17.09.2014.
По факту выявленного правонарушения в отношении товарищества 22.09.2014 инспекцией составлен протокол N 57 об административном правонарушении, и 29.09.2014 вынесено постановление N 57, которым ТСЖ "Октябрь" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, товарищество обратилось в УФНС по Амурской области в порядке главы 30 КоАП РФ, но решением от 23.10.2014 N 15-07/2/220 решение инспекции оставлено без изменения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность товарищества не является деятельностью по приему платежей в смысле, передаваемом Федеральным законом Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), в связи с чем, оно не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в статье 2 указанного Федерального закона.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с изложенным выводом.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно не использование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является нарушение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Субъектами правонарушения являются платежные агенты.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Платежным агентом, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Закона, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц (оператор по приему платежей либо платежный субагент).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях названного Закона в соответствии со статьей 3 признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Частью 15 статьи 4 Закона установлено, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В силу статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Пунктами 10 и 11 статьи 4 Кодекса установлено, что именно жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом жилищным законодательством установлено, что товарищества собственников жилья относятся к исполнителям коммунальных услуг, могут принимать платежи от потребителей этих услуг.
В соответствии с частями 11 - 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.
Из смысла указанных норм следует, платежный агент обязан принимать платежи неограниченного круга физических лиц в отношении конкретного поставщика товаров (работ, услуг), с которым у него заключен вышеназванный договор.
Оспариваемым постановлением товариществу в вину вменено нарушение вышеуказанных норм, выразившееся в не использования им специального счета для зачисления денежных средств, поступающих при приеме платежей от физических лиц (собственников товарищества).
Из материалов дела усматривается, что ТСЖ "Октябрь" является некоммерческой организацией, создано для представления и защиты общих интересов с целью совместного (участниками товарищества) управления имуществом собственников многоквартирных домов, вошедших в состав товарищества, для решения задач по сбору и эффективному расходованию средств на содержание, эксплуатацию, сохранение и приращение общего имущества и других задач, непосредственно связанных с созданием нормальных условий жизни и деятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества.
Согласно представленным доказательствам, на момент проведения проверки товарищество помимо платежей за управление, обслуживание и ремонт общедомового имущества (услуги, оказываемые непосредственно самим ТСЖ), принимало коммунальные платежи от граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества, в соответствии с заключенными договорами: услуг по вывозу твердых бытовых и негабаритных отходов от 01.01.2010 N 169 (с МУП г. Тынды "Чистый город") и по техническому обслуживанию лифтов от 01.04.2014 N 19 (с ООО "Амурлифт") как исполнитель коммунальных услуг (плата за обслуживание лифтов и плата за уборку сухого мусора).
Из договора N 169 следует, что товарищество выступает заказчиком по вывозу твердых бытовых и негабаритных отходов, образующихся в результате жизнедеятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах, вошедших в состав товарищества. Расчеты за оказанные исполнителем заказчику услуг осуществляет последний. В договоре отсутствуют условия о том, что заказчик одновременно является платежным агентом и что он имеет право на взимание с конечных потребителей вознаграждение как платежному агенту. Отсутствует такое условие и по договорам, заключенным между товариществом и лицами, проживающими в домах товарищества.
По договору N 19 на техническое обслуживание лифтов в многоквартирных жилых домах товарищества оно также значится в качестве заказчика, которому подрядчик оказывает услуги по техническому обслуживанию лифтов. Оплата производится заказчиком по договору. В договоре отсутствуют условия о том, что заказчик одновременно является платежным агентом и что он имеет право на взимание с конечных потребителей вознаграждение как платежному агенту. Отсутствует такое условие и по договорам, заключенным между товариществом и лицами, проживающими в домах товарищества.
Поименованные договоры соответствуют требованиям, предъявляемым к договорам выполнения работ, оказания услуг, установленных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении соответствующих видов договоров.
Кроме того, инспекцией и управлением не проверено, каким образом сформирована цена договоров. В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы заявителя о том, что по обоим договорам оплата услуг (работ) представляет собой сумму платежей конечных потребителей (лиц, проживающих в многоквартирных домах). Так по договору о вывозе отходов платежи заказчика составляют платежи потребителей по тарифам за один квадратный метр площади квартиры, установленных компетентными органами без включения в них вознаграждения, полагающегося платежному агенту.
По договору на техническое обслуживание лифтов цена договора сформирована на основании соглашения сторон и распределяется на потребителей исходя из площади квартир без увеличения на сумму вознаграждения, полагающемуся платежному агенту.
Оснований для переквалификации вышеназванных договоров арбитражный суд не усмотрел, поскольку соглашения заключены исключительно в интересах потребителей коммунальных услуг и в порядке исполнения ТСЖ "Октябрь" как организацией, осуществляющей содержание многоквартирного дома, своих обязанностей, установленных законом, в том числе, в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Указанное также следует из пунктов 31, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постольку, поскольку положения Закона N 103-ФЗ предусматривают отдельную самостоятельную деятельность хозяйствующего субъекта по приему платежей физических лиц, как платежного агента, наличие соответствующего соглашения (договора) об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, то отсутствие вышеуказанного договора у ТСЖ "Октябрь" свидетельствует об отсутствии у него статуса платежного агента в смысле названного Закона.
Таким образом, учитывая, что товарищество является некоммерческой организацией; исполнителем коммунальных услуг в силу законодательства, осуществляет деятельность в интересах членов товарищества и других лиц (собственников, владельцев и пользователей помещений в домах, входящих в состав товарищества); выполняет различные виды работ по содержанию общего имущества названных домов, обязательства перед исполнителями по рассматриваемым договорам возникли у товарищества, с целью исполнения которых товарищество аккумулирует платежи ограниченного круга лиц, проживающих только в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества; договоры с поставщиками коммунальных услуг, отвечающих признакам договоров по приему платежей от населения, отсутствуют; вознаграждение за прием платежей населения заявитель не получает, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что товарищество не является платежным агентом.
Отсутствие в действиях заявителя по делу состава административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований товарищества.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 24.03.2015 по делу N А04-8383/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 06АП-2167/2015 ПО ДЕЛУ N А04-8383/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 06АП-2167/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от Товарищества собственников жилья "Октябрь": не явились;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области: представителя Юрьева О.Б.;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области
на решение от 24.03.2015
по делу N А04-8383/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Октябрь"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области
о признании незаконным и отмене постановления и решения
установил:
Товарищество собственников жилья "Октябрь" (ОГРН 1072800000569, ИНН 2808020900; далее - товарищество, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области (далее - налоговый орган) от 29.09.2014 N 57 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - управление) от 23.10.2014 N 15-07/2/220 по жалобе товарищества.
Решением суда от 24.03.2015 оспариваемое постановление инспекции признано незаконным, как признано недействительным решение управления.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт, обосновав его тем, что товарищество является платежным агентом, так как осуществляет деятельность по приему платежей за коммунальные услуги от физических лиц (собственников).
Представитель заявителя жалобы в ходе судебного разбирательства настаивал на удовлетворении заявленной жалобы в полном объеме.
Управление участие в судебном разбирательстве не принимало, но в отзыве поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы.
Товарищество в судебном заседании участия не принимало, в отзыв указало на законность судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав представителя инспекции, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов настоящего дела видно, что инспекцией проведена проверка соблюдения полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет ТСЖ "Октябрь" за период с 25.08.2014 по 17.09.2014, в ходе которой установлено, что товариществом согласно фискальному отчету от 25.08.2014 получена выручка наличными в кассу от плательщиков на сумму 1 437 169,54 руб.. При этом товарищество не имеет специальный банковский счет. Данные обстоятельства отражены в акте от 17.09.2014.
По факту выявленного правонарушения в отношении товарищества 22.09.2014 инспекцией составлен протокол N 57 об административном правонарушении, и 29.09.2014 вынесено постановление N 57, которым ТСЖ "Октябрь" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, товарищество обратилось в УФНС по Амурской области в порядке главы 30 КоАП РФ, но решением от 23.10.2014 N 15-07/2/220 решение инспекции оставлено без изменения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность товарищества не является деятельностью по приему платежей в смысле, передаваемом Федеральным законом Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), в связи с чем, оно не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в статье 2 указанного Федерального закона.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с изложенным выводом.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно не использование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является нарушение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Субъектами правонарушения являются платежные агенты.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Платежным агентом, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Закона, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц (оператор по приему платежей либо платежный субагент).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях названного Закона в соответствии со статьей 3 признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Частью 15 статьи 4 Закона установлено, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В силу статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Пунктами 10 и 11 статьи 4 Кодекса установлено, что именно жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом жилищным законодательством установлено, что товарищества собственников жилья относятся к исполнителям коммунальных услуг, могут принимать платежи от потребителей этих услуг.
В соответствии с частями 11 - 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.
Из смысла указанных норм следует, платежный агент обязан принимать платежи неограниченного круга физических лиц в отношении конкретного поставщика товаров (работ, услуг), с которым у него заключен вышеназванный договор.
Оспариваемым постановлением товариществу в вину вменено нарушение вышеуказанных норм, выразившееся в не использования им специального счета для зачисления денежных средств, поступающих при приеме платежей от физических лиц (собственников товарищества).
Из материалов дела усматривается, что ТСЖ "Октябрь" является некоммерческой организацией, создано для представления и защиты общих интересов с целью совместного (участниками товарищества) управления имуществом собственников многоквартирных домов, вошедших в состав товарищества, для решения задач по сбору и эффективному расходованию средств на содержание, эксплуатацию, сохранение и приращение общего имущества и других задач, непосредственно связанных с созданием нормальных условий жизни и деятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества.
Согласно представленным доказательствам, на момент проведения проверки товарищество помимо платежей за управление, обслуживание и ремонт общедомового имущества (услуги, оказываемые непосредственно самим ТСЖ), принимало коммунальные платежи от граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества, в соответствии с заключенными договорами: услуг по вывозу твердых бытовых и негабаритных отходов от 01.01.2010 N 169 (с МУП г. Тынды "Чистый город") и по техническому обслуживанию лифтов от 01.04.2014 N 19 (с ООО "Амурлифт") как исполнитель коммунальных услуг (плата за обслуживание лифтов и плата за уборку сухого мусора).
Из договора N 169 следует, что товарищество выступает заказчиком по вывозу твердых бытовых и негабаритных отходов, образующихся в результате жизнедеятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах, вошедших в состав товарищества. Расчеты за оказанные исполнителем заказчику услуг осуществляет последний. В договоре отсутствуют условия о том, что заказчик одновременно является платежным агентом и что он имеет право на взимание с конечных потребителей вознаграждение как платежному агенту. Отсутствует такое условие и по договорам, заключенным между товариществом и лицами, проживающими в домах товарищества.
По договору N 19 на техническое обслуживание лифтов в многоквартирных жилых домах товарищества оно также значится в качестве заказчика, которому подрядчик оказывает услуги по техническому обслуживанию лифтов. Оплата производится заказчиком по договору. В договоре отсутствуют условия о том, что заказчик одновременно является платежным агентом и что он имеет право на взимание с конечных потребителей вознаграждение как платежному агенту. Отсутствует такое условие и по договорам, заключенным между товариществом и лицами, проживающими в домах товарищества.
Поименованные договоры соответствуют требованиям, предъявляемым к договорам выполнения работ, оказания услуг, установленных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении соответствующих видов договоров.
Кроме того, инспекцией и управлением не проверено, каким образом сформирована цена договоров. В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы заявителя о том, что по обоим договорам оплата услуг (работ) представляет собой сумму платежей конечных потребителей (лиц, проживающих в многоквартирных домах). Так по договору о вывозе отходов платежи заказчика составляют платежи потребителей по тарифам за один квадратный метр площади квартиры, установленных компетентными органами без включения в них вознаграждения, полагающегося платежному агенту.
По договору на техническое обслуживание лифтов цена договора сформирована на основании соглашения сторон и распределяется на потребителей исходя из площади квартир без увеличения на сумму вознаграждения, полагающемуся платежному агенту.
Оснований для переквалификации вышеназванных договоров арбитражный суд не усмотрел, поскольку соглашения заключены исключительно в интересах потребителей коммунальных услуг и в порядке исполнения ТСЖ "Октябрь" как организацией, осуществляющей содержание многоквартирного дома, своих обязанностей, установленных законом, в том числе, в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Указанное также следует из пунктов 31, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постольку, поскольку положения Закона N 103-ФЗ предусматривают отдельную самостоятельную деятельность хозяйствующего субъекта по приему платежей физических лиц, как платежного агента, наличие соответствующего соглашения (договора) об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, то отсутствие вышеуказанного договора у ТСЖ "Октябрь" свидетельствует об отсутствии у него статуса платежного агента в смысле названного Закона.
Таким образом, учитывая, что товарищество является некоммерческой организацией; исполнителем коммунальных услуг в силу законодательства, осуществляет деятельность в интересах членов товарищества и других лиц (собственников, владельцев и пользователей помещений в домах, входящих в состав товарищества); выполняет различные виды работ по содержанию общего имущества названных домов, обязательства перед исполнителями по рассматриваемым договорам возникли у товарищества, с целью исполнения которых товарищество аккумулирует платежи ограниченного круга лиц, проживающих только в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества; договоры с поставщиками коммунальных услуг, отвечающих признакам договоров по приему платежей от населения, отсутствуют; вознаграждение за прием платежей населения заявитель не получает, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что товарищество не является платежным агентом.
Отсутствие в действиях заявителя по делу состава административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований товарищества.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 24.03.2015 по делу N А04-8383/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)