Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2015 ПО ДЕЛУ N 3-9/2015

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. по делу N 3-9/2015


22 мая 2015 года город Орел
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.
с участием прокурора Лубышева В.В.
при секретаре Б.А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению В.Г.Е. о признании недействующими отдельных положений Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан",
установил:

постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" утвержден Порядок осуществления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области" (далее Порядок).
Пунктом 2.8 указанного Порядка, с учетом дополнений, внесенных в него постановлением Правительства Орловской области от 21.12.2012 N 484 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", должны быть приложены, в том числе, документы об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.
Пунктом 3.3 Порядка, с учетом дополнений, внесенных вышеуказанным постановлением Правительства Орловской области от 21.12.2012 N 484, предусмотрено, что гражданину отказывается в назначении ежемесячной денежной компенсации, в том числе, по следующему основанию: у заявителя имеется задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и не заключены либо не выполняются соглашения по ее погашению.
В.Г.Е. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими приведенных выше положений пунктов 2.8, 3.3 Порядка, указав в обоснование заявленных требований, что <...> года ей присвоено звание "Ветеран труда". В конце <...> она обратилась в отдел социальной защиты населения <...> с заявлением о предоставлении ей ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, однако <...> письмом начальника вышеназванного отдела ей было отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, в связи с имеющейся у нее задолженностью по оплате коммунальной услуги - поставка электрической энергии, со ссылкой на положения пунктов 2.8, 3.3 оспариваемого ею Порядка.
Полагала, что пункты 2.8 и 3.3 Порядка в части установления такого основания для предоставления и отказа в предоставлении мер социальной поддержки, как отсутствие или наличие задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и наличие или отсутствие заключенного и выполняемого соглашения по ее погашению, противоречат статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и статье 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области".
Ссылалась на то, что оспариваемые ею положения вышеназванных пунктов Порядка нарушают права ветеранов труда на получение установленных действующим законодательством мер социальной поддержки в виде предоставления компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, так как при наличии у ветерана труда задолженности хотя бы по одному из видов коммунальных услуг он лишается своего права на получение мер социальной поддержки полностью независимо от обстоятельств возникновения данной задолженности, правомерности исчисления ее размера и самого возникновения.
С учетом уточнения заявленных требований, просила суд признать недействующими со дня введение в действие пункт 2.8 оспариваемого Порядка, в части установления им обязанности по приложению к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", документов об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, и пункт 3.3 Порядка, в части установления им в качестве основания для отказа гражданину в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг наличия у заявителя задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и не заключения либо не выполнения соглашения по ее погашению.
Заявитель В.Г.Е., будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, направив для участия в деле своего представителя.
Представитель заявителя по доверенности от <...>. В.А.А., заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Орловской области по доверенности К. заявленные В.Г.Е. требования не признала, пояснив, что Порядок утвержден Правительством Орловской области в пределах его полномочий, оспариваемые положения не противоречат правовым нормам большей юридической силы, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Представитель заинтересованного лица - казенного учреждения Орловской области "Управление социальной защиты населения города Орла" по доверенности Г. по тем же основаниям возражала против удовлетворения заявленных В.Г.Е. требований.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Л., просившего отказать заявителю в удовлетворении ее требований, суд находит заявление В.Г.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно преамбуле к Закону Орловской области от 19.11.2004 N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" данным Законом Орловской области в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определяются меры социальной поддержки на территории Орловской области ветеранов труда.
Частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" (в редакции от 4.03.2011 г.) предусмотрено, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Орловской области. Право на льготную оплату жилья предоставляется ветеранам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, со дня предоставления ими в органы социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) документов, подтверждающих право на получение льготы;
2) компенсация расходов на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых отходов, газа (природного и сжиженного), электрической и тепловой энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством; ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются ветеранам независимо от вида жилищного фонда со дня предоставления ими в органы социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) документов, подтверждающих право на получение льготы.
Статьей 3 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" (в редакции от 4.03.2011 г.) предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, являются расходными обязательствами Орловской области и финансируются за счет средств областного бюджета. Порядок их предоставления утверждается Правительством Орловской области. Форма предоставления мер социальной поддержки, установленных статьей 1 настоящего Закона, определяется Правительством Орловской области.
Во исполнение данной нормы закона субъекта Российской Федерации постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" утвержден вышеуказанный Порядок. Данное постановление опубликовано 8.07.2009 г. в издании Государственная специализированная информационная система "Портал Орловской области - публичный информационный центр" <...>
Постановлением Правительства Орловской области 21.12.2012 N 484 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" Порядок дополнен оспариваемыми заявителем положениями пунктов 2.8, 3.3. Данный нормативный правовой акт опубликован 10.01.2013 в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" <...>
Как следует из преамбулы к оспариваемому заявителем Порядку, им регулируется процедура обращения за получением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных, в том числе, Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, порядок рассмотрения этих обращений, определяется перечень документов, рассматриваемых при обращении граждан за мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, определяются правила установления и начисления сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, организации доставки денежных средств получателям мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.
Таким образом, по смыслу приведенного выше положения, закрепленного в преамбуле Порядка, оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт Правительства Орловской области, фактически определяет порядок предоставления на территории Орловской области мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан Российской Федерации, в том числе гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда".
Соответственно, утверждая оспариваемый заявителем в части Порядок, Правительство Орловской области действовало в рамках имеющейся у него компетенции.
В части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) закреплена обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Часть 3 статьи 160 ЖК РФ предусматривает, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Таким образом, федеральный законодатель в части 3 статьи 160 ЖК РФ определил отсутствие у гражданина задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг или заключение им и (или) выполнение соглашений по погашению такой задолженности, как обязательное условие предоставления гражданину указанных в части 1 статьи 160 ЖК РФ мер социальной поддержки, в случае если предоставление таких мер предусмотрено для соответствующей категории граждан законодательством Российской Федерации или ее субъекта, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом исходя из приведенных положений части 1 статьи 160 ЖК РФ в случае, когда указанные в данной норме компенсации предоставляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, условия и порядок их предоставления устанавливаются законами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления Правительства Орловской области "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (проект постановления Правительства Орловской области от 21.12.2012 N 484) он был разработан в целях совершенствования механизма предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения. Предлагаемый проектом Порядок предполагает предоставление гражданам указанных мер социальной поддержки при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении и соблюдении ими соглашений с поставщиками соответствующих услуг о погашении задолженности.
С учетом вышеизложенного, оспариваемые заявителем положения пунктов 2.8, 3.3 Порядка, введенные постановлением Правительства Орловской области от 21.12.2012 N 484, установили механизм предоставления на территории Орловской области вышеуказанных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, предусматривающий условия предоставления таких мер, полностью соответствующие вышеприведенным положениям жилищного законодательства.
Вопреки доводам заявителя, оспариваемые в рамках настоящего дела положения пунктов 2.8, 3.3 Порядка также не противоречат приведенным выше положениям статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьи 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440 "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", так как данные нормы подзаконного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации лишь предусматривают не противоречащие федеральному законодательству условия и порядок предоставления на территории Орловской области мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг определенным категориям граждан.
Регламентируя порядок предоставления данным категориям граждан компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, оспариваемые заявителем нормы при этом не наделяют органы социальной защиты Орловской области полномочиями по принятию решений о признании за гражданином, имеющим определенный статус, в том числе ветерана труда, самого права на предоставление установленных для данной категории граждан мер социальной поддержки. Напротив, возникновение такого права не требует решения какого - либо органа и обусловлено лишь наличием совокупности предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440 "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" обстоятельств - присвоение гражданину звания "Ветеран труда" и установление (назначение) ему пенсии.
На это указывает и то обстоятельство, что в случае принятия по результатам рассмотрения соответствующего заявления гражданина, имеющего звание "Ветеран труда", органами социальной защиты в соответствии с требованиями части 3 статьи 160 ЖК РФ, детализированными в оспариваемых заявителем положениях подзаконного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с наличием у обратившегося лица задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг и отсутствием и (или) неисполнением соглашения о ее погашении, данному гражданину предоставляются иные меры социальной поддержки, установленные законом субъекта Российской Федерации. В частности такой гражданин вправе получать предусмотренную частью 1 статьи 2 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" ежемесячную денежную выплату в установленном размере, обратившись за ее предоставлением в порядке, утвержденном постановлением Правительства Орловской области от 13.11.2014 N 344.
То обстоятельство, что данная мера социальной поддержки предоставляется в настоящее время заявителю, было подтверждено при рассмотрении настоящего дела ее представителем.
Нельзя признать состоятельными и доводы заявителя о том, что оспариваемые ею нормы подзаконного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, фактически лишают ветеранов труда прав на предоставление установленных частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440 "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" мер социальной поддержки без учета обстоятельств возникновения задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, правомерности начисления поставщиком соответствующей услуги ее размера и оснований ее возникновения.
В частности, в случае согласия с начисленной поставщиком соответствующей услуги задолженностью, гражданин вправе заключить с ним соглашение по ее погашению и представить такое соглашение в органы социальной защиты одновременно с подачей заявления о предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки.
В случае же несогласия с оспариваемой задолженностью гражданин в праве оспорить ее в судебном порядке. При этом содержащаяся в части 1 статьи 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области" норма непосредственно связывает дату возникновения права на предоставление указанных в ней льгот по оплате жилья и коммунальных услуг с днем предоставления гражданином в органы социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) документов, подтверждающих право на получение льготы. Соответственно при признании ранее начисленной задолженности незаконной, гражданин не лишен права требовать от соответствующего органа предоставления вышеуказанных компенсаций с даты его первоначального обращения за ними.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы заявителя о том, что оспариваемые ею нормы Порядка вопреки требованиям вышеуказанных норм федерального и регионального законодательства в случае наличия задолженности лишь по одному виду предоставляемых коммунальных услуг лишают ветеранов труда права на предоставление компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в полном объеме, так как по смыслу приведенных выше положений части 3 статьи 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг подлежат предоставлению гражданам только при отсутствии у них задолженности по оплате как жилых помещений, так и коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые В.Г.Е. положения пунктов 2.8, 3.3 Порядка не противоречат как федеральному законодательству, так и законодательству Орловской области, в силу чего не нарушают прав заявительницы.
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении требований В.Г.Е. о признании недействующим пункта 2.8 Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", в части установления им обязанности по приложению к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", документов об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, и требований В.Г.Е. о признании недействующим пункта 3.3 вышеназванного Порядка, в части установления им в качестве основания для отказа гражданину в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг наличия у заявителя задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и не заключения либо не выполнения соглашения по ее погашению, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
С.А.СКЛЯРУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)