Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3173/2014

Требование: О возложении обязанности исполнить предписание.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что в срок ответчиком требования, указанные в предписании, не выполнены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N 33-3173/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Смирновой О.В.,
судей Гаиткуловой Ф.С., Фроловой Т.Е.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Уфа РБ А. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к Администрации городского округа г. Уфа об обязании выполнить мероприятия по представлению N ... от дата удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан выполнить мероприятия по представлению N ... от дата, а именно: принять конкретные меры по устранению нарушений, указанных в представлении управляющими организациями ОАО "УЖХ Демского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", ОАО "УЖХ Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", ОАО "УЖХ Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", ОАО "УЖХ Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", ОАО "УЖХ Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", МУП "УЖХ городского округа г. Уфа Республики Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам

установила:

Государственный комитет РБ по жилищному надзору обратился в суд с иском к администрации городского округа город Уфа РБ о возложении обязанности исполнить предписание от дата N ...
В обоснование исковых требований указал, что в связи с поступившими заявлениями граждан, истцом проведена проверка, а также мониторинг состояния исполнения организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами обязательных требований федерального законодательства при предоставлении гражданам коммунальных услуг по г. Уфа в части начисления платы за коммунальные услуги, предъявленные населению в октябре, ноябре 2012 г. Результаты проверки показали, что совокупная плата граждан, проживающих в отдельных многоквартирных домах в г. Уфе за коммунальные услуги увеличились на 115%. При этом рост платежей произошел за счет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Выявив нарушения, Госжилинспекцией направлено в адрес ответчика представление N ... от дата с требованием принять конкретные меры к устранению указанных в представлении нарушений управляющими организациями ОАО "УЖХ Демского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа", МУП "УЖХ ГО г. Уфа".
К указанному в представлении сроку, требования не выполнены, в связи с чем в отношении администрации ГО г. Уфа составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ.
Считают, что бездействие со стороны ответчика недопустимо и незаконно.
Просили, уточнив требования, обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выполнить неисполненные мероприятия по представлению N ... от дата., а именно: принять конкретные меры к устранению нарушений управляющими организациями ОАО "УЖХ Демского района ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ", МУП "УЖХ ГО г. Уфа РБ" законодательства, предусмотренного постановлением Правительства N ... от дата "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе представителем администрации городского округа город Уфа РБ А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом не учтено, что ответственность за ненадлежащий учет потребления коммунальных услуг полностью возложена на управляющие организации; администрация городского округа город Уфа РБ, в соответствии с действующим законодательством, не наделена полномочиями требовать от управляющих организаций устранения нарушений, указанных в предписании Государственного комитета РБ по жилищному надзору, поскольку муниципальный жилищный контроль осуществляется только в отношении муниципального жилищного фонда; Государственная жилищная инспекция РБ не имеет полномочий по внесению представлений; в заявленных требованиях не конкретизированы правонарушения со стороны управляющих организаций, а именно какие требования законодательства нарушены, действия, необходимые для устранения допущенных нарушений.
Заслушав объяснения представителя администрации городского округа г. Уфа РБ А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного комитета РБ по жилищному надзору Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 и ст. 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм (п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4, 4.1, 4.2 ст. 20 ЖК РФ в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" введены в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила), которые регулируют отношения не только по предоставлению коммунальных услуг, но и устанавливают порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок перерасчета и изменения размера платы за данные услуги.
Согласно п. 1 Правил указанным нормативно-правовым актом регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера. платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, а также предоставление коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. 161 Правил государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Указом Президента Республики Башкортостан от дата N ... Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан преобразована в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору.
Государственной жилищной инспекцией РБ 03.12.2012 г. выдано главе администрации городского округа г. Уфа представление N ... о принятии мер по устранению нарушений законодательства, где указано, что анализ платежей населения за коммунальные услуги, предъявленные в октябре, ноябре 2012 г. на примере многоквартирных домов, расположенных в районах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан показал рост совокупной платы за коммунальные услуги, оказываемые ОАО "УЖХ Демского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа", МУП "УЖХ ГО г. Уфа" увеличились в несколько раз. Анализ платежных документов, показал, что объемы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отдельных многоквартирных домах достигает 50% от объема потребления коммунальных ресурсов, поставленного в жилой дом. Одним из факторов, повлиявших на рост платежей за коммунальные услуги в целом в октябре - ноябре 2012 г. явилось завышение управляющими организациями, расчетными центрами при расчете платы за коммунальные услуги объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, таких как искажение суммарных объемов ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях, отсутствие недостоверной информации о площадях помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, исчисление платы жителям, проживающим в домах, оснащенных общедомовыми приборами учета ресурсов в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета и в местах общего пользования в многоквартирных домах и др. Управляющими организациями не принимаются меры по установлению фактического объема коммунальных ресурсов, потребляемых в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, не проводится должным образом работа по выявлению без учетного потребления коммунальных ресурсов в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и их пресечению.
Предложено в срок до дата г. устранить указанные нарушения управляющими организациями ОАО "УЖХ Демского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа", ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа", МУП "УЖХ ГО г. Уфа" причин и условий им способствующих.
дата в отношении администрации городского округа город Уфа РБ составлен протокол N ... о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 12 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от дата администрация городского округа г. Уфа РБ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в размере ... руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от дата постановление мирового судьи судебного участка N 12 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан прекращено за истечением срока давности.
Удовлетворяя исковые требования Государственного комитета РБ по жилищному надзору, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией городского округа г. Уфа РБ, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлены доказательства устранения правонарушений, допущенных управляющими компаниями, при предоставлении гражданам коммунальных услуг по г. Уфа в части начисления платы за коммунальные услуги. Представленная переписка с управляющими организациями г. Уфы не подтверждает устранение причин и условий способствующих нарушению законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги.
Судебная коллегия считает выводы суда законными и обоснованными.
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением действующих жилищных нормативов, стандартов и правил по использованию, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда Республики Башкортостан в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государств, а также по фактам нарушений жилищных нормативов, стандартов и правил вправе выдавать юридическому лицу предписания с указанием срока устранений нарушений, являющиеся обязательными для исполнения, требовать исполнения выданных предписаний.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору в представлении N ... от дата был установлен разумный срок для устранения выявленных нарушений.
Администрацией городского округа г. Уфа РБ действий, направленных на устранение выявленных нарушений, не предпринято. В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, доказательств о том, что в настоящее время администрацией городского округа г. Уфа РБ принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений для исполнения предписания государственного органа надзора, не представлено, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что в заявленных требованиях не конкретизированы правонарушения со стороны управляющих компаний, а именно какие требования законодательства нарушены, действия, необходимые для устранения допущенных нарушений, судебная коллегия находит необоснованным.
Как следует из представления N ... от дата, указано, что одним из факторов, повлиявших на рост платежей за коммунальные услуги в целом в октябре - ноябре 2012 г. явилось завышение управляющими организациями, расчетными центрами при расчете платы за коммунальные услуги объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, искажение суммарных объемов ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях, отсутствие недостоверной информации о площадях помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, исчисление платы жителям, проживающим в домах, оснащенных общедомовым приборами учета ресурсов исходя из нормативов, безучетное потребление коммунальных ресурсов в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета; и в местах общего пользования в многоквартирных домах и др., плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды предъявляется потребителям за коммунальные услуги, потребленные в жилых помещениях, о чем свидетельствуют отсутствие в платежных документах информации о площадях нежилых помещений, об объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях. Сведения о начислении платы потребителям за коммунальные услуги, предоставленные в нежилых помещениях, отсутствуют, из чего можно предположить, что указанная плата с потребителей- собственников нежилых помещений не взимается. Установлены факты несоответствия объемов коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета объемам, отраженным в платежных документах. Таким образом, в представлении указаны нарушения, допущенные управляющими компаниями, при начислении платежей на коммунальные услуги. Также указано на отсутствие надлежащего учета потребления коммунальных ресурсов со стороны ОАО "УЖХ районов ГО г. Уфа РБ", что привело к необоснованному завышению объемов, потребленных на общедомовые нужды и, соответственно, к завышению платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды; управляющими организациями не принимаются меры по установлению фактического объема коммунальных ресурсов, потребляемых в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, не проводится должным образом работа по выявлению безучетного потребления коммунальных ресурсов в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и их пресечению.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа город Уфа РБ, в соответствии с действующим законодательством, не наделена полномочиями требовать от управляющих организаций устранения нарушений, указанных в предписании Государственного комитета РБ по жилищному надзору, поскольку муниципальный жилищный контроль осуществляется только в отношении муниципального жилищного фонда, судебная коллегия находит необоснованным и опровергающимся материалами дела, в том числе Административным регламентом по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории городского округа г. Уфа РБ, письмами Администрации городского округа г. Уфа РБ в адрес управляющих организаций с рекомендациями по вопросам начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поручения о проведении мероприятий по обеспечению достоверного учета представляемых услуг.
Полномочия, возложенные на органы местного самоуправления п. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда. Вместе с тем при выявлении органами государственного жилищного надзора фактов неисполнения управляющей организацией обязательных требований такая информация предоставляется органам муниципального жилищного контроля для принятия мер по взаимодействию с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Довод апелляционной жалобы о том, что Государственная жилищная инспекция РБ не имеет полномочий по внесению представлений, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 3.10.17 Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией Республики Башкортостан государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции РБ от дата N ... в случае выявления причин совершения административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, в адрес соответствующих организаций или должностных лиц, начальником (заместителем начальника) Госжилинспекции РБ может быть вынесено представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил нормы материального или процессуального права, полно и всесторонне исследовал доказательства, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Уфа РБ А. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.СМИРНОВА

Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Т.Е.ФРОЛОВА

Справка: судья Кадырова Э.Р.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)