Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7096/2015

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что бездействие ответчика создает угрозу жизни и здоровью ей и членам ее семьи.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2015 г. по делу N 33-7096


Судья: Мурашко Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Мельниковой О.Г., Наконечной Е.В.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А. к администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 26.05.2015, которым иск удовлетворен. На администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить Б.А. на состав семьи два человека: Б.А., Б.В., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 60,9 кв. м в черте г. Владивостока.
Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., объяснения представителя Б.А. по доверенности ФИО6, представителя администрации г. Владивостока по доверенности ФИО7,, судебная коллегия

установила:

Б.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока, указав, что является собственником 3-х комнатной квартиры, общей площадью 60,9 кв. м в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Квартира расположена в жилом доме, который распоряжением администрации г. Владивостока от 11.06.2013 N 421- р признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 3 данного распоряжения управление муниципальной собственности г. Владивостока обязано заключить договоры мены с собственниками жилых помещений.
Постановлением администрации г. Владивостока от 14.01.2015 N 434 она признана малоимущей (состав семьи - 2 человека: Б.А., ...).
Постановлением администрации г. Владивостока от 03.03.2015 N 4014 она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Бездействие ответчика создает угрозу жизни и здоровью ей и членам ее семьи.
Уточнив исковые требования, истица просила суд обязать администрацию г. Владивостока предоставить ей благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 60,9 кв. м, по договору социального найма в черте г. Владивостока.
Представитель истицы поддержал уточненные исковые требования.
Представитель администрации г. Владивостока иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, с ним не согласилась администрация г. Владивостока, ее представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 08.07.2005, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2012, серии 25-АВ N 930103.
Согласно выписке из формы N 10 от 20.03.2015 истица зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу с 2002 года, вместе с ней муж - .... с 2001 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением администрации г. Владивостока от 11.06.2013 N 421-р утверждено заключение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ N и признании многоквартирного <адрес> в г. Владивостоке аварийным и подлежащим сносу.
Данным распоряжением установлено Управлению по учету и распределению жилья администрации г. Владивостока предоставить благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма жилого помещения гражданам, зарегистрированным по месту жительства в многоквартирном доме <адрес> в г. Владивостоке, в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации. Управлению муниципальной собственности г. Владивостока исключить из реестра муниципального имущества г. Владивостока квартиры в многоквартирном <адрес> в г. Владивостоке после переселения из него граждан и заключить договоры мены с собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>.
До настоящего времени другое жилое помещение истице и членам ее семьи не предоставлено.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Б.А. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, она и члены ее семьи не обеспечены пригодным для проживания жилым помещением.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления. В данном случае, это - администрация г. Владивостока.
Довод жалобы о том, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома, несостоятелен.
Статьей 32 Жилищного кодекса РФ регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо соблюдение совокупности обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственнику жилых помещений требование о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
В материалах дела отсутствуют сведения о предъявлении к собственникам требований о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств, а также сведения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку ответчиком данные требования закона выполнены не были, суд первой инстанции, с учетом позиции истицы, выразившей желание на получение жилья по договору социального найма, правомерно удовлетворил ее требования к администрации г. Владивостока о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Принимая решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения непригодными для проживания орган местного самоуправления фактически признал обязанность по предоставлению истице другого жилого помещения, поскольку спорный дом по своему техническому состоянию как непригодный для проживания подлежал отселению и сносу.
Закон не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Более того, постановлением администрации г. Владивостока от 14.01.2015 N 434, Б.А. признана малоимущей, состав семьи два человека: Б.А., ... - в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации г. Владивостока от 03.03.2015 N 4014 Б.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
Довод жалобы о том, что в данном случае отсутствуют основания для предоставления истице жилого помещения во внеочередном порядке, основан на неверном толковании норм права.
Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При разрешении возникшего спора вышеприведенные положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ судом первой инстанции применены правильно.
Поскольку, будучи принятой в установленном законом порядке на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и проживая в непригодном для проживания жилом помещении истица приобрела право на внеочередное обеспечение иным жилым помещением на условиях договора социального найма.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в отношении нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях, у органов местного самоуправления возникает обязанность по немедленному обеспечению их иным жилым помещением, пригодным для проживания.
Решение суда является законными и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 26.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)