Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 по делу N А29-4635/2014 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Марковой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716) и
к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее - Истец, ООО УО "Центральное", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Ломоносова, 10а, за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сумме 61653,42 руб. согласно договору N Центр-2013/27 01.07.2013.
Определением суда первой инстанции от 14.06.2014 к участию в деле в качестве Ответчика привлечено Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 иск удовлетворен частично. В пользу Истца взыскана задолженность в размере 43954,54 руб.
ООО УО "Центральное" с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, ему необоснованно отказали во взыскании с Ответчика задолженности, исходя именно из площади нежилого помещения в размере 456,4 кв. м, поскольку при наличии выписки из реестра недвижимости с указанием площади в размере 325,3 кв. м суду первой инстанции следовало установить причины возникновения такого несоответствия.
Ссылаясь в подтверждение своей позиции по жалобе на статьи 8 и 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество настаивает, что сложившаяся ситуация является бесспорным основанием для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество в жалобе заявило ходатайство о приобщении к материалам дела договора N 46 от 13.01.2014 и технического паспорта многоквартирного дома N 10А по ул. Ломоносова от 25.08.2008, сославшись на то, что данные документы были им получены после принятия судом первой инстанции решения по делу.
Указанные документы в силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвращаются заявителю жалобы, о чем вынесено протокольное определение.
Ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 23.10.2014 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Истец просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 15 часов 30 минут 20.11.2014.
После отложения стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Истцом и Ответчиком возникли разногласия в отношении оплаты услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, что и послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270, требования Истца признал обоснованными только в части площади помещения, сведения о которой представил Росреестр.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункты 1, 3 статьи 215 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 Кодекса). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 Кодекса).
Статьями 210, 244, 249 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. При этом если имущество находится в общей долевой собственности двух или нескольких лиц, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Как определено статьями 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Статьей 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающих в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя из установленной платы. Начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома либо в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, в которой предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги управляющая организация должна производить с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности МО ГО "Воркута" находятся нежилые помещения общей площадью 325,3 кв. м, расположенные в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ломоносова, 10а, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 20.06.2014 N 16/027/2014-512.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МО ГО "Воркута" (далее - "Положение...").
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения..." Управление осуществляет функции администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, а также заключает от имени муниципального образования договоры управления.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90 утверждено Положение об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" (далее - "Положение об управлении...").
Согласно пункту 1.4. "Положения об управлении..." Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута".
В силу пунктов 3.1.1, 3.1.4 и 3.1.9 "Положения об управлении..." Управление организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального, энергетического и дорожного хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности; создает условия для жилищного строительства; осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства; организует проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Пунктами 3.1.10, 3.1.11 "Положения об управлении..." установлено, что Управление осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, а также создает условия для управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании протокола проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД г. Воркута от 27.06.2013 N 3 управление указанным МКД осуществляет ООО УО "Центральное".
Между ООО УО "Центральное" (Управляющая организация) и собственниками помещений МКД в лице Администрации МО ГО "Воркута" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2013 N Центр-2013/27, по условиям которого (пунктом 1.1) Управляющая организация по заданию собственников в течение действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в разделе 4.2 договора и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Пунктом 4.1.1 договора установлено, что перечень выполняемых работ и оказываемых услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, утвержден решением общего собрания собственников и приведен в Приложениях N 11 и N 12 к договору.
Согласно пункту 6.1.3 договора плата за содержание и ремонт помещения для каждого собственника помещения определяется ежемесячно исходя из размера платы и доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Протоколом проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД г. Воркута от 27.06.2013 N 3 установлена ежемесячная плата по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в спорный период в размере: 22,52 руб. за 1 кв. м.
В спорный период с 01.07.2013 по 31.12.2013 Истец осуществлял обслуживание многоквартирного дома и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества дома.
На оплату выполненных по договору управления услуг и работ в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 Истец выставил счета-фактуры:
- N 2013/08/0147 от 26.08.2013 на сумму 20 551,14 руб. (предъявлено к оплате за июль и август 2013),
- N 2013/09/0184 от 30.09.2013 на сумму 10 275,57 руб.,
- N 2013/10/0190 от 31.10.2013 на сумму 10 275,57 руб.,
- N 2013/11/0198 от 30.11.2013 на сумму 10 275,57 руб.,
- N 2013/12/0208 от 31.12.2013 на сумму 10 275,57 руб.
Ответчик оплату указанных счетов не произвел.
В претензии N 1-16/995 от 03.04.2014 Истец предложил Ответчику произвести оплату имеющейся задолженности.
Данная претензия была оставлена Ответчиком без ответа.
Право собственности Ответчика на нежилое помещение общей площадью 325,3 кв. м подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество N 16/027/2014-515 от 20.06.2014.
В ходе рассмотрения дела по запросу суда первой инстанции Росреестр представил сведения о том, что в едином государственном реестре содержится запись о регистрации за МО ГО "Воркута" права собственности на нежилые помещения в МКД по адресу г. Воркута, ул. Ломоносова, 10а, площадью в размере только 325,3 кв. м. Истец же, заявив требования в отношении площади нежилого помещения в МКД в размере 456,4 кв. м, доказательств принадлежности муниципальному образованию на праве собственности нежилых помещений в МКД площадью именно в размере 456,4 кв. м, в материалы дела не представил. В связи с этим апелляционный суд признает несостоятельной позицию Общества, изложенную им в жалобе о том, что суду инстанции следовало выяснить причины появления несоответствия в размерах площади нежилого помещения, в отношении которого были заявлены исковые требования и площади нежилого помещения, указанной в выписке, представленной Росреестром.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания задолженности, рассчитанной исходя из площади помещений, находящихся в собственности Ответчика - 325,3 кв. м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 расчет стоимости за работы и услуги по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа утвержденного решением общего собрания собственников помещений на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, расчет стоимости за работы и услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества, должен представлять собой следующее: 22,52 (тариф) х 325,3 (площадь нежилого помещения находящихся в собственности ответчика) х 6 (количество месяцев), что и составит 43 954,54 руб.
С учетом положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает, что заявителем апелляционной жалобы не представлено иных доказательств, чем имеются в материалах дела, о наличии в собственности МО ГО "Воркута" нежилого помещения иной площади, чем та, за которую судом первой инстанции взыскана задолженность по ее содержанию.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО УО "Центральное" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, в дальнейшей отсрочке уплаты государственной пошлины заявителю отказано в связи с непредставлением доказательств наличия оснований для отсрочки по уплате государственной пошлины, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 по делу N А29-4635/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425) - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N А29-4635/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N А29-4635/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 по делу N А29-4635/2014 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Марковой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716) и
к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее - Истец, ООО УО "Центральное", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Ломоносова, 10а, за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сумме 61653,42 руб. согласно договору N Центр-2013/27 01.07.2013.
Определением суда первой инстанции от 14.06.2014 к участию в деле в качестве Ответчика привлечено Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 иск удовлетворен частично. В пользу Истца взыскана задолженность в размере 43954,54 руб.
ООО УО "Центральное" с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, ему необоснованно отказали во взыскании с Ответчика задолженности, исходя именно из площади нежилого помещения в размере 456,4 кв. м, поскольку при наличии выписки из реестра недвижимости с указанием площади в размере 325,3 кв. м суду первой инстанции следовало установить причины возникновения такого несоответствия.
Ссылаясь в подтверждение своей позиции по жалобе на статьи 8 и 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество настаивает, что сложившаяся ситуация является бесспорным основанием для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество в жалобе заявило ходатайство о приобщении к материалам дела договора N 46 от 13.01.2014 и технического паспорта многоквартирного дома N 10А по ул. Ломоносова от 25.08.2008, сославшись на то, что данные документы были им получены после принятия судом первой инстанции решения по делу.
Указанные документы в силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвращаются заявителю жалобы, о чем вынесено протокольное определение.
Ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 23.10.2014 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Истец просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 15 часов 30 минут 20.11.2014.
После отложения стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Истцом и Ответчиком возникли разногласия в отношении оплаты услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, что и послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270, требования Истца признал обоснованными только в части площади помещения, сведения о которой представил Росреестр.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункты 1, 3 статьи 215 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 Кодекса). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 Кодекса).
Статьями 210, 244, 249 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. При этом если имущество находится в общей долевой собственности двух или нескольких лиц, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Как определено статьями 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Статьей 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающих в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя из установленной платы. Начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома либо в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, в которой предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги управляющая организация должна производить с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности МО ГО "Воркута" находятся нежилые помещения общей площадью 325,3 кв. м, расположенные в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ломоносова, 10а, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 20.06.2014 N 16/027/2014-512.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МО ГО "Воркута" (далее - "Положение...").
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения..." Управление осуществляет функции администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, а также заключает от имени муниципального образования договоры управления.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90 утверждено Положение об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" (далее - "Положение об управлении...").
Согласно пункту 1.4. "Положения об управлении..." Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута".
В силу пунктов 3.1.1, 3.1.4 и 3.1.9 "Положения об управлении..." Управление организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального, энергетического и дорожного хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности; создает условия для жилищного строительства; осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства; организует проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Пунктами 3.1.10, 3.1.11 "Положения об управлении..." установлено, что Управление осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, а также создает условия для управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании протокола проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД г. Воркута от 27.06.2013 N 3 управление указанным МКД осуществляет ООО УО "Центральное".
Между ООО УО "Центральное" (Управляющая организация) и собственниками помещений МКД в лице Администрации МО ГО "Воркута" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2013 N Центр-2013/27, по условиям которого (пунктом 1.1) Управляющая организация по заданию собственников в течение действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в разделе 4.2 договора и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Пунктом 4.1.1 договора установлено, что перечень выполняемых работ и оказываемых услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, утвержден решением общего собрания собственников и приведен в Приложениях N 11 и N 12 к договору.
Согласно пункту 6.1.3 договора плата за содержание и ремонт помещения для каждого собственника помещения определяется ежемесячно исходя из размера платы и доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Протоколом проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД г. Воркута от 27.06.2013 N 3 установлена ежемесячная плата по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в спорный период в размере: 22,52 руб. за 1 кв. м.
В спорный период с 01.07.2013 по 31.12.2013 Истец осуществлял обслуживание многоквартирного дома и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества дома.
На оплату выполненных по договору управления услуг и работ в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 Истец выставил счета-фактуры:
- N 2013/08/0147 от 26.08.2013 на сумму 20 551,14 руб. (предъявлено к оплате за июль и август 2013),
- N 2013/09/0184 от 30.09.2013 на сумму 10 275,57 руб.,
- N 2013/10/0190 от 31.10.2013 на сумму 10 275,57 руб.,
- N 2013/11/0198 от 30.11.2013 на сумму 10 275,57 руб.,
- N 2013/12/0208 от 31.12.2013 на сумму 10 275,57 руб.
Ответчик оплату указанных счетов не произвел.
В претензии N 1-16/995 от 03.04.2014 Истец предложил Ответчику произвести оплату имеющейся задолженности.
Данная претензия была оставлена Ответчиком без ответа.
Право собственности Ответчика на нежилое помещение общей площадью 325,3 кв. м подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество N 16/027/2014-515 от 20.06.2014.
В ходе рассмотрения дела по запросу суда первой инстанции Росреестр представил сведения о том, что в едином государственном реестре содержится запись о регистрации за МО ГО "Воркута" права собственности на нежилые помещения в МКД по адресу г. Воркута, ул. Ломоносова, 10а, площадью в размере только 325,3 кв. м. Истец же, заявив требования в отношении площади нежилого помещения в МКД в размере 456,4 кв. м, доказательств принадлежности муниципальному образованию на праве собственности нежилых помещений в МКД площадью именно в размере 456,4 кв. м, в материалы дела не представил. В связи с этим апелляционный суд признает несостоятельной позицию Общества, изложенную им в жалобе о том, что суду инстанции следовало выяснить причины появления несоответствия в размерах площади нежилого помещения, в отношении которого были заявлены исковые требования и площади нежилого помещения, указанной в выписке, представленной Росреестром.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания задолженности, рассчитанной исходя из площади помещений, находящихся в собственности Ответчика - 325,3 кв. м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 расчет стоимости за работы и услуги по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа утвержденного решением общего собрания собственников помещений на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, расчет стоимости за работы и услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества, должен представлять собой следующее: 22,52 (тариф) х 325,3 (площадь нежилого помещения находящихся в собственности ответчика) х 6 (количество месяцев), что и составит 43 954,54 руб.
С учетом положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает, что заявителем апелляционной жалобы не представлено иных доказательств, чем имеются в материалах дела, о наличии в собственности МО ГО "Воркута" нежилого помещения иной площади, чем та, за которую судом первой инстанции взыскана задолженность по ее содержанию.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО УО "Центральное" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, в дальнейшей отсрочке уплаты государственной пошлины заявителю отказано в связи с непредставлением доказательств наличия оснований для отсрочки по уплате государственной пошлины, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2014 по делу N А29-4635/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425) - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)