Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.03.2014 (судья Амургушев С.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 (судьи Киреева О.Ю., Захарчук Е.И., Нагишева О.Б.) по делу N А02-2273/2013 по иску Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 24, ИНН 0411005460, ОГРН 1020400753438) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 272 153 руб.
Суд
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин Республики Алтай) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 272 153 руб. убытков в пользу казны Республики Алтай (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, с казны Российской Федерации Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) в доход республиканской казны в лице Министерства финансов Республики Алтай взыскано 272 153 руб. убытков.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению Минфина России, выводы суда не соответствуют закону. Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса и статье 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" спорные обязательства относятся к расходам Республики Алтай.
По мнению Минфина России, определен надлежащий ответчик по делам о взыскании мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, а именно - казна Республики Алтай. Судом не применены часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Минфин Республики Алтай в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актх, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, по исполнительным листам Минфин Республики Алтай перечислил гражданам, в интересах которых прокурорами районов были предъявлены и мировым судом удовлетворены иски о взыскании мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельской местности, денежных средств в виде компенсации за предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением в сумме 272 153 руб.
Полагая, что данные расходы подлежат возмещению бюджету субъекта Российской Федерации из казны Российской Федерации, Минфин Республики Алтай обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали выводы об отнесении финансирования рассматриваемых льгот к расходным обязательствам Российской Федерации и наличии у Российской Федерации обязанности за счет казны Российской Федерации возместить Республике Алтай понесенные расходы на оплату мер социальной поддержки.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Установив, что согласно Федеральным законам от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" и от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субвенции республиканскому бюджету Республики Алтай для финансирования расходов педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и имеющим в силу пункта 5 статьи 55 Закона об образовании право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, не предусматривались и не выделялись, иск удовлетворен правомерно.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.03.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2273/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
И.В.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2014 ПО ДЕЛУ N А02-2273/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу N А02-2273/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.03.2014 (судья Амургушев С.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 (судьи Киреева О.Ю., Захарчук Е.И., Нагишева О.Б.) по делу N А02-2273/2013 по иску Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 24, ИНН 0411005460, ОГРН 1020400753438) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 272 153 руб.
Суд
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин Республики Алтай) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 272 153 руб. убытков в пользу казны Республики Алтай (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, с казны Российской Федерации Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) в доход республиканской казны в лице Министерства финансов Республики Алтай взыскано 272 153 руб. убытков.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению Минфина России, выводы суда не соответствуют закону. Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса и статье 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" спорные обязательства относятся к расходам Республики Алтай.
По мнению Минфина России, определен надлежащий ответчик по делам о взыскании мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, а именно - казна Республики Алтай. Судом не применены часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Минфин Республики Алтай в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актх, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, по исполнительным листам Минфин Республики Алтай перечислил гражданам, в интересах которых прокурорами районов были предъявлены и мировым судом удовлетворены иски о взыскании мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельской местности, денежных средств в виде компенсации за предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением в сумме 272 153 руб.
Полагая, что данные расходы подлежат возмещению бюджету субъекта Российской Федерации из казны Российской Федерации, Минфин Республики Алтай обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали выводы об отнесении финансирования рассматриваемых льгот к расходным обязательствам Российской Федерации и наличии у Российской Федерации обязанности за счет казны Российской Федерации возместить Республике Алтай понесенные расходы на оплату мер социальной поддержки.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Установив, что согласно Федеральным законам от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" и от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субвенции республиканскому бюджету Республики Алтай для финансирования расходов педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и имеющим в силу пункта 5 статьи 55 Закона об образовании право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, не предусматривались и не выделялись, иск удовлетворен правомерно.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.03.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2273/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
И.В.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)