Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6033/2015) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2015 по делу N А46-1646/2015 (судья Воронов Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибэль" (ИНН 5506052242, ОГРН 1035511012240)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации, обязании произвести государственную регистрацию
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Газизова М.А. по доверенности от 01.07.2015;
- от заинтересованного лица: Подгорбунских А.А. по доверенности N 09 от 12.01.2015;
Общество с ограниченной ответственностью "Сибэль" (далее - ООО "Сибэль", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
1) Признать незаконными действия Управления Росреестра по Омской области по отказу в государственной регистрации:
- - изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул..Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение;
- - права собственности на квартиру N 90, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1;
- - права собственности на квартиру N 87, расположенную по адресу; г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1.
2) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области произвести государственную регистрацию:
- - изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение;
- - права собственности на квартиру N 90, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1;
- - права собственности на квартиру N 87, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2015 по делу N А46-1646/2015 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, суд взыскал с Управления Росреестра по Омской области в пользу ООО "Сибэль" 9 000 рублей 00 копеек расходов по государственной пошлине.
В обоснование решения суд указал, что заявитель надлежащим образом осуществил все требуемые от него действия по согласованию; на момент осуществления работ и принятия помещений в эксплуатацию Администрация Ленинского административного округа с учетом позиции Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сочла действия заявителя соответствующими закону.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Омской области указывает на то, что произошли изменения параметров объекта капитального строительства, а именно количество этажей с 1 до 2, в связи с чем, усматриваются признаки произведенной реконструкции; в ответе на запрос Департамент строительства явно указал на изменение технико-экономических показателей многоквартирного дома.
ООО "Сибэль" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, так как государственная регистрация права осуществлена на основании полного пакета документов.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель ООО "Сибэль" - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил, что ООО "Сибэль" на праве собственности принадлежит нежилое помещение 2П, назначение: нежилое, общая площадь 803,4 кв. м, этаж 1, литера А1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1, пом. 2П, кадастровый (или условный) номер: 55:36:170104:10259, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АА 993505 от 15.11.2013.
ООО "Союзпроект" подготовлена проектная документация N 07-11-2013/П-69-АР по перепланировке нежилых помещений под квартиры в здании по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1.
ООО "Сибэль" подано в Администрацию Ленинского административного округа г. Омска заявление о переводе нежилого помещения в жилое и перепланировке.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с просьбой дать рекомендации по представленному проекту в части наличия в проекте признаков реконструкции нежилого помещения.
В ответе от 21.04.2014 N 08/5074 на запрос Администрации Ленинского административного округа г. Омска Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В представленном проекте перепланировки с шифром N 07-11-2013/П-69-АР отсутствует информация об изменении параметров объекта капитального строительства, представленный проект выполнен для перепланировки и не отвечает требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Получив указанный ответ 24.04.2014 Администрация Ленинского административного округа г. Омска распоряжением N 296 осуществлен перевод нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в жилое, ООО "Сибэль" дано разрешение выполнить работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения в соответствии с проектом, согласованным в установленном порядке.
09.09.2014 приемочная комиссия по Ленинскому административному округу г. Омска по приемке в эксплуатацию помещений после проведения работ по их переустройству и (или) перепланировке установила, что работы по перепланировке выполнены в соответствии с проектом, а именно: произведены работы по установке новых перегородок, выполнены все необходимые требования. Жилое помещение по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 принято в эксплуатацию.
Актом от 06.10.2014 приемочной комиссией уточнен состав и площадь жилых помещений.
31.10.2014, после производства работ и получения заключения приемочной комиссии, ООО "Сибэль" обратилось за государственной регистрацией права собственности на жилые помещения - квартиры N 90 и N 87, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, а также за внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение.
На регистрацию представлены Распоряжение Администрации Ленинского административного округа г. Омска от 24.04.2014 N 296, акт приемочной комиссии от 09.09.2014, дополнительный акт от 06.10.2014, проектная документация с шифром 07-11-2013/П-69-АР.
19.11.2014 по заявлению ООО "Сибэль" приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиры, 03.12.2014 также по заявлению ООО "Сибэль" приостановлена государственная регистрация внесения изменений в реестр.
09.02.2015 Управлением Росреестра по Омской области в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приостановлена государственная регистрация права собственности и внесения изменений в реестр в связи с непредставлением документов, подтверждающих законность проведенной реконструкции: разрешения на проведение реконструкции и документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию.
10.03.2015 в государственной регистрации права ООО "Сибэль" на жилые помещения и во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказано.
Основанием для отказа послужило непредставление указанных выше документов. Управление Росреестра по Омской области в обоснование отказа ссылается на сведения, содержащиеся в предоставленном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровом паспорте, в частности на то, что помещение видоизменилось, имеет жилое назначение, общую площадь 765,3 кв. м и расположено на 1 и 2 этажах.
Управление Росреестра по Омской области, со ссылками на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, посчитало произведенные работы реконструкцией жилого помещения, требующей оформления разрешения Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, ООО "Сибэль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
28.04.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение по делу N 46-1646/2015. Данное решение является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по жалобам заявителя, а также лица, не участвовавшего в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения поданной апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из текста оспариваемого решения, основанием для отказа в государственной регистрации изменения объекта в связи с перепланировкой и регистрации права собственности на две квартиры явилось нарушение абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу данных норм права, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
По мнению административного органа, на государственную регистрацию не было представлено разрешение на реконструкцию и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при наличии признаков реконструкции, на которые указывает в своем сообщении Департамент строительства г. Омска в ответ на запрос регистрирующего органа.
Требования к предъявляемым на государственную регистрацию документам предусмотрены статьей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, в силу части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Основания для получения разрешения на строительство (реконструкция) и получения акта ввода в эксплуатацию предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно положениям частей 1 - 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается, в том числе, разрешение на строительство (пункт 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, в случае проведения реконструкции, обязательным документом, подтверждающим право на возникновение реконструированного объекта, действительно является разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, понятие реконструкции дано в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Однако, согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации даны понятия переустройства и перепланировки жилого помещения:
- - переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения;
- - перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (статьи 26, 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из указанных положений закона суд первой инстанции сделал верный вывод, что получение разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию необходимо только для строительства или реконструкции объекта, для осуществления переустройства и перепланировки такого разрешения не требуется.
Как было выше сказано, ООО "Сибэль" обратилось в Администрацию Ленинского административного округа г. Омска для осуществления перепланировки и перевода нежилого помещения в жилое, представив проектную документацию ООО "Союзпроект" N 07-11-2013/П-69-АР, в которой производимые работы были определены проектировщиком как перепланировка.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска, в свою очередь, обратилась в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, который в ответе от 21.04.2014 N 08/5074 не установил наличия признаков реконструкции, требующих выдачи разрешения на строительство.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска распоряжением от 24.04.2014 осуществила перевод нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в жилое, дало разрешение на перепланировку и переустройство.
Приемочная комиссия актом от 09.09.2014 подтвердила осуществление работ в соответствии с проектной документацией, помещения приняты в эксплуатацию.
Таким образом, ООО "Сибэль" надлежаще осуществило все требуемые от него действия, работы произведены по согласованию и на основании решения уполномоченного органа, приняты Администрацией Ленинского административного округа г. Омска. На момент осуществления работ и принятия помещений в эксплуатацию Администрация Ленинского административного округа г. Омска, с учетом позиции Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - органа, в чьи полномочия входит выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства - сочла действия заявителя соответствующими закону.
На сегодняшний момент распоряжение Администрация Ленинского административного округа г. Омска от 24.04.2014 об осуществлении перевода нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в жилое и даче разрешение на перепланировку и переустройство, а также акт приемочной комиссии от 09.09.2014 о подтверждении осуществления работ в соответствии с проектной документацией и принятия помещений в эксплуатацию не оспорены и не признаны недействительными.
В период приостановления заинтересованным лицом государственной регистрации изменения характеристик объекта недвижимости с нежилого на жилое и права собственности на два жилых помещения, Управлением Росреестра по Омской области были направлены запросы в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и Департамент строительства Администрации г. Омска (как в орган, выдающий разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в ответе от 30.01.2015 указывает, что проектная документация на реконструкцию нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в департамент не сдавалась, разрешение не выдавалось.
Следовательно, из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска следует только то, что разрешение на реконструкцию ООО "Сибэль" не выдавалось, однако, не следует напрямую, что выдача такого разрешения в данном случае была необходима, как не следовало это и из ответа, данного Администрации Ленинского административного округа г. Омска перед производством работ.
Департамент строительства в своем ответе от 04.02.2015 указывает, что поскольку разделом "Архитектурно-строительные решения" проекта перепланировки нежилых помещений в жилые предусматривается увеличение площади помещений мест общего пользования, количество секций многоквартирного дома по улице Волго-Донская, д. 8/1, изменяется количество этажей пристройки, произошло изменение технико-экономических показателей многоквартирного дома, в связи с чем, выполненные работы могут быть отнесены к реконструкции многоквартирного дома.
Таким образом, Департамент строительства фактически ведет речь о реконструкции жилого дома, а не о реконструкции нежилых помещений, которые принадлежат на праве собственности заявителю.
Однако, из имеющихся в деле доказательств суду не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, является ли пристроенное помещение частью жилого дома, в равной степени и о том, изменилось ли в результате перепланировки количество этажей спорного помещения. Ни проектной документации на перепланировку, ни технической документации жилого дома в материалы дела не представлено.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод о добросовестном поведение ООО "Сибэль" при осуществлении действий по переводу помещений в жилые и производству работ, осуществление им всех необходимых действий.
Фактических оснований полагать, что при осуществлении работ имела место реконструкция, а не переоборудование и перепланировка, не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно нашел действия Управления Росреестра по Омской области по отказу в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение, права собственности на квартиры N 87 и N 90, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, не соответствующими закону и нарушающими права заявителя, а требования ООО "Сибэль" - подлежащими удовлетворению.
Таким образом, решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не распределяет судебные расходы, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2015 по делу N А46-1646/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2015 N 08АП-6033/2015 ПО ДЕЛУ N А46-1646/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. N 08АП-6033/2015
Дело N А46-1646/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6033/2015) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2015 по делу N А46-1646/2015 (судья Воронов Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибэль" (ИНН 5506052242, ОГРН 1035511012240)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации, обязании произвести государственную регистрацию
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Газизова М.А. по доверенности от 01.07.2015;
- от заинтересованного лица: Подгорбунских А.А. по доверенности N 09 от 12.01.2015;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибэль" (далее - ООО "Сибэль", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
1) Признать незаконными действия Управления Росреестра по Омской области по отказу в государственной регистрации:
- - изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул..Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение;
- - права собственности на квартиру N 90, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1;
- - права собственности на квартиру N 87, расположенную по адресу; г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1.
2) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области произвести государственную регистрацию:
- - изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение;
- - права собственности на квартиру N 90, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1;
- - права собственности на квартиру N 87, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2015 по делу N А46-1646/2015 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, суд взыскал с Управления Росреестра по Омской области в пользу ООО "Сибэль" 9 000 рублей 00 копеек расходов по государственной пошлине.
В обоснование решения суд указал, что заявитель надлежащим образом осуществил все требуемые от него действия по согласованию; на момент осуществления работ и принятия помещений в эксплуатацию Администрация Ленинского административного округа с учетом позиции Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сочла действия заявителя соответствующими закону.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Омской области указывает на то, что произошли изменения параметров объекта капитального строительства, а именно количество этажей с 1 до 2, в связи с чем, усматриваются признаки произведенной реконструкции; в ответе на запрос Департамент строительства явно указал на изменение технико-экономических показателей многоквартирного дома.
ООО "Сибэль" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, так как государственная регистрация права осуществлена на основании полного пакета документов.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель ООО "Сибэль" - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил, что ООО "Сибэль" на праве собственности принадлежит нежилое помещение 2П, назначение: нежилое, общая площадь 803,4 кв. м, этаж 1, литера А1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1, пом. 2П, кадастровый (или условный) номер: 55:36:170104:10259, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АА 993505 от 15.11.2013.
ООО "Союзпроект" подготовлена проектная документация N 07-11-2013/П-69-АР по перепланировке нежилых помещений под квартиры в здании по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1.
ООО "Сибэль" подано в Администрацию Ленинского административного округа г. Омска заявление о переводе нежилого помещения в жилое и перепланировке.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с просьбой дать рекомендации по представленному проекту в части наличия в проекте признаков реконструкции нежилого помещения.
В ответе от 21.04.2014 N 08/5074 на запрос Администрации Ленинского административного округа г. Омска Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В представленном проекте перепланировки с шифром N 07-11-2013/П-69-АР отсутствует информация об изменении параметров объекта капитального строительства, представленный проект выполнен для перепланировки и не отвечает требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Получив указанный ответ 24.04.2014 Администрация Ленинского административного округа г. Омска распоряжением N 296 осуществлен перевод нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в жилое, ООО "Сибэль" дано разрешение выполнить работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения в соответствии с проектом, согласованным в установленном порядке.
09.09.2014 приемочная комиссия по Ленинскому административному округу г. Омска по приемке в эксплуатацию помещений после проведения работ по их переустройству и (или) перепланировке установила, что работы по перепланировке выполнены в соответствии с проектом, а именно: произведены работы по установке новых перегородок, выполнены все необходимые требования. Жилое помещение по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 принято в эксплуатацию.
Актом от 06.10.2014 приемочной комиссией уточнен состав и площадь жилых помещений.
31.10.2014, после производства работ и получения заключения приемочной комиссии, ООО "Сибэль" обратилось за государственной регистрацией права собственности на жилые помещения - квартиры N 90 и N 87, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, а также за внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение.
На регистрацию представлены Распоряжение Администрации Ленинского административного округа г. Омска от 24.04.2014 N 296, акт приемочной комиссии от 09.09.2014, дополнительный акт от 06.10.2014, проектная документация с шифром 07-11-2013/П-69-АР.
19.11.2014 по заявлению ООО "Сибэль" приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиры, 03.12.2014 также по заявлению ООО "Сибэль" приостановлена государственная регистрация внесения изменений в реестр.
09.02.2015 Управлением Росреестра по Омской области в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приостановлена государственная регистрация права собственности и внесения изменений в реестр в связи с непредставлением документов, подтверждающих законность проведенной реконструкции: разрешения на проведение реконструкции и документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию.
10.03.2015 в государственной регистрации права ООО "Сибэль" на жилые помещения и во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказано.
Основанием для отказа послужило непредставление указанных выше документов. Управление Росреестра по Омской области в обоснование отказа ссылается на сведения, содержащиеся в предоставленном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровом паспорте, в частности на то, что помещение видоизменилось, имеет жилое назначение, общую площадь 765,3 кв. м и расположено на 1 и 2 этажах.
Управление Росреестра по Омской области, со ссылками на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, посчитало произведенные работы реконструкцией жилого помещения, требующей оформления разрешения Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, ООО "Сибэль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
28.04.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение по делу N 46-1646/2015. Данное решение является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по жалобам заявителя, а также лица, не участвовавшего в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения поданной апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из текста оспариваемого решения, основанием для отказа в государственной регистрации изменения объекта в связи с перепланировкой и регистрации права собственности на две квартиры явилось нарушение абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу данных норм права, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
По мнению административного органа, на государственную регистрацию не было представлено разрешение на реконструкцию и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при наличии признаков реконструкции, на которые указывает в своем сообщении Департамент строительства г. Омска в ответ на запрос регистрирующего органа.
Требования к предъявляемым на государственную регистрацию документам предусмотрены статьей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, в силу части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Основания для получения разрешения на строительство (реконструкция) и получения акта ввода в эксплуатацию предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно положениям частей 1 - 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается, в том числе, разрешение на строительство (пункт 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, в случае проведения реконструкции, обязательным документом, подтверждающим право на возникновение реконструированного объекта, действительно является разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, понятие реконструкции дано в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Однако, согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации даны понятия переустройства и перепланировки жилого помещения:
- - переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения;
- - перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (статьи 26, 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из указанных положений закона суд первой инстанции сделал верный вывод, что получение разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию необходимо только для строительства или реконструкции объекта, для осуществления переустройства и перепланировки такого разрешения не требуется.
Как было выше сказано, ООО "Сибэль" обратилось в Администрацию Ленинского административного округа г. Омска для осуществления перепланировки и перевода нежилого помещения в жилое, представив проектную документацию ООО "Союзпроект" N 07-11-2013/П-69-АР, в которой производимые работы были определены проектировщиком как перепланировка.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска, в свою очередь, обратилась в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, который в ответе от 21.04.2014 N 08/5074 не установил наличия признаков реконструкции, требующих выдачи разрешения на строительство.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска распоряжением от 24.04.2014 осуществила перевод нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в жилое, дало разрешение на перепланировку и переустройство.
Приемочная комиссия актом от 09.09.2014 подтвердила осуществление работ в соответствии с проектной документацией, помещения приняты в эксплуатацию.
Таким образом, ООО "Сибэль" надлежаще осуществило все требуемые от него действия, работы произведены по согласованию и на основании решения уполномоченного органа, приняты Администрацией Ленинского административного округа г. Омска. На момент осуществления работ и принятия помещений в эксплуатацию Администрация Ленинского административного округа г. Омска, с учетом позиции Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - органа, в чьи полномочия входит выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства - сочла действия заявителя соответствующими закону.
На сегодняшний момент распоряжение Администрация Ленинского административного округа г. Омска от 24.04.2014 об осуществлении перевода нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в жилое и даче разрешение на перепланировку и переустройство, а также акт приемочной комиссии от 09.09.2014 о подтверждении осуществления работ в соответствии с проектной документацией и принятия помещений в эксплуатацию не оспорены и не признаны недействительными.
В период приостановления заинтересованным лицом государственной регистрации изменения характеристик объекта недвижимости с нежилого на жилое и права собственности на два жилых помещения, Управлением Росреестра по Омской области были направлены запросы в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и Департамент строительства Администрации г. Омска (как в орган, выдающий разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в ответе от 30.01.2015 указывает, что проектная документация на реконструкцию нежилого помещения 2П по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 8/1 в департамент не сдавалась, разрешение не выдавалось.
Следовательно, из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска следует только то, что разрешение на реконструкцию ООО "Сибэль" не выдавалось, однако, не следует напрямую, что выдача такого разрешения в данном случае была необходима, как не следовало это и из ответа, данного Администрации Ленинского административного округа г. Омска перед производством работ.
Департамент строительства в своем ответе от 04.02.2015 указывает, что поскольку разделом "Архитектурно-строительные решения" проекта перепланировки нежилых помещений в жилые предусматривается увеличение площади помещений мест общего пользования, количество секций многоквартирного дома по улице Волго-Донская, д. 8/1, изменяется количество этажей пристройки, произошло изменение технико-экономических показателей многоквартирного дома, в связи с чем, выполненные работы могут быть отнесены к реконструкции многоквартирного дома.
Таким образом, Департамент строительства фактически ведет речь о реконструкции жилого дома, а не о реконструкции нежилых помещений, которые принадлежат на праве собственности заявителю.
Однако, из имеющихся в деле доказательств суду не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, является ли пристроенное помещение частью жилого дома, в равной степени и о том, изменилось ли в результате перепланировки количество этажей спорного помещения. Ни проектной документации на перепланировку, ни технической документации жилого дома в материалы дела не представлено.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод о добросовестном поведение ООО "Сибэль" при осуществлении действий по переводу помещений в жилые и производству работ, осуществление им всех необходимых действий.
Фактических оснований полагать, что при осуществлении работ имела место реконструкция, а не переоборудование и перепланировка, не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно нашел действия Управления Росреестра по Омской области по отказу в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей повторного свидетельства в связи с проведением перепланировки и переводом нежилого помещения 2П, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, в жилое помещение, права собственности на квартиры N 87 и N 90, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, дом 8/1, не соответствующими закону и нарушающими права заявителя, а требования ООО "Сибэль" - подлежащими удовлетворению.
Таким образом, решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не распределяет судебные расходы, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2015 по делу N А46-1646/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)