Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1327/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. по делу N 33-1327/2014


Судья: Алиткина Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Карелиной Е.Г., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску
Р.П.В. к ООО "Горсети", ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконной установки общедомового прибора учета электрической энергии, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты, начисленной за электрическую энергию,
по апелляционной жалобе представителя истца Р.П.В. Р.А.П. на решение Кировского районного суда г. Томска от 25 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., представителя истца Р.П.В. Р.А.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ООО "Горсети" Л., представителя ответчика ОАО "Томскэнергосбыт" Э.О.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Р.П.В. обратился в суд с иском к ООО "Горсети", ОАО "Томскэнергосбыт", в котором просил признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии по адресу: /__/; возложить на ОАО "Томскэнергосбыт" обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленную за период с 01.09.2012 по 30.11.2013, без учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии.
В обоснование требований указал, что является жильцом и сособственником квартиры N /__/. Жилой дом, в котором расположена квартира Р.П.В., является многоквартирным деревянным с осветительными приборами в подъезде, без лифта. Ответчик ОАО "Томскэнергосбыт", являясь поставщиком электрической энергии в данный дом, ежемесячно выставляет счета за электроэнергию. С октября 2012 года начисления на общедомовые нужды стали значительно выше, поскольку расчет стал производиться на основании показаний общедомового прибора учета, установка которого произведена ООО "Горсети" 18.02.2011 без согласия собственников дома, в собственность данный прибор собственникам многоквартирного дома также не передавался. Полагает, что установка прибора произошла с нарушением действующего законодательства. В этой связи обязанность оплачивать указанные в счетах суммы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, у него отсутствует.
В судебном заседании представитель истца Р.П.В. Р.А.П. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ООО "Горсети" К., Б.М., представитель ОАО "Томскэнергосбыт" Э.О.С. иск не признали.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Р.П.В.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 25.02.2014 в удовлетворении исковых требований Р.П.В. отказано.
В апелляционной жалобе Р.А.П. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Считает недоказанным вывод суда о том, что 18.02.2011 ответчиком ООО "Горсети" была произведена замена ранее установленного общедомового прибора учета электроэнергии, а не его установка, ссылаясь на то, что справка ООО "Горсети" от 21.02.2014 N б/н не является достаточным и прямым доказательством данного обстоятельства, а акт приемки электроучета N А559 от 18.02.2011, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 18.02.2011 и ответ ООО "Жилремсервис" содержат противоречивые сведения. Указывает, что из решения по делу N 2-1309/13 от 27.12.2013 Мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Томска, письма ООО "Горсети" от 16.01.2014 N 102 следует, что 18.02.2011 была произведена именно установка ООО "Горсети" данного общедомового прибора учета электрической энергии, а уже в последующем 03.08.2012 - его замена. Полагает неверным вывод суда о том, что на установку и замену общедомового прибора учета электроэнергии не требуется обязательного согласия собственников помещений многоквартирного дома. Считает, что установка общедомового прибора учета электроэнергии была произведена с нарушением требований действующего законодательства, суд неверно применил нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Анализируя нормы данного Закона, указывает, что обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, собственники вправе в установленные законом сроки принимать решение об установке данных приборов, участвовать в комиссии при вводе их в эксплуатацию. В этой связи считает, что расчет ОАО "Томскэнергосбыт" платы за электрическую энергию, начисляемой с учетом показаний общедомового прибора учета, установленного с нарушением предусмотренного законом порядка, неправомерен.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Горсети", ОАО "Томскэнергосбыт" просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.П.В. - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Р.П.В., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании незаконной установки ООО "Горсети" общедомового прибора учета электроэнергии по адресу: /__/, возложении на ОАО "Томскэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленной за период с 01.09.2012 по 30.11.2013 без учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии, суд первой инстанции исходил из того, что замена общедомового прибора учета произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, начисление потребителям коммунальной услуги платы за электроснабжение с учетом показаний общедомового прибора учета является правомерным.
Указанные выводы суда судебная коллегия считает верными, так как они соответствуют как установленным по делу обстоятельствам, так и требованиям закона, правильно примененного к возникшим правоотношениям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Р.П.В. на праве общей долевой собственности (136/377 доли в праве) принадлежит квартира N /__/ в многоквартирном доме, расположенном по /__/. Жилой дом, расположенный по адресу: /__/, принят на обслуживание ООО "/__/" с 01.08.2012 на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома. Ранее обслуживание многоквартирного дома осуществляло ООО "/__/" (л.д. 107, 158).
ОАО "Томскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией, а также производит расчет платы за потребленную электроэнергию.
18.02.2011 на изоляторах жилого дома по адресу: /__/, ООО "Горсети" за счет собственных средств взамен демонтированного прибора учета СТЭБ-04Н/1-ЗДР установлен расчетный прибор учета электроэнергии РиМ 614.01 N 027631. Приемка указанного прибора в эксплуатацию оформлена актом приемки электроучета А559 от 18.02.2011, составленным с участием ООО "Горсети" и ООО "/__/", являвшейся на тот момент управляющей организацией (л.д. 10). Актом, датированным 18.02.2011, подписанным ООО "Горсети" и ООО "/__/", установлена граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон: на изоляторах на стене жилого дома по адресу: /__/. Оценив данный акт в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ в совокупности с ответом ООО "/__/" N 01-10-060 от 17.02.2014 на запрос суда, объяснениями представителя ООО "Горсети", суд верно посчитал установленным, что фактически акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон между ООО "Горсети" и ООО "/__/" подписан 23.11.2012, о чем свидетельствует дата, проставленная в однолинейной схеме электроснабжения, приложенной к акту; дата "18.02.2011" в акте была оставлена со старого акта (между ООО "Горсети" и ООО "/__/") для того, что бы в дальнейшем можно было установить дату установки прибора учета.
Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком ОАО "Томскэнергосбыт" для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений дома за услуги электроснабжения.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Спорным по настоящему делу является период с 01.09.2012 по 31.11.2013.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, в первоначальной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (в редакции Закона от 23.11.2009) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Проанализировав вышеуказанные нормы, оценив доказательства, суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на замену приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения, в связи с чем пришел к правильному выводу о законности установки прибора учета РиК4 614.01 в многоквартирном жилом доме по /__/, произведенной путем замены старого общедомового прибора учета СТЭБ 04Н/1-ЗДР.
Доводы апелляционной жалобы об обратном направлены на иное токование норм материального права, переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют, а потому судебной коллегией отклоняются. Содержащиеся в решении мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Томска от 27.12.2013 по делу N 2-1309/13, письме ООО "Горсети" от 16.01.2014 N 102 сведения об установке 18.02.2011 общедомового прибора учета в многоквартирном доме N /__/, не противоречат другим доказательствам и выводу суда о том, что установка прибора учета произведена в порядке замены старого счетчика.
Поскольку установка путем замены общедомового прибора учета электрической энергии является законной, суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования истца о признании противоречащим закону расчета оплаты за электрическую энергию на общедомовые нужды, произведенному с учетом показаний вновь установленного ОДПУ, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты, начисленной за электрическую энергию. Суд верно указал, что расчет оплаты произведен ответчиком в соответствии с законом, и является правильным.
Таким образом, основания для отмены либо изменения решения отсутствуют. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, результаты которой отражены в решении суда с указанием мотивов. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе истец, суд апелляционной инстанции не находит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 25 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Р.П.В. Р.А.П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)