Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2015 N Ф03-2781/2015 ПО ДЕЛУ N А24-2090/2014

Требование: О взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком не исполнена обязанность по внесению истцу платы за капитальный ремонт общедомового имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. N Ф03-2781/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи:: И.А. Тарасова
Судей: А.В. Солодилова, В.А. Гребенщиковой
при участии:
- от истца: Кобзарь Е.Н. - представитель по доверенности от 15.01.2015 N 41АА0378459;
- от ответчиков: Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Серебренникова Е.О. - представитель по доверенности от 09.04.2015 N 01-06-01/732/15; Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Иващенко О.Е. - представитель по доверенности от 12.01.2015 N 7;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
на решение от 15.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015
по делу N А24-2090/2014 Арбитражного суда Камчатского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.С. Скрипник; в суде апелляционной инстанции - судьи К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко;
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: Департамент финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
о взыскании 201 125 961 руб. 42 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ОГРН 1084101001203, ИНН 4101122429, место нахождения: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 29; далее - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", ООО "УЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением, в котором просит:
- - взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101028291, ИНН 4101027609, место нахождения: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 12; далее - Комитет) за счет казны задолженность по оплате за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с декабря 2009 года по 01.03.2013 в размере 146 209 015 руб. 39 коп.;
- - взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1134101001429, ИНН 4101156604, место нахождения: 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 72; далее - Департамент) за счет казны задолженность по оплате за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.03.2013 по апрель 2014 года в размере 54 917 255 руб. 79 коп.
Определением суда от 19.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В ходе рассмотрения спора, в соответствии с уточненным расчетом исковых требований, судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято уменьшение размера исковых требований до 106 123 466 руб. 75 коп., в том числе истец просил взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета 79 283 300 руб. 77 коп., с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента 26 840 165 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.12.2014 исковые требования удовлетворены частично, с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" взыскано 40 440 016 руб. 70 коп. долга, 65 699 руб. 26 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 решение от 15.12.2014 отменено, в иске отказано.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", где ставится вопрос об их изменении и принятии нового решения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили нормы жилищного законодательства и по изложенным причинам ошибочно отказали истцу во взыскании платы за капитальный ремонт жилых домов в рассматриваемый период.
Комитет и Департамент доводы кассационной жалобы отклонили по мотивам, изложенным в представленных ими отзывах.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "УЖКХ", Комитета и Департамента поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, истец - управляющая компания осуществляет управление рядом многоквартирных жилых домов города Петропавловска-Камчатского, часть помещений данных объектов жилищного фонда, указанных в расчете исковых требований принадлежит муниципальному образованию.
В период с декабря 2009 года по апрель 2014 года муниципальное образование не исполняло обязанность по внесению ООО "УЖКХ" платы за капитальный ремонт общего имущества домов, размер долга составил 123 840 165 руб. 98 коп., что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
ООО "УЖКХ" заявило требование о взыскании с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета задолженности по оплате за капитальный ремонт за период с декабря 2009 года по 01.03.2013; а в лице Департамента - за период с 01.03.2013 по апрель 2014 года, поскольку с 01.03.2013 функции собственника перешли к Департаменту.
Разрешая данный спор, суды исходили из следующего.
В силу статей 210 ГК РФ, статьи 39, пункта 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение.
Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя, в том числе плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
На основании указанных норм права возложение на Петропавловск-Камчатский городской округ, как на собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах обязанности по содержанию своего имущества и внесению взносов, связанных с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, является правомерным.
Судом было выяснено, что истцом представлен расчет платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с декабря 2009 года по апрель 2014 года на общую сумму 123 840 165 руб. 98 коп., исходя из стоимости за 1 кв. м установленной в соответствии с приложениями к договорам управления. Общая площадь истцом применена согласно протоколам подведения итогов общего собрания собственников жилья, на котором принимали участие представители собственника жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, с учетом сведений, предоставленных Комитетом по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (письмо Комитета от 14.07.2014 N 01-06-01/824/14, в котором содержится информация из реестра муниципального имущества в отношении жилых и нежилых помещений).
Возражений по размеру тарифа ответчиками не заявлено.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности за период с декабря 2009 года по март 2011 года.
В соответствии со статьями 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу положений части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Истец обратился в суд с исковым заявлением 29.04.2014, в связи с чем исковые требования в части взыскания платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с декабря 2009 года по март 2011 года отклонены судом правомерно.
В отношении внесения платы за капитальный ремонт по домам, выбывшим из управления истца суд руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Денежные средства на капитальный ремонт вносятся управляющей организации собственниками не за фактически оказанную услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем. Такие денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, не потребляются по мере их поступления, а являются собственностью плательщиков, и могут быть использованы управляющей организацией строго по целевому назначению, исключительно для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
При смене управляющей организации аккумулированные средства на капитальный ремонт подлежат передаче вновь избранной управляющей организации, так же как и права на получение своевременно не внесенных собственниками взносов на капитальный ремонт.
На основании изложенного, суды сделали обоснованный вывод, что требования о взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт по домам, выбывшим из управления истца, удовлетворению не подлежат.
Доводы ответчиков о том, что управляющая организация с января 2013 года не наделена правом на получение платы за капитальный ремонт судами были признаны верными согласно следующему.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) (далее - Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ) порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX Жилищного кодекса РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Часть 3 статьи 166 ЖК РФ допускает принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В этом случае часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Такие взносы, в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта; собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ. При этом участие управляющей организации в формировании фонда капитального ремонта законом не предусмотрено.
Также в силу частей 2, 5 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не ограничены в праве принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе, определив источники его финансирования. Однако, в этом случае соблюдение требований статьи 170 ЖК РФ об определении способа формирования фонда капитального ремонта не исключается и управляющая организация правом на получение денежных средств не наделяется.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с января 2013 года по апрель 2014 года судом отказано правомерно.
Рассматривая исковые требования за период с марта 2011 года по декабрь 2012 года, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 2 статьи 154 ЖК РФ, в редакции, действующей до вступления в законную силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012), плата за капитальный ремонт общего имущества дома входила в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, и подлежала обязательному ежемесячному внесению.
Истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил суду доказательств того, что Комитет по управлению имуществом не вносил плату за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в которую входила плата за капитальный ремонт общего имущества.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен, следовательно ранее принятые собственниками помещений многоквартирных жилых домов решения о внесении платы за капитальный ремонт в пользу ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", не могут расцениваться как обязательные, ввиду того, что они принимались без учета законодательных изменений в организации проведения капитального ремонта.
В силу пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания или восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Часть 2 статьи 158 ЖК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ, предусматривает, что для проведения капитального ремонта необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, принимаемое с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Пункт 31 Правил N 491 устанавливает, что решение общего собрания собственников помещений по проведению капитального ремонта принимается на срок не менее чем один год.
В нарушение вышеуказанных норм, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловск-Камчатского" суду не представило доказательств того, что по спорным домам на общих собраниях собственники помещений утвердили перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также период проведения капитального ремонта (срок начала ремонта и окончания), ежемесячный размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства, свидетельствующие о произведенных расчетах с подрядными организациями за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, о фактически выполненных работах в спорный период с марта 2011 по декабрь 2012 года.
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков платы, начисленной истцом за указанный выше период согласно приведенным нормам.
Доводы заявителя кассационной жалобы о документальном подтверждении истцом наличия на стороне ответчиков в рассматриваемый период задолженности по уплате управляющей компании спорных платежей за капитальный ремонт несостоятельны и фактически направлены на переоценку вывода суда относительно обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Таким образом, постановление от 19.03.2015 принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому отмене либо изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А24-2090/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.ТАРАСОВ

Судьи
А.В.СОЛОДИЛОВ
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)