Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: По мнению истца, занимаемое им жилое помещение непригодно для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Некрасова О.С.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С. и Ошманкевича Р.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в судебном заседании 13 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым:
Обязали администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Д. взамен к. <Адрес обезличен> на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <Адрес обезличен>, общей площадью не менее... кв. м.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском администрации МО ГО "Сыктывкар" о понуждении к предоставлению жилого помещения, указывая на непригодность для проживания занимаемого истцом жилого помещения, расположенного <Адрес обезличен>
Надлежаще извещенный истец непосредственного участия в рассмотрении дела не принял, направив своего представителя, который на удовлетворении иска настаивал.
Представитель Администрации МОГО "Сыктывкар" с иском не согласилась.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен>, является объектом муниципальной собственности, предоставлено Д. (ордер <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г.)
Согласно акту от <Дата обезличена> жилой дом <Дата обезличена> года постройки, износ дома по состоянию на <Дата обезличена> г. -...%. Фундамент здания имеет просадку, обшивка наружных стен деформирована, стены у основания фундамента имеют следы сырости и гнили. Обшивка по углам здания нарушена, крыльцо имеет большую степень износа. По всему зданию оконные и дверные блоки имеют различную степень деформации, перекосы. Шиферное покрытие имеет трещины, стропильная система поражена гнилью. При осмотре жилых помещений зафиксирована деформация полов, стен, перегородок; жилой дом признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием.
В настоящее время МКД <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> включен АМОГО "Сыктывкар" в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до <Дата обезличена>. аварийными и подлежащими сносу во исполнение Муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий МОГО "Сыктывкар" на 2013-2017 годы", его снос и расселение жильцов запланированы на 2015-2016 г.
Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Руководствуясь вышеизложенными нормами жилищного законодательства, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу об обязании администрации МО ГО "Сыктывкар" предоставления Д. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте <Адрес обезличен>, общей площадью не менее... кв. м, поскольку установлено, что жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на то, что Д. не может быть предоставлено жилое помещение, поскольку он в установленном законом порядке не является малоимущим и не состоит на учете, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО ГО "Сыктывкар", не имеет правового значения, поскольку предоставление жилого помещения после признания его непригодным для проживания носит компенсационный характер.
Кроме того, ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других положений жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
То обстоятельство, что жилой дом, в котором находится непригодная для проживания квартира, занимаемая истцом, не признан аварийным, подлежащим сносу и не подлежащим капитальному ремонту, основанием для отказа в удовлетворении требований Д. являться не может, поскольку отсутствие в заключении межведомственной комиссии выводов о дальнейшей судьбе дома, которые обязана делать только эта комиссия, не свидетельствует о пригодности для проживания занимаемого истцом помещения, и вывод о непригодности для проживания жилого помещения в данном случае является достаточным основанием для возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности обеспечить истца жильем, отвечающим предъявляемым к жилому помещению требованиям. Кроме того, сам ответчик признал дом аварийным, включив его в соответствующую программу.
Сведения о том, что истец обеспечен другим жильем, отсутствуют, и стороной ответчика суду не представлялись.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указанный жилой дом включен в очередную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2-13-2017 годы", не свидетельствует о необоснованности требований истца, поскольку согласно разъяснениям, данным в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о предоставлении ФИО1 жилого помещения, поскольку актом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> жилой <Адрес обезличен> котором находится квартира истца, признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 13.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4159/2015
Требование: О понуждении к предоставлению жилого помещения.Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: По мнению истца, занимаемое им жилое помещение непригодно для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2015 г. по делу N 33-4159/2015
Судья: Некрасова О.С.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С. и Ошманкевича Р.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в судебном заседании 13 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым:
Обязали администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Д. взамен к. <Адрес обезличен> на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <Адрес обезличен>, общей площадью не менее... кв. м.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском администрации МО ГО "Сыктывкар" о понуждении к предоставлению жилого помещения, указывая на непригодность для проживания занимаемого истцом жилого помещения, расположенного <Адрес обезличен>
Надлежаще извещенный истец непосредственного участия в рассмотрении дела не принял, направив своего представителя, который на удовлетворении иска настаивал.
Представитель Администрации МОГО "Сыктывкар" с иском не согласилась.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен>, является объектом муниципальной собственности, предоставлено Д. (ордер <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г.)
Согласно акту от <Дата обезличена> жилой дом <Дата обезличена> года постройки, износ дома по состоянию на <Дата обезличена> г. -...%. Фундамент здания имеет просадку, обшивка наружных стен деформирована, стены у основания фундамента имеют следы сырости и гнили. Обшивка по углам здания нарушена, крыльцо имеет большую степень износа. По всему зданию оконные и дверные блоки имеют различную степень деформации, перекосы. Шиферное покрытие имеет трещины, стропильная система поражена гнилью. При осмотре жилых помещений зафиксирована деформация полов, стен, перегородок; жилой дом признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием.
В настоящее время МКД <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> включен АМОГО "Сыктывкар" в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до <Дата обезличена>. аварийными и подлежащими сносу во исполнение Муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий МОГО "Сыктывкар" на 2013-2017 годы", его снос и расселение жильцов запланированы на 2015-2016 г.
Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Руководствуясь вышеизложенными нормами жилищного законодательства, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу об обязании администрации МО ГО "Сыктывкар" предоставления Д. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте <Адрес обезличен>, общей площадью не менее... кв. м, поскольку установлено, что жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на то, что Д. не может быть предоставлено жилое помещение, поскольку он в установленном законом порядке не является малоимущим и не состоит на учете, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО ГО "Сыктывкар", не имеет правового значения, поскольку предоставление жилого помещения после признания его непригодным для проживания носит компенсационный характер.
Кроме того, ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других положений жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
То обстоятельство, что жилой дом, в котором находится непригодная для проживания квартира, занимаемая истцом, не признан аварийным, подлежащим сносу и не подлежащим капитальному ремонту, основанием для отказа в удовлетворении требований Д. являться не может, поскольку отсутствие в заключении межведомственной комиссии выводов о дальнейшей судьбе дома, которые обязана делать только эта комиссия, не свидетельствует о пригодности для проживания занимаемого истцом помещения, и вывод о непригодности для проживания жилого помещения в данном случае является достаточным основанием для возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности обеспечить истца жильем, отвечающим предъявляемым к жилому помещению требованиям. Кроме того, сам ответчик признал дом аварийным, включив его в соответствующую программу.
Сведения о том, что истец обеспечен другим жильем, отсутствуют, и стороной ответчика суду не представлялись.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указанный жилой дом включен в очередную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2-13-2017 годы", не свидетельствует о необоснованности требований истца, поскольку согласно разъяснениям, данным в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о предоставлении ФИО1 жилого помещения, поскольку актом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> жилой <Адрес обезличен> котором находится квартира истца, признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)