Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮМЭК-Коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.11.2014 по делу N А22-3030/2014 (судья Хазикова В.Н.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮМЭК-Коммунальный сервис" (ОГРН 1102632002362, ИНН 2632099728)
к открытому акционерному обществу "Калмэнергосбыт" (ОГРН 1050866787982, ИНН 0814166090),
третье лицо - Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия (ОГРН 1020800772112, ИНН 0814103358)
о признании отказа от заключения договора незаконным и об обязании заключить договор энергоснабжения электрической энергии на общедомовые нужды,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮМЭК-Коммунальный сервис" (далее - ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Калмэнергосбыт" (далее - ОАО "Калмэнергосбыт", акционерное общество, ответчик), с участием третьего лица - Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ РК) о признании отказа от заключения договора энергоснабжения незаконным и об обязании заключить договор энергоснабжения электрической энергии на общедомовые нужды.
Решением суда от 11.11.2014 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку действующим законодательством не предусмотрен и не установлен такой вид договора как договор энергоснабжения исключительно на объем электрической энергии, приходящийся только для целей использования на нужды помещений входящих в состав общего имущества.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 11.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, противоречит выводам, изложенным в решении Элистинского городского суда по делу N 33-873/2014 от 10.10.2014, согласно которому энергоснабжающей организации запрещено самостоятельно начислять и требовать платы за электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды (ОДН). При этом энергоснабжающая организация не лишена права самостоятельно начислять и предъявлять плату, за электрическую энергию, приходящуюся на индивидуальное потребление.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
Истец направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьего лица.
Проверив правильность решения от 11.11.2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является управляющей организацией, осуществляющей обеспечение поставки коммунальных ресурсов для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, на основании заключенных Договоров управления многоквартирными домами.
Между сторонами по состоянию на ноябрь 2013 года заключены договоры энергоснабжения для целей энергоснабжения граждан - потребителей, проживающих в 89 многоквартирных домах находящихся в управлении истца.
Общество по состоянию на 01.11.2013 осуществляло приобретение коммунального ресурса на основании договоров энергоснабжения, заключенных поставщиком коммунального ресурса ОАО "Калмэнергосбыт", для целей электроснабжения граждан-потребителей проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЮМЭК - Коммунальный сервис".
ОАО "Калмэнергосбыт" в связи с неоднократным нарушением управляющей компанией договорных обязательств по оплате электроэнергии письмом от 12.11.2013 исх. N 45645/04 уведомило ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис" об одностороннем отказе от исполнения договоров энергоснабжения в порядке, предусмотренном пунктом 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и вступившими в силу 12.06.2012 (далее - Правила N 442).
ОАО "Калмэнергосбыт" письмом от 14.11.2013 исх. 4662/04 также уведомило РСТ РК о принятии на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности.
В соответствии с уведомлением РСТ по РК (текст опубликован в газете "Хальмг Yнн" от 30.11.2013 N 216-217 (16824-16825) с 27.11.2013 потребители в 89 многоквартирных домах приняты на обслуживание гарантирующим поставщиком в порядке предусмотренном пунктом 15 Правил N 442.
02 июля 2014 года в адрес истца поступило письмо РСТ но РК (исх N 12752 от 02.07.2014), согласно которому Гарантирующий поставщик, отказавшийся от исполнения доктора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг управляющей организацией, в порядке, предусмотренном пунктом 53 Основных положений, впоследствии не вправе отказать управляющей организации в заключении Договора о приобретении электрической энергии только в части объема такой энергии приходящегося на общедомовые нужды, которые как указано в письме потребители обязаны приобретать у управляющей организации. При этом РСТ по РК разъяснено, что объем электрической энергии на индивидуальные нужды потребители вправе приобретать как у управляющей организации, так и у Гарантирующего поставщика. В связи с изложенным РСТ по РК потребовало у общества копии договоров о приобретении электрической энергии, только в объеме, приходящемся на общедомовые нужды по многоквартирным домам, согласно списка приложенного к письму, соответствующему перечню многоквартирных домов, которые Гарантирующий поставщик принял на прямое обслуживание в ноябре 2013 года.
ООО "ЮМЭК Коммунальный сервис" обратилось в ОАО "Калмэнергосбыт" с письмом (иск. N 109/01 от 31.07.2014) о заключении договора в части поставки электрической энергии в объеме необходимом для поставки электрической энергии на общедомовые нужды.
ОАО "Калмэнергосбыт" письмом N 3375/04 от 01.08.2014 сообщило об отказе в заключении такого Договора, в связи с тем что по мнению Гарантирующего поставщика указанный договор не предусмотрен законодательством.
Уклонение ответчика от заключения договора явилось основанием для обращения общества с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Судом первой инстанции правильно установлено, что правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). К отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
Правила деятельности гарантирующих поставщиков, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках определены Правилами N 442.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими 4 законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребитель (покупатель) не исполняет или исполняет ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. В случае, если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание в порядке, установленном в разделе II указанного документа (пункт 53 Правил N 442).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 442 принятие гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах его зоны деятельности, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется, в том числе в случае отказа гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 53 Правил N 442 от исполнения договора энергоснабжения. В этом случае гарантирующий поставщик уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, не позднее двух рабочих дней со дня направления им уведомления в соответствии с пунктом 53 Правил N 442.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что по состоянию на 01.11.2013 за период июль - октябрь 2013 года у истца перед ответчиком образовалась задолженность за потребленную электрическую энергию на общую сумму 4 299 877 руб. 70 коп. По каждому договору в отдельности, заключенному в целях энергоснабжения многоквартирных домов, задолженность превышала более 3-х расчетных периодов подряд.
Из материалов дела следует, что принятые РСТ по РК меры по реализации положений пункта 15 правил N 442 в части принятия гарантирующим поставщиком потребителей ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис" истцом не оспаривались. Также истцом не принимались меры по оспариванию действий ОАО "Калмэнергосбыт", связанных с реализацией одностороннего отказа от договоров энергоснабжения.
Целью предъявления искового заявления является заключение договора на энергоснабжение не в полном объеме, а только в части электрической энергии на общедомовые нужды, ввиду того, что такое требование было предъявлено обществу РСТ по РК согласно письма от 28.07.2014, N 12/889, в котором истцу предъявляются требования о предоставлении копий договоров о приобретении электрической энергии только в части объемов приходящихся на общедомовые нужды.
Судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что процедура принятия потребителей управляющей организации гарантирующим поставщиком соблюдена, в связи с чем действия гарантирующего поставщика по отказу от исполнения договора и принятию на обслуживание потребителей исполнителя коммунальных услуг не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов конечных потребителей электроэнергии.
Как правильно указано судом в настоящем случае закон позволяет напрямую (без посредника) оформить договор на фактически сохраняющиеся отношения с потребителями коммунального ресурса. При этом не исключаются обязательства управляющей компании перед собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, в частности, по перечислению уже полученных от жильцов (иных собственников) денежных средств в счет погашения существующей задолженности
Истец в качестве основания своих требований приводит письмо РСТ по РК, в котором указано о необходимости представления Договоров, заключенных управляющей организацией с гарантирующим поставщиком только в части объемов электрической энергии, приходящейся на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.
В случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права, а также согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Вместе с тем согласно пунктам 6, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном настоящим документом, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая, в свою очередь, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
Согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом: в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются согласно пункту 9 Правил N 354.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
Из указанных норм права следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Следовательно, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил; б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации (пункт 10 Правил N 124).
Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии с указанными нормами права договор энергоснабжения является публичным договором, заключение которого обязательно для ресурсоснабжающей организации, гарантированного поставщика. При этом договор энергоснабжения с жителями многоквартирных домов не требует обязательной письменной формы. Обязанность заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями лежит на управляющих компаниях МКД. Несмотря на отсутствие таких договоров ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги жильцам МКД со дня возникновения права собственности на помещение МКД, а жильцы должны вносить плату за поставленные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Законом установлена обязанность управляющих компаний заключать такие договоры.
Таким образом, ОАО "Калмэнергосбыт" в отсутствие заключенных договоров с управляющими компаниями МКД обязано осуществлять поставку электроэнергии жильцам МКД, как это предписано действующим законодательством, вплоть до момента подписания договора энергоснабжения с управляющей компанией, которая обязана обратиться с заявлением о заключении такого Договора.
Действующее законодательство предусматривает обязанность управляющей компании обратиться о заключении Договора энергоснабжения, при этом в соответствии с пунктом 28 Правил N 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
При этом согласно пункту 28 Правил N 442 в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Согласно положений указанных в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.03 N 6, зарегистрированы в Министерстве юстиции 22 января 2003 года N 4145), к энергопринимающему устройству относятся электроустановка как совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для преобразования, передачи и распределения электрической энергии. Энергопринимающего устройства, непосредственно присоединенного к сетям поставщика энергии, у владельцев жилых квартир не имеется. Жилые помещения находятся в многоквартирных домах, поэтому технологически получение электрической энергии возможно лишь по внутридомовым сетям через специальные электроустановки, которые принимают, преобразуют, распределяют и передают электрическую энергию по внутридомовым сетям.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества многоквартирного дома, включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В свою очередь пунктом 8 предусмотрено Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании изложенного, энергопринимающее оборудование, входящее в состав инженерных коммуникаций и внутридомовых сетей многоквартирного дома, относится к общему имуществу многоквартирного дома и принадлежит на праве общедолевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме.
Для целей энергоснабжения всех помещений заключается договор энергоснабжения, по которому обеспечивается поставка электрической энергии как в жилые и нежилые помещения, так и в помещения входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, что как правильно установлено судом первой инстанции, соответствует требованиям пунктов 21, 40 Правил N 354, пункту 28 Правил N 442.
Таким образом на основании приведенных норм права и обстоятельств дела суд первой инстанции правильно установил, что действующим законодательством не установлено положение, согласно которого управляющая организация вправе требовать, а гарантирующий поставщик обязан заключать договор исключительно в объеме, приходящемся для целей использования на нужды помещений входящих в состав общего имущества.
В соответствии с действующими нормами права управляющая организация обязана обратиться о заключении договора энергоснабжения на весь объем электрической энергии, требуемый для целей предоставления всего комплекса коммунальных услуг проживающим в многоквартирных домах гражданам, и поставлять электрическую энергию в объеме как на индивидуальные, так и на общедомовые нужды, что истцом сделано не было.
При этом ответчик в соответствии с действующими нормами права, в которых отсутствует такой вид Договора как Договор энергоснабжения только в части объемов приходящихся на общедомовые нужды многоквартирных домов, правомерно уведомил общество об отказе в заключении такого Договора и разъяснил, что истец вправе направить заявку о заключении Договора энергоснабжения на весь объем необходимый для целей предоставления коммунальных услуг гражданам, и что такая заявка будет рассмотрена. Следовательно, как правильно установлено судом первой инстанции, права истца ответчиком не нарушены, отказ от заключения договора, предложенного истцом соответствует нормам права.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.09.2013 N ВАС-12876/13.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо РСТ по РК от 28.07.2014 N 12/889, в котором дано разъяснение, что ранее направленное в ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис" письмо от 02.07.2014 исх. N 12/752, положенное истцом в основание своих требований, не носит обязательного характера, кроме того в тексте РСТ по РК сделан вывод о том, что в действующих нормах законодательства прямого указания на возможность заключения договора энергоснабжения только на нужды ОДН.
Следовательно, требования истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, ввиду чего в иске законно и обоснованно отказал.
Доказательств обратного истцом не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца, но взысканию не подлежат, поскольку пошлина уплачена при подаче иска.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные истцом судебные акты суда общей юрисдикции преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеют. Кроме того истцом дано неверное толкование судебным актам, поскольку из них не следуют обязания заключения договоров энергоснабжения исключительно на объем электрической энергии, приходящийся только для целей использования на нужды помещений входящих в состав общего имущества.
Кроме того, указанные доводы не заявлялись в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, судебной практики и противоречат обстоятельствам дела по указанным ранее основаниям.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.11.2014 по делу N А22-3030/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Г.В.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 16АП-4975/2014 ПО ДЕЛУ N А22-3030/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. по делу N А22-3030/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮМЭК-Коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.11.2014 по делу N А22-3030/2014 (судья Хазикова В.Н.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮМЭК-Коммунальный сервис" (ОГРН 1102632002362, ИНН 2632099728)
к открытому акционерному обществу "Калмэнергосбыт" (ОГРН 1050866787982, ИНН 0814166090),
третье лицо - Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия (ОГРН 1020800772112, ИНН 0814103358)
о признании отказа от заключения договора незаконным и об обязании заключить договор энергоснабжения электрической энергии на общедомовые нужды,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮМЭК-Коммунальный сервис" (далее - ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Калмэнергосбыт" (далее - ОАО "Калмэнергосбыт", акционерное общество, ответчик), с участием третьего лица - Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ РК) о признании отказа от заключения договора энергоснабжения незаконным и об обязании заключить договор энергоснабжения электрической энергии на общедомовые нужды.
Решением суда от 11.11.2014 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку действующим законодательством не предусмотрен и не установлен такой вид договора как договор энергоснабжения исключительно на объем электрической энергии, приходящийся только для целей использования на нужды помещений входящих в состав общего имущества.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 11.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, противоречит выводам, изложенным в решении Элистинского городского суда по делу N 33-873/2014 от 10.10.2014, согласно которому энергоснабжающей организации запрещено самостоятельно начислять и требовать платы за электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды (ОДН). При этом энергоснабжающая организация не лишена права самостоятельно начислять и предъявлять плату, за электрическую энергию, приходящуюся на индивидуальное потребление.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
Истец направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьего лица.
Проверив правильность решения от 11.11.2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является управляющей организацией, осуществляющей обеспечение поставки коммунальных ресурсов для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, на основании заключенных Договоров управления многоквартирными домами.
Между сторонами по состоянию на ноябрь 2013 года заключены договоры энергоснабжения для целей энергоснабжения граждан - потребителей, проживающих в 89 многоквартирных домах находящихся в управлении истца.
Общество по состоянию на 01.11.2013 осуществляло приобретение коммунального ресурса на основании договоров энергоснабжения, заключенных поставщиком коммунального ресурса ОАО "Калмэнергосбыт", для целей электроснабжения граждан-потребителей проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЮМЭК - Коммунальный сервис".
ОАО "Калмэнергосбыт" в связи с неоднократным нарушением управляющей компанией договорных обязательств по оплате электроэнергии письмом от 12.11.2013 исх. N 45645/04 уведомило ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис" об одностороннем отказе от исполнения договоров энергоснабжения в порядке, предусмотренном пунктом 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и вступившими в силу 12.06.2012 (далее - Правила N 442).
ОАО "Калмэнергосбыт" письмом от 14.11.2013 исх. 4662/04 также уведомило РСТ РК о принятии на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности.
В соответствии с уведомлением РСТ по РК (текст опубликован в газете "Хальмг Yнн" от 30.11.2013 N 216-217 (16824-16825) с 27.11.2013 потребители в 89 многоквартирных домах приняты на обслуживание гарантирующим поставщиком в порядке предусмотренном пунктом 15 Правил N 442.
02 июля 2014 года в адрес истца поступило письмо РСТ но РК (исх N 12752 от 02.07.2014), согласно которому Гарантирующий поставщик, отказавшийся от исполнения доктора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг управляющей организацией, в порядке, предусмотренном пунктом 53 Основных положений, впоследствии не вправе отказать управляющей организации в заключении Договора о приобретении электрической энергии только в части объема такой энергии приходящегося на общедомовые нужды, которые как указано в письме потребители обязаны приобретать у управляющей организации. При этом РСТ по РК разъяснено, что объем электрической энергии на индивидуальные нужды потребители вправе приобретать как у управляющей организации, так и у Гарантирующего поставщика. В связи с изложенным РСТ по РК потребовало у общества копии договоров о приобретении электрической энергии, только в объеме, приходящемся на общедомовые нужды по многоквартирным домам, согласно списка приложенного к письму, соответствующему перечню многоквартирных домов, которые Гарантирующий поставщик принял на прямое обслуживание в ноябре 2013 года.
ООО "ЮМЭК Коммунальный сервис" обратилось в ОАО "Калмэнергосбыт" с письмом (иск. N 109/01 от 31.07.2014) о заключении договора в части поставки электрической энергии в объеме необходимом для поставки электрической энергии на общедомовые нужды.
ОАО "Калмэнергосбыт" письмом N 3375/04 от 01.08.2014 сообщило об отказе в заключении такого Договора, в связи с тем что по мнению Гарантирующего поставщика указанный договор не предусмотрен законодательством.
Уклонение ответчика от заключения договора явилось основанием для обращения общества с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Судом первой инстанции правильно установлено, что правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). К отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
Правила деятельности гарантирующих поставщиков, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках определены Правилами N 442.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими 4 законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребитель (покупатель) не исполняет или исполняет ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. В случае, если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание в порядке, установленном в разделе II указанного документа (пункт 53 Правил N 442).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 442 принятие гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах его зоны деятельности, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется, в том числе в случае отказа гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 53 Правил N 442 от исполнения договора энергоснабжения. В этом случае гарантирующий поставщик уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, не позднее двух рабочих дней со дня направления им уведомления в соответствии с пунктом 53 Правил N 442.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что по состоянию на 01.11.2013 за период июль - октябрь 2013 года у истца перед ответчиком образовалась задолженность за потребленную электрическую энергию на общую сумму 4 299 877 руб. 70 коп. По каждому договору в отдельности, заключенному в целях энергоснабжения многоквартирных домов, задолженность превышала более 3-х расчетных периодов подряд.
Из материалов дела следует, что принятые РСТ по РК меры по реализации положений пункта 15 правил N 442 в части принятия гарантирующим поставщиком потребителей ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис" истцом не оспаривались. Также истцом не принимались меры по оспариванию действий ОАО "Калмэнергосбыт", связанных с реализацией одностороннего отказа от договоров энергоснабжения.
Целью предъявления искового заявления является заключение договора на энергоснабжение не в полном объеме, а только в части электрической энергии на общедомовые нужды, ввиду того, что такое требование было предъявлено обществу РСТ по РК согласно письма от 28.07.2014, N 12/889, в котором истцу предъявляются требования о предоставлении копий договоров о приобретении электрической энергии только в части объемов приходящихся на общедомовые нужды.
Судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что процедура принятия потребителей управляющей организации гарантирующим поставщиком соблюдена, в связи с чем действия гарантирующего поставщика по отказу от исполнения договора и принятию на обслуживание потребителей исполнителя коммунальных услуг не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов конечных потребителей электроэнергии.
Как правильно указано судом в настоящем случае закон позволяет напрямую (без посредника) оформить договор на фактически сохраняющиеся отношения с потребителями коммунального ресурса. При этом не исключаются обязательства управляющей компании перед собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, в частности, по перечислению уже полученных от жильцов (иных собственников) денежных средств в счет погашения существующей задолженности
Истец в качестве основания своих требований приводит письмо РСТ по РК, в котором указано о необходимости представления Договоров, заключенных управляющей организацией с гарантирующим поставщиком только в части объемов электрической энергии, приходящейся на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.
В случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права, а также согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Вместе с тем согласно пунктам 6, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном настоящим документом, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая, в свою очередь, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
Согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом: в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются согласно пункту 9 Правил N 354.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
Из указанных норм права следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Следовательно, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил; б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации (пункт 10 Правил N 124).
Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии с указанными нормами права договор энергоснабжения является публичным договором, заключение которого обязательно для ресурсоснабжающей организации, гарантированного поставщика. При этом договор энергоснабжения с жителями многоквартирных домов не требует обязательной письменной формы. Обязанность заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями лежит на управляющих компаниях МКД. Несмотря на отсутствие таких договоров ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги жильцам МКД со дня возникновения права собственности на помещение МКД, а жильцы должны вносить плату за поставленные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Законом установлена обязанность управляющих компаний заключать такие договоры.
Таким образом, ОАО "Калмэнергосбыт" в отсутствие заключенных договоров с управляющими компаниями МКД обязано осуществлять поставку электроэнергии жильцам МКД, как это предписано действующим законодательством, вплоть до момента подписания договора энергоснабжения с управляющей компанией, которая обязана обратиться с заявлением о заключении такого Договора.
Действующее законодательство предусматривает обязанность управляющей компании обратиться о заключении Договора энергоснабжения, при этом в соответствии с пунктом 28 Правил N 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
При этом согласно пункту 28 Правил N 442 в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Согласно положений указанных в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.03 N 6, зарегистрированы в Министерстве юстиции 22 января 2003 года N 4145), к энергопринимающему устройству относятся электроустановка как совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для преобразования, передачи и распределения электрической энергии. Энергопринимающего устройства, непосредственно присоединенного к сетям поставщика энергии, у владельцев жилых квартир не имеется. Жилые помещения находятся в многоквартирных домах, поэтому технологически получение электрической энергии возможно лишь по внутридомовым сетям через специальные электроустановки, которые принимают, преобразуют, распределяют и передают электрическую энергию по внутридомовым сетям.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества многоквартирного дома, включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В свою очередь пунктом 8 предусмотрено Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании изложенного, энергопринимающее оборудование, входящее в состав инженерных коммуникаций и внутридомовых сетей многоквартирного дома, относится к общему имуществу многоквартирного дома и принадлежит на праве общедолевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме.
Для целей энергоснабжения всех помещений заключается договор энергоснабжения, по которому обеспечивается поставка электрической энергии как в жилые и нежилые помещения, так и в помещения входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, что как правильно установлено судом первой инстанции, соответствует требованиям пунктов 21, 40 Правил N 354, пункту 28 Правил N 442.
Таким образом на основании приведенных норм права и обстоятельств дела суд первой инстанции правильно установил, что действующим законодательством не установлено положение, согласно которого управляющая организация вправе требовать, а гарантирующий поставщик обязан заключать договор исключительно в объеме, приходящемся для целей использования на нужды помещений входящих в состав общего имущества.
В соответствии с действующими нормами права управляющая организация обязана обратиться о заключении договора энергоснабжения на весь объем электрической энергии, требуемый для целей предоставления всего комплекса коммунальных услуг проживающим в многоквартирных домах гражданам, и поставлять электрическую энергию в объеме как на индивидуальные, так и на общедомовые нужды, что истцом сделано не было.
При этом ответчик в соответствии с действующими нормами права, в которых отсутствует такой вид Договора как Договор энергоснабжения только в части объемов приходящихся на общедомовые нужды многоквартирных домов, правомерно уведомил общество об отказе в заключении такого Договора и разъяснил, что истец вправе направить заявку о заключении Договора энергоснабжения на весь объем необходимый для целей предоставления коммунальных услуг гражданам, и что такая заявка будет рассмотрена. Следовательно, как правильно установлено судом первой инстанции, права истца ответчиком не нарушены, отказ от заключения договора, предложенного истцом соответствует нормам права.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.09.2013 N ВАС-12876/13.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо РСТ по РК от 28.07.2014 N 12/889, в котором дано разъяснение, что ранее направленное в ООО "ЮМЭК-Коммунальный сервис" письмо от 02.07.2014 исх. N 12/752, положенное истцом в основание своих требований, не носит обязательного характера, кроме того в тексте РСТ по РК сделан вывод о том, что в действующих нормах законодательства прямого указания на возможность заключения договора энергоснабжения только на нужды ОДН.
Следовательно, требования истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, ввиду чего в иске законно и обоснованно отказал.
Доказательств обратного истцом не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца, но взысканию не подлежат, поскольку пошлина уплачена при подаче иска.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные истцом судебные акты суда общей юрисдикции преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеют. Кроме того истцом дано неверное толкование судебным актам, поскольку из них не следуют обязания заключения договоров энергоснабжения исключительно на объем электрической энергии, приходящийся только для целей использования на нужды помещений входящих в состав общего имущества.
Кроме того, указанные доводы не заявлялись в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, судебной практики и противоречат обстоятельствам дела по указанным ранее основаниям.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.11.2014 по делу N А22-3030/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Г.В.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)