Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2015 года по делу N А05-2556/2015 (судья Быстров И.В.),
общество с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (ОГРН 1072901016726; ИНН 2901172376; место нахождения: 163015, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 15, корпус 1, офис 207; далее - ООО "УК Ломоносовский", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48 об устранении выявленных нарушений в части возложения на общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп., по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп., а также по статье "услуги по теплоснабжению" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года в части суммы, превышающей 15 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ануфриева Ольга Валентиновна (место жительства - <...>).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2015 года заявленные требования ООО "УК Ломоносовский" удовлетворены частично: предписание инспекции признано недействительным в части возложения на общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет платы по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп.; на инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции названное решение отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что площадь нежилых помещений спорного многоквартирного дома составляет не 770,2 кв. м, а 770,2 кв. м - 316,8 кв. м = 453,4 кв. м. Таким образом, полагает, что расчет стоимости услуг по отоплению и электроэнергии на общедомовые нужды, сделанный инспекцией в оспариваемом предписании, основан на ошибочных сведениях об общей площади всех жилых и нежилых помещениях. Считает, что отклонение судом довода заявителя о том, что подвальное помещение фактически является общим имуществом собственников многоквартирного дома, и не должно учитываться при расчете как нежилое помещение, привело к вынесению незаконного решения.
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражений относительно частичного удовлетворения заявленных требований от административного органа не поступило.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой обществом части.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Ломоносовский" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске.
По факту обращения жильца квартиры <...> указанного дома с жалобой на нарушения требований законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги инспекцией на основании распоряжения от 26.11.2014 N ОН-03/01-15/3398 в период с 28.11.2014 по 25.12.2014 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При проверке правомерности определения заявителем платы за электроэнергию на общедомовые нужды инспекцией выявлено, что в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года общество допустило обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> указанного дома, на сумму 393 руб. 06 коп. в результате неправомерного предъявления к оплате сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанной исходя из норматива потребления, что является нарушением требований Правил N 354. Из приведенной на страницах 5 - 6 акта таблицы, следует, что фактически указанная сумма превышения сложилась за расчетные периоды с июня 2013 года по сентябрь 2014 года.
Кроме того, при проверке правомерности определения обществом платы за отопление и горячее водоснабжение в платежных документах за расчетные периоды с сентября 2012 года по октябрь 2014 года инспекция пришла к выводу, что общество допустило обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> указанного дома, на сумму 3815 руб. 06 коп. в результате неверного определения размера платы за отопление.
Ссылаясь на то, что при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, учитывающего объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расчет по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" Правилами N 354 не предусмотрен, инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно (в нарушение пунктов 40, 54 Правил N 354) начислило и выставило этому потребителю в платежных документах за расчетные периоды с июня 2013 года по октябрь 2014 года отдельной строкой плату в общей сумме 320 руб. 02 коп. по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
По результатам проверки административным органом составлен акт от 25.12.2014 N ОН-03/09-02/112 и выдано предписание от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48, в котором обществу предписано выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статьям:
- - "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп.;
- - "услуги по теплоснабжению" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года в сумме 3815 руб. 06 коп.;
- - "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "УК Ломоносовский" в части признания не соответствующим ЖК РФ и недействительным в части возложения обязанности произвести перерасчет по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" предписания, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 2 этих же Правил исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Коммунальной услугой признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске не оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии (том 2, лист 16).
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам, а именно: размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, определяется по формуле 10 как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354 (в редакции, действовавшей в спорные расчетные периоды) предусмотрено, что приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Согласно этой формуле приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. В соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" для дома данного типа в спорный период был установлен норматив 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, считает необходимым использовать показатель 1458,4 кв. м, а в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме - показатель 2480,5 кв. м. По мнению заявителя, при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды в составе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следует учитывать кроме прочего площадь подвального помещения (316,8 кв. м), и исключить площадь этого подвального помещения из общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем инспекция при расчете исходила из того, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в спорном многоквартирном доме, составляет 430,3 кв. м, а общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м.
Доводы подателя жалобы о том, что расчет стоимости услуг по электроэнергии на общедомовые нужды, сделанный инспекцией в оспариваемом предписании, основан на ошибочных сведениях об общей площади всех жилых и нежилых помещениях, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, подвальные помещения не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, в связи с этим площадь данных помещений не может быть принята в состав мест общего пользования, освещение которых осуществляется за счет объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
В суде первой инстанции представитель заявителя подтвердил, что свободный доступ собственников жилых и нежилых помещений в указанном доме в спорное подвальное помещение отсутствует.
В свою очередь инспекция применила в расчете объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, такой показатель как "площадь лестничных клеток, лифтов, тамбуров и других помещений", указанный в техническом паспорте на спорный многоквартирный дом (том 2, лист 22).
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Суд первой инстанции правомерно сослался на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в котором разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, поскольку содержащиеся в этом письме разъяснения не противоречат нормам ЖК РФ.
В соответствии со статьей 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Согласно приложению 12 к названной Инструкции технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
При расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
В рассматриваемом случае в соответствии с техническим паспортом, представленным заявителем в инспекцию при проверке, показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" не указан. В то же время в этом техническом паспорте присутствует показатель "площадь лестничных клеток, лифтов, тамбуров и других помещений", который составляет 430,3 кв. м и равен показателю общей площади мест общего пользования.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану указанного дома (том 3, листы 125 - 127) общая площадь мест общего пользования составляет 430,3 кв. м (216,5 кв. м + 61,2 кв. м +50,2 кв. м + 50,9 кв. м + 51,5 кв. м = 430,3 кв. м).
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, расчет самого заявителя изначально был основан на признании того, что площадь общих помещений, входящих в состав общего имущества, равна 430,3 кв. м, а распределяемый объем электрической энергии на общедомовые нужды, определенный по нормативу потребления, составил 1721,2 кВтч в месяц (том 2, листы 17 - 18).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при расчете платы за общедомовое потребление электроэнергии должен использоваться показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 430,3 кв. м.
Таким образом, объем коммунального ресурса (электрической энергии), предоставленного на общедомовые нужды за спорные расчетные периоды, с использованием норматива, по квартире <...> составляет 49,90 кВтч в месяц, исходя из следующего расчета: 4 кВтч x 430,3 кв. м x 81,1 кв. м / 2797,3 кв. м. Расчет инспекции соответствует действующему законодательству.
Доводы общества об обратном правомерно отклонены судом как не соответствующие законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Между тем в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года при расчете размера платы принимались иные объемы потребления (том 2, лист 17; том 3, листы 10 - 35, 77 - 78). Следствием этого явился обсчет потребителя, проживающего в указанной квартире, на 393 руб. 06 коп.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления, является нарушением установленного Правилами N 354 порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно предписала обществу произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп.
Следовательно, предписание административного органа в этой части соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно абзацу второму пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (том 2, лист 18).
В соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество при расчете размера платы за отопление в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме считает необходимым использовать показатель 2480,5 кв. м. По мнению заявителя, в общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме не подлежит включению площадь подвального помещения (316,8 кв. м).
Вместе с тем инспекция при расчете исходила из того, что общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м.
Доводы подателя жалобы о том, что расчет стоимости услуг по отоплению на общедомовые нужды, сделанный инспекцией в оспариваемом предписании, основан на ошибочных сведениях об общей площади всех жилых и нежилых помещениях, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно техническому паспорту на указанный многоквартирный дом общая площадь жилых помещений составляет 2027,1 кв. м, а общая площадь нежилых помещений - 770,2 кв. м (том 1, листы 45 - 46). Таким образом, общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м (2027,1 кв. м + 770,2 кв. м). Из технического паспорта также усматривается, что отапливаемой площадью является площадь помещений, равная 2797,3 кв. м (т. 1, л. 47).
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о том, что при расчете платы за отопление должен использоваться указанный в техническом паспорте показатель общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, равный 2797,3 кв. м. Расчет платы за отопление, выполненный ответчиком и приведенный в оспариваемом предписании (том 3, листы 79-80) соответствует действующему законодательству и фактическому положению дел.
Доводы общества об обратном правомерно отклонены судом как не соответствующие законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В платежных документах за расчетные периоды с сентября 2012 года по октябрь 2014 года потребителю, проживающему в квартире <...> указанного жилого дома, предъявлены к оплате суммы за отопление больше, чем суммы платы отопление, определенные инспекцией (том 3, листы 36, 65, 79 - 80). Следствием неправомерного предъявления обществом излишних сумм явился обсчет потребителя, проживающего в указанной квартире, на 3815 руб. 06 коп.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "услуги по теплоснабжению", превышающих размер платы, рассчитанный в соответствии с Правилами N 354, является нарушением установленного этими Правилами порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно предписала обществу произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статье "услуги по теплоснабжению" на сумму 3815 руб. 06 коп.
Следовательно, предписание административного органа в этой части также соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, исходя из оценки решения суда первой инстанции в части обжалуемых в апелляционном порядке эпизодов, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требования в оспариваемой части.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в сумме 3000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1500 руб.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2015 года подателю апелляционной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с заявителя в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2015 года по делу N А05-2556/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (ОГРН 1072901016726; ИНН 2901172376; место нахождения: 163015, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 15, корпус 1, офис 207) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2015 ПО ДЕЛУ N А05-2556/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. по делу N А05-2556/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2015 года по делу N А05-2556/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (ОГРН 1072901016726; ИНН 2901172376; место нахождения: 163015, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 15, корпус 1, офис 207; далее - ООО "УК Ломоносовский", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48 об устранении выявленных нарушений в части возложения на общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп., по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп., а также по статье "услуги по теплоснабжению" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года в части суммы, превышающей 15 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ануфриева Ольга Валентиновна (место жительства - <...>).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2015 года заявленные требования ООО "УК Ломоносовский" удовлетворены частично: предписание инспекции признано недействительным в части возложения на общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет платы по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп.; на инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции названное решение отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что площадь нежилых помещений спорного многоквартирного дома составляет не 770,2 кв. м, а 770,2 кв. м - 316,8 кв. м = 453,4 кв. м. Таким образом, полагает, что расчет стоимости услуг по отоплению и электроэнергии на общедомовые нужды, сделанный инспекцией в оспариваемом предписании, основан на ошибочных сведениях об общей площади всех жилых и нежилых помещениях. Считает, что отклонение судом довода заявителя о том, что подвальное помещение фактически является общим имуществом собственников многоквартирного дома, и не должно учитываться при расчете как нежилое помещение, привело к вынесению незаконного решения.
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражений относительно частичного удовлетворения заявленных требований от административного органа не поступило.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой обществом части.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Ломоносовский" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске.
По факту обращения жильца квартиры <...> указанного дома с жалобой на нарушения требований законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги инспекцией на основании распоряжения от 26.11.2014 N ОН-03/01-15/3398 в период с 28.11.2014 по 25.12.2014 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При проверке правомерности определения заявителем платы за электроэнергию на общедомовые нужды инспекцией выявлено, что в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года общество допустило обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> указанного дома, на сумму 393 руб. 06 коп. в результате неправомерного предъявления к оплате сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанной исходя из норматива потребления, что является нарушением требований Правил N 354. Из приведенной на страницах 5 - 6 акта таблицы, следует, что фактически указанная сумма превышения сложилась за расчетные периоды с июня 2013 года по сентябрь 2014 года.
Кроме того, при проверке правомерности определения обществом платы за отопление и горячее водоснабжение в платежных документах за расчетные периоды с сентября 2012 года по октябрь 2014 года инспекция пришла к выводу, что общество допустило обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> указанного дома, на сумму 3815 руб. 06 коп. в результате неверного определения размера платы за отопление.
Ссылаясь на то, что при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, учитывающего объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расчет по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" Правилами N 354 не предусмотрен, инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно (в нарушение пунктов 40, 54 Правил N 354) начислило и выставило этому потребителю в платежных документах за расчетные периоды с июня 2013 года по октябрь 2014 года отдельной строкой плату в общей сумме 320 руб. 02 коп. по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
По результатам проверки административным органом составлен акт от 25.12.2014 N ОН-03/09-02/112 и выдано предписание от 31.12.2014 N ОН-03/09-06/48, в котором обществу предписано выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статьям:
- - "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп.;
- - "услуги по теплоснабжению" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года в сумме 3815 руб. 06 коп.;
- - "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" за период с июня 2013 года по октябрь 2014 года на сумму 320 руб. 02 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "УК Ломоносовский" в части признания не соответствующим ЖК РФ и недействительным в части возложения обязанности произвести перерасчет по статье "услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды" предписания, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 2 этих же Правил исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Коммунальной услугой признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске не оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии (том 2, лист 16).
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам, а именно: размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, определяется по формуле 10 как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354 (в редакции, действовавшей в спорные расчетные периоды) предусмотрено, что приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Согласно этой формуле приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. В соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" для дома данного типа в спорный период был установлен норматив 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, считает необходимым использовать показатель 1458,4 кв. м, а в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме - показатель 2480,5 кв. м. По мнению заявителя, при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды в составе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следует учитывать кроме прочего площадь подвального помещения (316,8 кв. м), и исключить площадь этого подвального помещения из общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем инспекция при расчете исходила из того, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в спорном многоквартирном доме, составляет 430,3 кв. м, а общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м.
Доводы подателя жалобы о том, что расчет стоимости услуг по электроэнергии на общедомовые нужды, сделанный инспекцией в оспариваемом предписании, основан на ошибочных сведениях об общей площади всех жилых и нежилых помещениях, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, подвальные помещения не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, в связи с этим площадь данных помещений не может быть принята в состав мест общего пользования, освещение которых осуществляется за счет объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
В суде первой инстанции представитель заявителя подтвердил, что свободный доступ собственников жилых и нежилых помещений в указанном доме в спорное подвальное помещение отсутствует.
В свою очередь инспекция применила в расчете объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, такой показатель как "площадь лестничных клеток, лифтов, тамбуров и других помещений", указанный в техническом паспорте на спорный многоквартирный дом (том 2, лист 22).
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Суд первой инстанции правомерно сослался на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в котором разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, поскольку содержащиеся в этом письме разъяснения не противоречат нормам ЖК РФ.
В соответствии со статьей 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Согласно приложению 12 к названной Инструкции технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
При расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
В рассматриваемом случае в соответствии с техническим паспортом, представленным заявителем в инспекцию при проверке, показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" не указан. В то же время в этом техническом паспорте присутствует показатель "площадь лестничных клеток, лифтов, тамбуров и других помещений", который составляет 430,3 кв. м и равен показателю общей площади мест общего пользования.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану указанного дома (том 3, листы 125 - 127) общая площадь мест общего пользования составляет 430,3 кв. м (216,5 кв. м + 61,2 кв. м +50,2 кв. м + 50,9 кв. м + 51,5 кв. м = 430,3 кв. м).
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, расчет самого заявителя изначально был основан на признании того, что площадь общих помещений, входящих в состав общего имущества, равна 430,3 кв. м, а распределяемый объем электрической энергии на общедомовые нужды, определенный по нормативу потребления, составил 1721,2 кВтч в месяц (том 2, листы 17 - 18).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при расчете платы за общедомовое потребление электроэнергии должен использоваться показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 430,3 кв. м.
Таким образом, объем коммунального ресурса (электрической энергии), предоставленного на общедомовые нужды за спорные расчетные периоды, с использованием норматива, по квартире <...> составляет 49,90 кВтч в месяц, исходя из следующего расчета: 4 кВтч x 430,3 кв. м x 81,1 кв. м / 2797,3 кв. м. Расчет инспекции соответствует действующему законодательству.
Доводы общества об обратном правомерно отклонены судом как не соответствующие законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Между тем в платежных документах за расчетные периоды с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года при расчете размера платы принимались иные объемы потребления (том 2, лист 17; том 3, листы 10 - 35, 77 - 78). Следствием этого явился обсчет потребителя, проживающего в указанной квартире, на 393 руб. 06 коп.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления, является нарушением установленного Правилами N 354 порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно предписала обществу произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" за период с ноября 2012 года по сентябрь 2014 года на сумму 393 руб. 06 коп.
Следовательно, предписание административного органа в этой части соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно абзацу второму пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 164 по проспекту Троицкий в городе Архангельске оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (том 2, лист 18).
В соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество при расчете размера платы за отопление в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме считает необходимым использовать показатель 2480,5 кв. м. По мнению заявителя, в общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме не подлежит включению площадь подвального помещения (316,8 кв. м).
Вместе с тем инспекция при расчете исходила из того, что общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м.
Доводы подателя жалобы о том, что расчет стоимости услуг по отоплению на общедомовые нужды, сделанный инспекцией в оспариваемом предписании, основан на ошибочных сведениях об общей площади всех жилых и нежилых помещениях, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно техническому паспорту на указанный многоквартирный дом общая площадь жилых помещений составляет 2027,1 кв. м, а общая площадь нежилых помещений - 770,2 кв. м (том 1, листы 45 - 46). Таким образом, общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 2797,3 кв. м (2027,1 кв. м + 770,2 кв. м). Из технического паспорта также усматривается, что отапливаемой площадью является площадь помещений, равная 2797,3 кв. м (т. 1, л. 47).
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о том, что при расчете платы за отопление должен использоваться указанный в техническом паспорте показатель общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, равный 2797,3 кв. м. Расчет платы за отопление, выполненный ответчиком и приведенный в оспариваемом предписании (том 3, листы 79-80) соответствует действующему законодательству и фактическому положению дел.
Доводы общества об обратном правомерно отклонены судом как не соответствующие законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В платежных документах за расчетные периоды с сентября 2012 года по октябрь 2014 года потребителю, проживающему в квартире <...> указанного жилого дома, предъявлены к оплате суммы за отопление больше, чем суммы платы отопление, определенные инспекцией (том 3, листы 36, 65, 79 - 80). Следствием неправомерного предъявления обществом излишних сумм явился обсчет потребителя, проживающего в указанной квартире, на 3815 руб. 06 коп.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "услуги по теплоснабжению", превышающих размер платы, рассчитанный в соответствии с Правилами N 354, является нарушением установленного этими Правилами порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно предписала обществу произвести потребителю, проживающему в квартире <...>, перерасчет по статье "услуги по теплоснабжению" на сумму 3815 руб. 06 коп.
Следовательно, предписание административного органа в этой части также соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, исходя из оценки решения суда первой инстанции в части обжалуемых в апелляционном порядке эпизодов, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требования в оспариваемой части.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в сумме 3000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1500 руб.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2015 года подателю апелляционной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с заявителя в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2015 года по делу N А05-2556/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (ОГРН 1072901016726; ИНН 2901172376; место нахождения: 163015, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 15, корпус 1, офис 207) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)