Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А21-4799/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А21-4799/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22175/2014) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2014 по делу N А21-4799/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис"
к Территориальному отделу Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и городе Советске
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (ОГРН 1103914000486; адрес:, г. Неман Калининградской области, ул. Советская, д. 23; далее - заявитель, Общество, ООО "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и городе Советске (далее Управление, административный орган) от 27.05.2014 N 97 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.07.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит решение от 21.07.2014 отменить и удовлетворить заявленные требования. Как указывает податель жалобы, на Общество не распространяются требования пункта 2.12 СП 2.2.2.1327-03, так как ООО "Жилкомсервис" оказывает населению услуги по управлению жилищным фондом и не осуществляет проектирование, внедрение в производство и осуществление технологических процессов и эксплуатацию производственного оборудования в отраслях промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства. ООО "Жилкомсервис" не выполняет своими силами работы по обслуживанию инженерного оборудования, а в качестве заказчика привлекает для указанных целей третьих лиц. Также податель жалобы не согласен с выводами суда о нарушении СанПин 2.1.4.2496-09 в части непроведения производственного контроля качества горячей воды после водонагревателей в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором, в лабораториях, аккредитованных в установленном законодательством порядке, так как распределительные сети централизованного горячего водоснабжения не относятся к объектам обслуживания управляющей организации.
Стороны извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Управления поступили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей и отзыв на апелляционную жалобу Общества, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Калининградской области N 153 от 25.03.2014 в отношении ООО "Жилкомсервис" проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проверки Управлением 05.05.2014 составлен акт проверки N 153, в котором зафиксированы нарушения статей 11, 19, 25, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": ООО "Жилкомсервис" не соблюдаются требования СП 2.2.2.1327-03 "Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" (СП 2.2.2.1327-03), СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (СанПиН 2.1.4.2496-09), а именно: пункта 2.12 СП 2.2.2.1327-03 в части организации чистки, стирки и других видов профилактической обработки специальной одежды и других средств индивидуальной защиты. В ходе проверки не представлены документы, подтверждающие чистку и стирку спецодежды и средств индивидуальной защиты; пунктов 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.2496-09 в части проведения производственного контроля качества горячей воды после водонагревателей в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором, в лабораториях, аккредитованных в установленном законом порядке.
В связи с выявленными нарушениями 15.05.2014 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 97 по статье 6.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 97 от 27.05.2014 ООО "Жилкомсервис" привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеустановленной квалификацией с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ООО "Жилкомсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о законности вынесенного Управлением постановления.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и позицию Управления, изложенную в отзыве на нее, пришла к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Статьей 32 Закона N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (часть 1); производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 2); лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (часть 3).
Пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1); правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2); распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и другое)
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Действительно, в соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 при любой системе теплоснабжения и СЦГВ лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды должен проводиться в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором.
Вместе с тем, из материалов дела не следует и административным органом в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не доказано, что Общество, являющееся управляющей компанией, имеет доступ к распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором. Этот вопрос административным органом в ходе проверки не исследовался. Материалами дела также не подтверждается, что Общество осуществляет нагрев горячей воды в теплообменниках, являющихся общим имуществом собственников жилых помещений.
Ссылка суда первой инстанции на положения статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, анализ которых позволил сделать вывод о том, что Общество, принявшее в управление многоквартирный жилой дом, должно обеспечить такое содержание общего имущества в многоквартирном доме, при котором были бы обеспечены меры санитарно-эпидемиологического благополучия в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть признана обоснованной, так как судом не учтено, что распределительные сети централизованного горячего водоснабжения не относятся к объектам обслуживания управляющей организации.
Контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода), предусмотренный Приложением N 2 к договору на управление многоквартирным домом, не идентичен производственному лабораторному контролю горячей воды, который в соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 производится исключительно в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором.
По мнению апелляционной коллегии нарушение Обществом пунктов 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.2496-09 административным органом не доказано.
В соответствии с пунктом 2.12 Санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2003 (введены в действие постановлением от 23.05.2003 N 100, зарегистрированы в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4720) работа без предусмотренных спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) не допускается. Руководством организаций должно быть организовано правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других СИЗ, на которые оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке.
ООО "Жилкомсервис" является исполнителем основных работ по содержанию жилого фонда (устранение неисправностей системах водопровода и канализации, устранение неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения, прочистка канализационного лежака, проверка исправности канализационных вытяжек, ремонт печей и очагов, герметизация участков гребней стальной кровли и др., ремонт просевших отмосток, изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений, герметизация гребней и свищей в местах протечек кровли и т.д.).
В ходе исполнения работ по содержанию жилого фонда сотрудники ООО "Жилкомсервис" контактируют с вредными и опасными производственными факторами, такими как материалы зараженные, в том числе микроорганизмами второй группы патогенности, физические перегрузки, сварочный аэрозоль, в том числе марганец содержанием 20% и более, работы на высоте, работы по обслуживанию ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше постоянного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтаж, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках, что подтверждается списком контингента работников, подлежащих прохождению предварительного периодического медицинского осмотра подготовленного в соответствии приложения N 1, N 2, N 3 Приказа Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
В соответствии с требованиями пунктов 1.2, 1.3, 2.12 СП 2.2.2.1327-03 при проведении строительных, ремонтных, аварийно-восстановительных работ руководством организации должна быть организована выдача, правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других СИЗ.
Разделом 2.7 Требования к применению средств индивидуальной защиты работников Постановления Минтруда России от 16.08.2002 N 61 (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства" (зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2002 N 3847) предусмотрено, что работникам, занятым в работах, связанных с загрязнением, с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, выдаются бесплатно сертифицированная специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми отраслевыми нормами. Выдача работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по установленным нормам производится за счет средств работодателя.
Работодатель должен обеспечивать своевременную выдачу, химическую чистку, стирку, ремонт, а на работах, связанных со значительной запыленностью и воздействием опасных и производственных факторов, кроме того, обеспыливание, обезвреживание специальной одежды и других средств индивидуальной защиты за счет средств организации в сроки, устанавливаемые по согласованию с профсоюзным комитетом и местными центрами санэпиднадзора.
Доводы жалобы о том, что ООО "Жилкомсервис" не выполняет своими силами работы по обслуживанию инженерного оборудования, а в качестве заказчика привлекает для указанных целей третьих лиц, не подтверждены документально. Вместе с тем, в материалах дела имеется Список работников Общества, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотров, из которого усматривается, что сотрудники Общества осуществляют газосварочные работы, кровельные, электроремонтные, слесарно-технические, предполагающие использование спецодежды.
Данное нарушение доказано и подтверждается материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по недопущению правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в его действия субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции исследована процедура привлечения Общества к административной ответственности, нарушений не установлено.
Несмотря на ошибочность выводов суда в отношении нарушения Обществом пунктов 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.1.4.2496-09, в целом это не привело к принятию неправильного решения, так как иные нарушения санитарных норм в части организации чистки, стирки и других видов профилактической обработки специальной одежды и других средств индивидуальной защиты административным органом установлены и доказаны.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 июля 2014 года по делу N А21-4799/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)