Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу заявителя С.Ю., поступившую в суд кассационной инстанции 24 апреля 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению С.Ю. к Управе района "Аэропорт" города Москвы, ДЖП и ЖФ города Москвы, Префектуре САО города Москвы, С.В., С.И., С.М., С.К. о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет,
С.Ю. обратился в суд с заявлением к Управе района "Аэропорт" города Москвы, ДЖП и ЖФ города Москвы, Префектуре САО города Москвы, С.В., С.И., С.М., С.К. о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 09 августа 2013 года заявленные С.Ю. требования удовлетворены, постановлено:
- признать распоряжение N 46 от 09 апреля 2009 года, вынесенное Заместителем Главы Управы района "Аэропорт" города Москвы о снятии заявителя С.Ю. с жилищного учета - незаконным.
- обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы восстановить заявителя С.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2014 года решение суда отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных С.Ю. требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель С.Ю. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что семья С.Ю. в составе 4 человек с 1988 года проживала в комнате N 2 размером 31,94 кв. м в трехкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу:; распоряжением Префекта САО города Москвы от 15 декабря 1993 года семья С.Ю. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному округу "Аэропорт"; распоряжением Префекта САО города Москвы от 02 сентября 1997 года семье С.Ю. предоставлена по договору социального найма освободившаяся комната N 3 размером 23,7 кв. м; на основании распоряжения Префекта САО города Москвы от 29 октября 2008 года между С.И. (жена С.Ю.) и ДЖП и ЖФ города Москвы 05 декабря 2008 года с использованием ипотечного кредита заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу:, общей площадью 60,8 кв. м, жилой площадью 30,6 кв. м; распоряжением Управы района "Аэропорт" города Москвы от 09 апреля 2009 года семья С.Ю. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что жена С.Ю. - С.И. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Обратившись в суд с настоящим заявлением, С.Ю. исходил из того, что распоряжение Управы района "Аэропорт" города Москвы от 09 апреля 2009 года, по его мнению, является незаконным, поскольку при разрешении вопроса о снятии его семьи с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не было учтено то, что санитарно-эпидемиологическое состояние занимаемых его семьей комнат не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2645-10.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд по мотивам, изложенным в решении суда пришел к выводу об удовлетворении заявленных С.Ю. требований; при этом, суд исходил из того, что распоряжение Управы района "Аэропорт" города Москвы от 09 апреля 2009 года о снятии С.Ю. и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, поскольку при вынесении данного распоряжения не учтено санитарно-эпидемиологическое состояние комнат, занимаемых семьей С.Ю.; таким образом, заявленные С.Ю. требования должны быть удовлетворены.
Отменяя решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение, которым в удовлетворении заявленных С.Ю. требований отказано, судебная коллегия исходила из того, что решение суда требованиям материального закона не отвечает, поскольку согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям (п. 7); в силу п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; указанным Положением установлена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям (п. 44), а также что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абз. 3 п. 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; Территориальным отделом Роспотребнадзора по САО города Москвы сообщено, что квартира <...> в настоящем ее состоянии не отвечает требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", параметра микроклимата и по санитарному состоянию, а по вопросам технического состояния заявление С.Ю. направлено в Жилищную инспекцию; С.Ю. разъяснены положения Постановления Правительства от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"; какого-либо решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения комнат N 2 и N 3, расположенных в кв. города Москвы, непригодным для проживания, не принималось; таким образом, каких-либо правовых оснований для признания неправомерным учета площади жилых комнат N 2 и N 3 при разрешении вопроса о снятии семьи С.Ю. с учета граждан, нуждающихся, в улучшении жилищных условий и вынесении оспариваемого распоряжения в настоящем случае не имеется; в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; в соответствии со ст. 9 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей жилой площадью для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя; для определения размера площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи; учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям; согласно п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29, жители города Москвы снимаются с жилищного учета: при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений; при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях; в результате приобретения женой С.Ю. - С.И. однокомнатной квартиры, площадью жилого помещения 37,3 кв. м, расположенной по адресу: город, жилищные условия семьи С.Ю. улучшены, в связи с чем оснований для сохранения семьи С.Ю. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий утрачены; каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения о снятии семьи С.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным в настоящем случае не имеется, поскольку указанное распоряжение соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и каких-либо жилищных прав и законных интересов С.Ю. и членов его семьи не нарушает.
Выводы судебной коллегии в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья С.Ю. незаконно снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как постановка на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий произведена до 01 марта 2005 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; согласно ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека; учитывая, что семье С.Ю. по договору социального найма предоставлены комнаты N 2, жилой площадью 20,5 кв. м и N 3, жилой площадью 15,2 кв. м в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу:, а также с учетом принадлежащей супруге С.Ю. на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: город, жилой площадью 19,0 кв. м, семья С.Ю. обеспечена жилой площадью выше нормы предоставления (20,5 кв. м + 15,2 кв. м + 19,0 кв. м) / 4 = 13,6 кв. м на человека по ранее действовавшему законодательству; согласно ст. 9 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей жилой площадью для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя; для определения размера площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи; учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям; таким образом, учитывая, что семье С.Ю. по договору социального найма предоставлены комнаты N 2, общей площадью 31,94 кв. м и N 3, общей площадью 23,68 кв. м в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу:, а также с учетом принадлежащей супруге С.Ю. на праве собственности квартиры, расположенной по адресу:, общей площадью 37,3 кв. м, семья С.Ю. обеспечена жилой площадью выше нормы предоставления (31,94 кв. м + 23,68 кв. м + 37,3 кв. м) / 4 = 23,23 кв. м на человека.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы заявителя С.Ю. не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
В передаче кассационной жалобы заявителя С.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению С.Ю. к Управе района "Аэропорт" города Москвы, ДЖП и ЖФ города Москвы, Префектуре САО города Москвы, С.В., С.И., С.М., С.К. о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.05.2014 N 4Г/2-4917/14
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. N 4г/2-4917/14
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу заявителя С.Ю., поступившую в суд кассационной инстанции 24 апреля 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению С.Ю. к Управе района "Аэропорт" города Москвы, ДЖП и ЖФ города Москвы, Префектуре САО города Москвы, С.В., С.И., С.М., С.К. о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет,
установил:
С.Ю. обратился в суд с заявлением к Управе района "Аэропорт" города Москвы, ДЖП и ЖФ города Москвы, Префектуре САО города Москвы, С.В., С.И., С.М., С.К. о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 09 августа 2013 года заявленные С.Ю. требования удовлетворены, постановлено:
- признать распоряжение N 46 от 09 апреля 2009 года, вынесенное Заместителем Главы Управы района "Аэропорт" города Москвы о снятии заявителя С.Ю. с жилищного учета - незаконным.
- обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы восстановить заявителя С.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2014 года решение суда отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных С.Ю. требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель С.Ю. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что семья С.Ю. в составе 4 человек с 1988 года проживала в комнате N 2 размером 31,94 кв. м в трехкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу:; распоряжением Префекта САО города Москвы от 15 декабря 1993 года семья С.Ю. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному округу "Аэропорт"; распоряжением Префекта САО города Москвы от 02 сентября 1997 года семье С.Ю. предоставлена по договору социального найма освободившаяся комната N 3 размером 23,7 кв. м; на основании распоряжения Префекта САО города Москвы от 29 октября 2008 года между С.И. (жена С.Ю.) и ДЖП и ЖФ города Москвы 05 декабря 2008 года с использованием ипотечного кредита заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу:, общей площадью 60,8 кв. м, жилой площадью 30,6 кв. м; распоряжением Управы района "Аэропорт" города Москвы от 09 апреля 2009 года семья С.Ю. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что жена С.Ю. - С.И. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Обратившись в суд с настоящим заявлением, С.Ю. исходил из того, что распоряжение Управы района "Аэропорт" города Москвы от 09 апреля 2009 года, по его мнению, является незаконным, поскольку при разрешении вопроса о снятии его семьи с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не было учтено то, что санитарно-эпидемиологическое состояние занимаемых его семьей комнат не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2645-10.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд по мотивам, изложенным в решении суда пришел к выводу об удовлетворении заявленных С.Ю. требований; при этом, суд исходил из того, что распоряжение Управы района "Аэропорт" города Москвы от 09 апреля 2009 года о снятии С.Ю. и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, поскольку при вынесении данного распоряжения не учтено санитарно-эпидемиологическое состояние комнат, занимаемых семьей С.Ю.; таким образом, заявленные С.Ю. требования должны быть удовлетворены.
Отменяя решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение, которым в удовлетворении заявленных С.Ю. требований отказано, судебная коллегия исходила из того, что решение суда требованиям материального закона не отвечает, поскольку согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям (п. 7); в силу п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; указанным Положением установлена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям (п. 44), а также что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абз. 3 п. 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; Территориальным отделом Роспотребнадзора по САО города Москвы сообщено, что квартира <...> в настоящем ее состоянии не отвечает требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", параметра микроклимата и по санитарному состоянию, а по вопросам технического состояния заявление С.Ю. направлено в Жилищную инспекцию; С.Ю. разъяснены положения Постановления Правительства от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"; какого-либо решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения комнат N 2 и N 3, расположенных в кв. города Москвы, непригодным для проживания, не принималось; таким образом, каких-либо правовых оснований для признания неправомерным учета площади жилых комнат N 2 и N 3 при разрешении вопроса о снятии семьи С.Ю. с учета граждан, нуждающихся, в улучшении жилищных условий и вынесении оспариваемого распоряжения в настоящем случае не имеется; в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; в соответствии со ст. 9 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей жилой площадью для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя; для определения размера площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи; учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям; согласно п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29, жители города Москвы снимаются с жилищного учета: при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений; при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях; в результате приобретения женой С.Ю. - С.И. однокомнатной квартиры, площадью жилого помещения 37,3 кв. м, расположенной по адресу: город, жилищные условия семьи С.Ю. улучшены, в связи с чем оснований для сохранения семьи С.Ю. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий утрачены; каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения о снятии семьи С.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным в настоящем случае не имеется, поскольку указанное распоряжение соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и каких-либо жилищных прав и законных интересов С.Ю. и членов его семьи не нарушает.
Выводы судебной коллегии в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья С.Ю. незаконно снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как постановка на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий произведена до 01 марта 2005 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; согласно ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека; учитывая, что семье С.Ю. по договору социального найма предоставлены комнаты N 2, жилой площадью 20,5 кв. м и N 3, жилой площадью 15,2 кв. м в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу:, а также с учетом принадлежащей супруге С.Ю. на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: город, жилой площадью 19,0 кв. м, семья С.Ю. обеспечена жилой площадью выше нормы предоставления (20,5 кв. м + 15,2 кв. м + 19,0 кв. м) / 4 = 13,6 кв. м на человека по ранее действовавшему законодательству; согласно ст. 9 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей жилой площадью для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя; для определения размера площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи; учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям; таким образом, учитывая, что семье С.Ю. по договору социального найма предоставлены комнаты N 2, общей площадью 31,94 кв. м и N 3, общей площадью 23,68 кв. м в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу:, а также с учетом принадлежащей супруге С.Ю. на праве собственности квартиры, расположенной по адресу:, общей площадью 37,3 кв. м, семья С.Ю. обеспечена жилой площадью выше нормы предоставления (31,94 кв. м + 23,68 кв. м + 37,3 кв. м) / 4 = 23,23 кв. м на человека.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы заявителя С.Ю. не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы заявителя С.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению С.Ю. к Управе района "Аэропорт" города Москвы, ДЖП и ЖФ города Москвы, Префектуре САО города Москвы, С.В., С.И., С.М., С.К. о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья
Московского городского суда
А.А.КНЯЗЕВ
Московского городского суда
А.А.КНЯЗЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)