Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истцы являются собственниками квартиры, представили на согласование в орган местного самоуправления заявление о переустройстве помещения. Орган местного самоуправления отказал истцам в согласовании переустройства жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик Арсланова Е.А.
Судья Ксенофонтов И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Димитриевой Л.В.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу истцов А.А.Г., А.М., Б., их представителя М. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 июня 2015 года по гражданскому делу по иску А.А.А., А.М., Б. к администрации города Новочебоксарска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, обязании принять решение о согласовании,
установила:
А.А.Г., А.М., Б. с учетом последующего уточнения обратились в суд с исковым заявлением к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения.
В обоснование требований указали, что являются собственниками (по 1/3 доли каждый) квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>. 25 ноября 2014 года истцы представили в администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики на согласование заявление о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления. Решением администрация г. Новочебоксарска ЧР от 26 декабря 2014 года N 127 отказано в согласовании переустройства указанного жилого помещения.
Истец А.А.Г., а также представитель М. в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Истцы А.М. и Б. на судебное заседание не явились, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарска Х., а также представитель третьего лица МБУ "Архитектурно-градостроительного управления г. Новочебоксарска" - С. в удовлетворении исковых требований просили отказать по причине их несостоятельности, заявив, что обжалуемое решение является законным по указанным в нем основаниям.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 июня 2015 года отказано в удовлетворении заявления А.А.Г., А.М., Б. о признании незаконным решения администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 26 декабря 2014 года N 127 об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>.
Указанное решение суда обжаловано истцами и их представителем по мотиву его необоснованности. Заявители полагают, что выводы суда основаны лишь на позиции ответчика, который в обоснование своих доводов не представил доказательства, подтверждающие ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. По мнению истцов, переустройство их жилого помещения не затрагивает и не уменьшает общее имущество собственников квартир этого дома, в связи с чем согласие всех собственников квартир не требуется.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав истца А.А.Г., представителя истцов М., поддержавших доводы своей жалобы, представителя ответчика Х., полагавшего необходимым оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Истцы, являясь собственниками квартиры N, расположенной на <данные изъяты> этаже в многоквартирном доме N по <адрес>, 25 ноября 2014 года обратились к администрации г. Новочебоксарска с заявлением о согласовании переустройства принадлежащего им жилого помещения, заключающегося в его оборудовании системой индивидуального отопления, в жилом доме, имеющем центральное отопление.
Решением Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 26 декабря 2014 года N 127 заявителям отказано в согласовании переустройства жилого помещения в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ). Так, согласно рабочей документации при установке двухконтурного котла BOSCH <данные изъяты> с закрытой камерой сгорания выброс дыма предусмотрен через фасадную стену многоквартирного дома, при этом дымоход выводится за пределы габаритов лоджии, что не отвечает требованиям законодательства, а именно:
- - пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, согласно которому переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются;
- - пункту 6.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе", предусматривающему, что устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого дома запрещается.
Кроме того, как на основание для отказа в данном согласовании администрация ссылается на пункт 15 статьи 14 Федерального закона N 190 "О теплоснабжении", а также непредставление определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, а именно согласия собственников многоквартирного дома N <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Поскольку истцами согласие собственников многоквартирного дома по вопросу о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры, в ходе которого будут использоваться, а также вносится изменения в состав имущества многоквартирного дома не получено, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска правильными, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из представленной проектной документацией следует, что отвод продуктов сгорания от котла осуществляется посредством коаксиального дымохода, выведенного за пределы габаритов лоджии. При этом, в результате переустройства производится отключение квартиры истца от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данное переустройство влечет за собой изменение схем инженерного оборудования дома в целом. Однако, изменений в схему теплоснабжения дома в целом не внесено, в то время как перевод квартир в многоквартирном доме на индивидуальное возможен только с в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2).
В соответствии с пунктом 6.3 Свода правил "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" СП 41-108-2004 устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.
Поскольку проект переустройства жилого помещения нарушает приведенные нормы и правила, затрагивает общее имущество жильцов многоквартирного дома и внутридомовую систему отопления, то есть ведет к изменению схемы теплоснабжения дома, в удовлетворении требований отказано обоснованно.
На основании части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Таким образом, внутридомовые системы тепло и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, а уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем реконструкции системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения. В данном случае, согласие всех собственников на реконструкцию системы отопления в квартире истцов не получено, и доказательств изменения схемы теплоснабжения дома не приведено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истцов А.А.Г., А.М., Б., их представителя М. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3625/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, обязании принять решение о согласовании.Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истцы являются собственниками квартиры, представили на согласование в орган местного самоуправления заявление о переустройстве помещения. Орган местного самоуправления отказал истцам в согласовании переустройства жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу N 33-3625/2015
Докладчик Арсланова Е.А.
Судья Ксенофонтов И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Димитриевой Л.В.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу истцов А.А.Г., А.М., Б., их представителя М. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 июня 2015 года по гражданскому делу по иску А.А.А., А.М., Б. к администрации города Новочебоксарска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, обязании принять решение о согласовании,
установила:
А.А.Г., А.М., Б. с учетом последующего уточнения обратились в суд с исковым заявлением к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения.
В обоснование требований указали, что являются собственниками (по 1/3 доли каждый) квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>. 25 ноября 2014 года истцы представили в администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики на согласование заявление о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления. Решением администрация г. Новочебоксарска ЧР от 26 декабря 2014 года N 127 отказано в согласовании переустройства указанного жилого помещения.
Истец А.А.Г., а также представитель М. в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Истцы А.М. и Б. на судебное заседание не явились, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарска Х., а также представитель третьего лица МБУ "Архитектурно-градостроительного управления г. Новочебоксарска" - С. в удовлетворении исковых требований просили отказать по причине их несостоятельности, заявив, что обжалуемое решение является законным по указанным в нем основаниям.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 июня 2015 года отказано в удовлетворении заявления А.А.Г., А.М., Б. о признании незаконным решения администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 26 декабря 2014 года N 127 об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>.
Указанное решение суда обжаловано истцами и их представителем по мотиву его необоснованности. Заявители полагают, что выводы суда основаны лишь на позиции ответчика, который в обоснование своих доводов не представил доказательства, подтверждающие ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. По мнению истцов, переустройство их жилого помещения не затрагивает и не уменьшает общее имущество собственников квартир этого дома, в связи с чем согласие всех собственников квартир не требуется.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав истца А.А.Г., представителя истцов М., поддержавших доводы своей жалобы, представителя ответчика Х., полагавшего необходимым оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Истцы, являясь собственниками квартиры N, расположенной на <данные изъяты> этаже в многоквартирном доме N по <адрес>, 25 ноября 2014 года обратились к администрации г. Новочебоксарска с заявлением о согласовании переустройства принадлежащего им жилого помещения, заключающегося в его оборудовании системой индивидуального отопления, в жилом доме, имеющем центральное отопление.
Решением Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 26 декабря 2014 года N 127 заявителям отказано в согласовании переустройства жилого помещения в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ). Так, согласно рабочей документации при установке двухконтурного котла BOSCH <данные изъяты> с закрытой камерой сгорания выброс дыма предусмотрен через фасадную стену многоквартирного дома, при этом дымоход выводится за пределы габаритов лоджии, что не отвечает требованиям законодательства, а именно:
- - пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, согласно которому переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются;
- - пункту 6.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе", предусматривающему, что устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого дома запрещается.
Кроме того, как на основание для отказа в данном согласовании администрация ссылается на пункт 15 статьи 14 Федерального закона N 190 "О теплоснабжении", а также непредставление определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, а именно согласия собственников многоквартирного дома N <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Поскольку истцами согласие собственников многоквартирного дома по вопросу о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры, в ходе которого будут использоваться, а также вносится изменения в состав имущества многоквартирного дома не получено, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска правильными, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из представленной проектной документацией следует, что отвод продуктов сгорания от котла осуществляется посредством коаксиального дымохода, выведенного за пределы габаритов лоджии. При этом, в результате переустройства производится отключение квартиры истца от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данное переустройство влечет за собой изменение схем инженерного оборудования дома в целом. Однако, изменений в схему теплоснабжения дома в целом не внесено, в то время как перевод квартир в многоквартирном доме на индивидуальное возможен только с в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2).
В соответствии с пунктом 6.3 Свода правил "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" СП 41-108-2004 устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.
Поскольку проект переустройства жилого помещения нарушает приведенные нормы и правила, затрагивает общее имущество жильцов многоквартирного дома и внутридомовую систему отопления, то есть ведет к изменению схемы теплоснабжения дома, в удовлетворении требований отказано обоснованно.
На основании части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Таким образом, внутридомовые системы тепло и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, а уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем реконструкции системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения. В данном случае, согласие всех собственников на реконструкцию системы отопления в квартире истцов не получено, и доказательств изменения схемы теплоснабжения дома не приведено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истцов А.А.Г., А.М., Б., их представителя М. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)