Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.01.2015 ПО ДЕЛУ N 334-421/2015

Требование: О выселении с предоставлением другого жилого помещения.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает, что проживание в доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственников таких жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N 334-421/2015


Судья: Бросова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Самодуровой Н.Н., Набок Л.А.
с участием прокурора Золиной Т.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Г.А.Г., Г.Р.Д. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., заключение прокурора Золиной Т.В., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Департамент управления имуществом т.о. Самара обратился в суд с иском к Г.А.Г., Г.Р.Д. о выселении с предоставлением другого жилого помещения. В исковом заявлении указано, что Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара" на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, Самарской области и федерального бюджета. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N, на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений у застройщика в жилых домах, расположенных в Красноглинском районе города Самара, в микрорайоне Крутые ключи. Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной муниципальным предприятием городского округа Самара "ЕИРЦ", в комнате, расположенной в коммунальной <адрес> проживают и зарегистрированы: Г.А.Г., ее сын - Г.Р.Д. Указанный жилой объект находится в собственности Г.А.Г. В целях реализации вышеуказанной Программы Департамент управление имуществом городского округа Самара предложили ответчикам заключить договор мены, по которому: Г.А.Д., Г.Р.Д. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение - однокомнатную изолированную квартиру, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>. От предложенного жилого помещения ответчики отказались, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.08.2010 N 164-р собственникам жилых помещений в доме, расположенных по адресу: <адрес>, рекомендовано осуществить снос указанного дома. До настоящего времени собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не осуществлен снос указанного дома, что свидетельствует о невыполнении Распоряжения. В результате неисполнения собственниками требований Распоряжения о сносе указанного дома органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, которое, в свою очередь, подлежит регистрации в Управлении Росреестра по Самарской области, для издания такого решения органу местного самоуправления необходимо идентифицировать земельный участок, собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, необходимо оформление права собственности ответчиков на долю земельного участка, на котором расположен <адрес>, для определения выкупной цены, подлежащей возмещению ответчикам, проведение оценки рыночной стоимости изымаемого жилого помещения необходимо для определения выкупной цены указанного помещения с целью соблюдения требований ст. 32 ЖК РФ, проведение данных мероприятий является длительным процессом и требует значительных финансовых затрат для собственников жилых помещений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и то, что проживание в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений, истец просил суд выселить Г.А.Г., Г.Р.Д. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> посредством заключения договора мены жилого помещения.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить, как необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Департамента.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, Г.А.Г. и Г.Р.Д. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с правилами частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ Главы городского округа Самара "О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными": многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным. Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в указанном доме по договору социального найма другие жилые вмещения в соответствии с жилищным законодательством; отселение физических лиц из многоквартирного дома завершить до конца ДД.ММ.ГГГГ; собственникам аварийного многоквартирного дома осуществить снос дома до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20). Указанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара" на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.07.2011 г. N 741. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, действующим от имени городского округа Самара, в целях обеспечения муниципальных нужд, заключен муниципальный контракт с ППСО АО "АВИАКОР" на приобретение жилых помещений у Застройщика в жилых домах, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара, в соответствии с областной адресной программой "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области" и долгосрочной целевой адресной программой г.о. Самара "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара" на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями к отделке передаваемых Участнику долевого строительства объектов (л.д. 9).
Судом первой инстанции установлено, что в комнате площадью <данные изъяты> в коммунальной квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: Г.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Г.Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 18). Лицевой счет N на комнату открыт на имя Г.А.Г. (л.д. 22). Согласно лицевому счету фактически в квартире проживают 2 человека.
Г.А.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> долей в праве в общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> по <адрес> (л.д. 89, 90, 91).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права квартира по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>, является собственностью Муниципального образования городской округ Самара (л.д. 16, 18). Квартира поставлена на кадастровый учет (л.д. 7 - 8).
Согласно смотровому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Г.А.Г. была осмотрена квартира по адресу: <адрес>, переезжать она не согласилась, в связи с отдаленностью узких специалистов в поликлинике, указала, что является <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ N, справкой КЭК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). По сообщению Министерства здравоохранения Самарской области медицинская помощь жителям микрорайона Крутые Ключи оказывается силами поликлинического отделения ГБУЗ Самарской области "Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника", ее фактический адрес: <адрес>, что не опровергает доводы ответчика Г.А.Г. об отсутствии в поликлинике микрорайона Крутые Ключи необходимых ей, в связи с ее состоянием здоровья, врачей-специалистов (л.д. 48).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности, не может быть удовлетворено, если между этими органами власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого. То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше Законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства (ст. 32 ЖК РФ).
Установив, что Г.А.Г., Г.Р.Д. не предлагалось выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, доказательств, подтверждающих, что между сторонами было достигнуто соглашение о предоставлении ответчикам другого жилого помещения взамен изымаемого, не представлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Г.А.Г., Г.Р.Д. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)