Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Галиханова Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.
и судей Вьюговой Н.М., Ермиловой В.В.
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В.
дело по апелляционной жалобе представителя П.А., П.В. - А.
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 6 июня 2013 г., которым постановлено исковое заявление П.А. ***, П.В. *** к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма оставить без удовлетворения,
П.А., П.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с ними договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований истцы пояснили, что П.В. является отцом П.А., они зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире площадью ** кв. м и проживают в ней с ** г. на основании служебного ордера, выданного Пролетарским исполкомом г. Москвы на П.В., его супругу П.Р., дочь П.Н. и сына П.А. Жена П.А. - Д.О.В., с сыном П.Л. зарегистрированы в квартире по адресу: ***, площадью ** кв. м, где, кроме указанных лиц, зарегистрированы мать Д.О.В. - Д.О.Б., и ее брат Д.В.В. Матери П.А. - П.Р., на основании распоряжения Префекта предоставлена квартира по адресу: ***, как очереднику по улучшению жилищных условий, площадь данной квартиры составляет ** кв. м, в настоящее время указанная квартира приватизирована. *** г. П.В. отказано Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма со ссылкой на постановление Правительства Москвы N 711-ПП. Данный отказ является необоснован, поскольку квартира используется для проживания с *** г., оплата жилищно-коммунальных услуг производится своевременно.
П.В. и П.А. в судебное заседание не явились, их представитель А. иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого с удовлетворением иска просит представитель П.А., П.В. - А.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
При вынесении обжалуемого решения суд признал установленным, что квартира, расположенная по адресу: ***, общей площадью ** кв. м, жилой площадью *** кв. м, на основании служебного ордера N ***, выданного Пролетарским исполкомом *** г., была предоставлена П.В. на семью из четырех человек: ему (П.В.), супруге П.Р., дочери П.Н., сыну П.А. В спорной квартире зарегистрированы и проживают П.В. с *** г., П.А. с *** г. П.А. является сыном П.В. Жена П.А. - Д.О.В., с сыном П.Л. зарегистрированы в квартире по адресу: *** площадью ** кв. м, в которой, кроме указанных лиц зарегистрированы мать Д.О.В. - Д.О.Б., и ее брат Д.В.В. Матери П.А. - П.Р., на основании распоряжения Префекта предоставлена квартира по адресу: ***, как очереднику по улучшению жилищных условий, площадь данной квартиры составляет ** кв. м, в настоящее время квартира приватизирована. *** г. П.В. отказано Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма со ссылкой на постановление Правительства Москвы N 711-ПП.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" с гражданами, занимающими жилые помещения, ранее предоставленные им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, имеющими стаж трудовой деятельности в организациях (предприятиях), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставивших жилое помещение, менее 10 лет и продолжающими работать в этих организациях (предприятиях), заключаются договоры найма служебного жилого помещения в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 20 указанного Закона города Москвы. Согласно п. п. 3, 5 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека, жилое помещение из жилищного фонда г. Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Спорная квартира была предоставлена П.В. и его семье в качестве служебной в связи с наличием трудовых отношений в УВД ЮАО г. Москвы, сведений о том, что статус данной квартиры в установленном порядке не изменялся, материалы дела не содержат, собственником данной квартиры является г. Москва, П.В. и П.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет ** кв. м, в указанном помещении зарегистрированы и проживают истцы, таким образом, общая площадь спорной квартиры превышает норму предоставления площади жилого помещения на одного человека, предусмотренную п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Между тем, из материалов дела усматривается, что П.В. прослужил в органах внутренних дел с ** г. по ** г. (л.д. 19) и в этот период ему была предоставлена спорная жилая площадь. Согласно Положению о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (п. 1.1). Отказывая в заключении с истцами договора социального найма, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ссылался приведенную выше норму, на то, что суммарная жилая площадь, находящаяся в пользовании и собственности членов семьи П.В., превышает норму предоставления жилой площади в г. Москве.
Между тем, Определением Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения настоящего решения п. 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП). При этом Верховный Суд РФ отметил, что наделение ст. 13 Жилищного кодекса РФ субъектов Российской Федерации полномочиями в жилищной сфере по определению категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определению порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации не означает права органов государственной власти субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом устанавливать условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, допускающие снижение достигнутого уровня жилищных прав граждан. Анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. В то же время содержание п. 1.1 Положения, утвержденного Правительством Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), указывает на то, что Правительство Москвы, принимая решение об использовании жилых помещений по договору социального найма, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, в общей сложности 10 и более лет, и определяя в связи этим порядок оформления соответствующего договора социального найма, одновременно обусловило оформление (заключение) договора социального найма минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для отказа П.В., П.А. в удовлетворении исковых требований.
Из изложенного следует, что обжалуемое решение постановлено с нарушением норм материального права и подлежит отмене на основании п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ.
В силу ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
Исследовав обстоятельства дела, принимая во внимание приведенные выше положения нормативных актов, судебная коллегия полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Поскольку согласно имеющимся документам в настоящее время нанимателем спорного жилого помещения является П.В., с ним должен быть заключен договор социального найма с включением в него П.А. в качестве члена семьи нанимателя.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 6 июня 2013 г. отменить.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить договор социального найма на квартиру по адресу: ***, с П.В. *** с включением в указанный договор в качестве члена семьи нанимателя П.А. ***.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.10.2013 ПО ДЕЛУ N 11-33966
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. по делу N 11-33966
Судья Галиханова Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.
и судей Вьюговой Н.М., Ермиловой В.В.
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В.
дело по апелляционной жалобе представителя П.А., П.В. - А.
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 6 июня 2013 г., которым постановлено исковое заявление П.А. ***, П.В. *** к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма оставить без удовлетворения,
установила:
П.А., П.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с ними договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований истцы пояснили, что П.В. является отцом П.А., они зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире площадью ** кв. м и проживают в ней с ** г. на основании служебного ордера, выданного Пролетарским исполкомом г. Москвы на П.В., его супругу П.Р., дочь П.Н. и сына П.А. Жена П.А. - Д.О.В., с сыном П.Л. зарегистрированы в квартире по адресу: ***, площадью ** кв. м, где, кроме указанных лиц, зарегистрированы мать Д.О.В. - Д.О.Б., и ее брат Д.В.В. Матери П.А. - П.Р., на основании распоряжения Префекта предоставлена квартира по адресу: ***, как очереднику по улучшению жилищных условий, площадь данной квартиры составляет ** кв. м, в настоящее время указанная квартира приватизирована. *** г. П.В. отказано Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма со ссылкой на постановление Правительства Москвы N 711-ПП. Данный отказ является необоснован, поскольку квартира используется для проживания с *** г., оплата жилищно-коммунальных услуг производится своевременно.
П.В. и П.А. в судебное заседание не явились, их представитель А. иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого с удовлетворением иска просит представитель П.А., П.В. - А.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
При вынесении обжалуемого решения суд признал установленным, что квартира, расположенная по адресу: ***, общей площадью ** кв. м, жилой площадью *** кв. м, на основании служебного ордера N ***, выданного Пролетарским исполкомом *** г., была предоставлена П.В. на семью из четырех человек: ему (П.В.), супруге П.Р., дочери П.Н., сыну П.А. В спорной квартире зарегистрированы и проживают П.В. с *** г., П.А. с *** г. П.А. является сыном П.В. Жена П.А. - Д.О.В., с сыном П.Л. зарегистрированы в квартире по адресу: *** площадью ** кв. м, в которой, кроме указанных лиц зарегистрированы мать Д.О.В. - Д.О.Б., и ее брат Д.В.В. Матери П.А. - П.Р., на основании распоряжения Префекта предоставлена квартира по адресу: ***, как очереднику по улучшению жилищных условий, площадь данной квартиры составляет ** кв. м, в настоящее время квартира приватизирована. *** г. П.В. отказано Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма со ссылкой на постановление Правительства Москвы N 711-ПП.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" с гражданами, занимающими жилые помещения, ранее предоставленные им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, имеющими стаж трудовой деятельности в организациях (предприятиях), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставивших жилое помещение, менее 10 лет и продолжающими работать в этих организациях (предприятиях), заключаются договоры найма служебного жилого помещения в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 20 указанного Закона города Москвы. Согласно п. п. 3, 5 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека, жилое помещение из жилищного фонда г. Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Спорная квартира была предоставлена П.В. и его семье в качестве служебной в связи с наличием трудовых отношений в УВД ЮАО г. Москвы, сведений о том, что статус данной квартиры в установленном порядке не изменялся, материалы дела не содержат, собственником данной квартиры является г. Москва, П.В. и П.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет ** кв. м, в указанном помещении зарегистрированы и проживают истцы, таким образом, общая площадь спорной квартиры превышает норму предоставления площади жилого помещения на одного человека, предусмотренную п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Между тем, из материалов дела усматривается, что П.В. прослужил в органах внутренних дел с ** г. по ** г. (л.д. 19) и в этот период ему была предоставлена спорная жилая площадь. Согласно Положению о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (п. 1.1). Отказывая в заключении с истцами договора социального найма, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ссылался приведенную выше норму, на то, что суммарная жилая площадь, находящаяся в пользовании и собственности членов семьи П.В., превышает норму предоставления жилой площади в г. Москве.
Между тем, Определением Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения настоящего решения п. 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП). При этом Верховный Суд РФ отметил, что наделение ст. 13 Жилищного кодекса РФ субъектов Российской Федерации полномочиями в жилищной сфере по определению категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определению порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации не означает права органов государственной власти субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом устанавливать условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, допускающие снижение достигнутого уровня жилищных прав граждан. Анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. В то же время содержание п. 1.1 Положения, утвержденного Правительством Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), указывает на то, что Правительство Москвы, принимая решение об использовании жилых помещений по договору социального найма, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, в общей сложности 10 и более лет, и определяя в связи этим порядок оформления соответствующего договора социального найма, одновременно обусловило оформление (заключение) договора социального найма минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для отказа П.В., П.А. в удовлетворении исковых требований.
Из изложенного следует, что обжалуемое решение постановлено с нарушением норм материального права и подлежит отмене на основании п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ.
В силу ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
Исследовав обстоятельства дела, принимая во внимание приведенные выше положения нормативных актов, судебная коллегия полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Поскольку согласно имеющимся документам в настоящее время нанимателем спорного жилого помещения является П.В., с ним должен быть заключен договор социального найма с включением в него П.А. в качестве члена семьи нанимателя.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 6 июня 2013 г. отменить.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить договор социального найма на квартиру по адресу: ***, с П.В. *** с включением в указанный договор в качестве члена семьи нанимателя П.А. ***.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)